Пособие для подготовки к итоговому сочинению

Автор: Гончарова Любовь Николаевна

           

Рабочая тетрадь

для  подготовки  к  итоговому

сочинению  2022-2023года.

«Этапы работы над итоговым сочинением».

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

 

          ученика (цы) _____ класса_______

               __________________________________________                                                  

               __________________________________________                                                                                                    

                                                                              

                                                                          Составитель:

                                                                       учитель русского языка и                   

                                                                       литературы

Гончарова Любовь Николаевна   

                                          

                                                     

                                                  2022 г.   

 

 

Рабочая тетрадь является вспомогательным материалом, для подготовки к итоговому сочинению. Пособие содержит систематизированный материал (алгоритм работы над сочинением, образец банка тем, название раздела и подраздела, критерии оценивания, список произведений классической литературы, обязательной для прочтения и содержащей в себе аргументы, практические советы в написании итогового сочинения).         

      Рабочая тетрадь будет полезна   учащимся 11 класса общеобразовательных  учреждений и поможет успешно подготовиться к итоговому сочинению.

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОТОВИМСЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ 2022-2023 г.г.

 

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ?

·        Все 11-классники России пишут сочинение в один день;

·        испытание проходит на базе родной школы;

·        6 тем (по 2 теме из каждого раздела); отведенное время – 235 минут (3 часа 55 мин.), но определенному кругу учащихся могут быть предоставлены дополнительные 90 минут, учащиеся с ОВЗ;

·        Ученику необходимо написать сочинение-рассуждение , объемом не менее 350-ти слов

·        сочинение оценивается по системе «зачет / незачет»;

·        использование текстов литературных произведений запрещено; разрешено использование орфографического словаря (предоставляется организаторами);

·        списывание всего текста или его частей из каких-либо источников недопустимо;

·        качественное сочинение может добавить от 1 до 10 баллов к результату ЕГЭ по русскому языку (действует не во всех ВУЗах России).

 

            ОБРАЗЕЦ КОМПЛЕКТА ТЕМ 2023 ГОДА  

1223

  • Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?

 

1434

  • Что Вы вкладываете в понятие «счастье»?

 

2345

  • Семейные ценности и их место в жизни человека.

 

2456

  • В чём может проявляться любовь к Отечеству?

 

3367

  • Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?

 

3167

·         Чему человек может научиться у природы? 

Примечание. В комплект тем итогового сочинения включены по две темы из каждого раздела банка тем      итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью.

Темы 1, 2 «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».

Темы 3, 4 «Семья, общество, Отечество в жизни человека».

Темы 5, 6 «Природа и культура в жизни человека»

 

 

РАЗДЕЛЫ И ПОДРАЗДЕЛЫ 2022-2023 ГОДА

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

  • 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
  • 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
  • 1.3. Познание человеком самого себя.
  • 1.4. Свобода человека и ее ограничения.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

  • 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
  • 2.2. Человек и общество.
  • 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

3. Природа и культура в жизни человека

  • 3.1. Природа и человек.
  • 3.2. Наука и человек.
  • 3.3. Искусство и человек.

Сочинение оценивается по пяти критериям:

 

номер

критерий

Пояснение

1

Соответствие теме

Соответствие теме сочинения. Тезис соединен с аргументами и выводом. Нельзя подменять понятия. Если сочинение не по теме, то оно дальше не проверяется.

2

Привлечение литературных источников

Экзаменуемый может привлекать для аргументации любые литературные произведения, а также приводить исторические факты и личный опыт. Минимум 1 аргумент должен быть с опорой на литературное произведение

3

Композиционный строй и логичность рассуждения

Оценивают наличие логической цепочки между тезисом, основной частью и заключением.  

5       абзацев:

·        вступление (тезис)

·        собственное мнение, которое будем доказывать аргументами

·        аргумент 1 (доказательство и микровывод)

·        аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)

·        вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.

4

Качество письменной речи

Оценивают речевое оформление, употребление терминов, разнообразие лексики и сложность конструкций.

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5

Грамотность

По критерию выставят «незачет», если на каждые 100 слов текста в среднем будет приходиться более 5 ошибок (учитываются грамматика, орфография и пунктуация).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к работе

1.   Объем сочинения не менее 250 слов

2.   соответствие заданной теме;

3.   наличие аргументации с привлечением литературных источников…

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ

ШАГ I.  ВЫБОР ТЕМЫ.

1.     Задать себе вопросы:

 

    —  Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)

  —  Какую литературу я могу использовать?

   —  Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?

 

 

     2. Выбрать одну из предложенных тем.

 

    При выборе темы надо помнить, что она должна определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.

 

ШАГ 2. СТРАТЕГИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ.

 

После выбора темы задаю себе 3 вопроса !!!

1.     Что писать?

2.     Зачем писать?

3.     Как писать?

 

 

ЧТО (О ЧЁМ)

писать?

ЗАЧЕМ

писать?

КАК

писать?

1.составляю опорный план

1. Определяю основную мысль сочинения.

 

1.  Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение)

 

2. подбираю литературу для аргументации (где данная тема раскрыта лучше?)

2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения

2. Доказываю его, подобрав произведения для аргументации

 

3.  Обдумываю композицию и форму сочинения

 

3. Пишу заключение

 

 

шаг 3 вступление

 

Это может быть:

·       высказывание  своего взгляда  на проблему;

·        вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение  его к разговору;

·        обоснование  причин обращения к этой теме;

·         эмоционально ввод в тему сочинения;

·        использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю

 

1. Вступление (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)

Обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности)

Ø  ретроспективный обзор затрагиваемой темы;

Ø  обоснование необходимости рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня;

Ø   разъяснение основных понятий темы;

Ø  изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д.

2. Основная часть

Аргументация, доказательства+ факты, подтверждающие тезис, утверждение

Ø использование индукции: от конкретного к обобщению;

Ø использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению.

3. Заключение (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)

Выводы (обобщение)

Ø изложение основной мысли в виде итоговых выводов;

Ø  указание на изменчивость проблемы

 

 

 

ВНИМАНИЕ!!!  Выпускникам 2023 года важно помнить, что примеры из личной жизни или истории не могут заменить литературные аргументы к итоговому сочинению, а лишь выступают как вспомогательные, увеличивая количество символов и повышая уникальность текста.

             

  ПРАВИЛЬНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

 

       Помните, что при написании сочинения-рассуждения мало просто сослаться на определенное литературное произведение, вскользь упомянув название и автора. Выбирая аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ-2023, необходимо сделать 3 основных заготовки для использования на экзамене:

·        автор и название произведения;

·        описание, событие, действие героев, подтверждающие или опровергающие вашу позицию;

·        мини-вывод .

Если вам сложно самостоятельно подобрать аргументы к итоговому сочинению, или вы начали готовиться к экзаменам только в начале 2022-2023 учебного года, возьмите на вооружение такие советы:

·        используйте банк аргументов, который можно без труда найти в сети;

·        ознакомьтесь с «универсальными» произведениями, в которых можно найти много примеров по разнообразным направлениям;

·        заучите клише, которые также можно применить при составлении сочинения-рассуждения на разные темы.

 

ВАЖНО!!! Никогда не используйте аргументы из открытого банка в прямом виде, так как при проверке на плагиат ваше сочинение может получить «незачет». Используйте их как подсказку, но ведите рассуждение и делайте выводы своими словами.

 

 

 

 

КЛИШЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2022-2023 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

КЛИШЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ:

ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ

Ø  Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

Ø   Безусловно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …

Ø  Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…

Ø  Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …

Ø  Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

Ø  В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

Ø  Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…

Ø  Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …

Ø  Обратимся к произведениям художественной литературы

Ø  За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

Ø  Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Ø  Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

Ø  Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)

Ø  Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).

Ø  Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).

Интерпретация произведения или его фрагмента:

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ!!!

1.     Критерии №1 и № 2 являются основными.

2.     Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).

3.     При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».

4.     Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

5.     На всю работу отводится 3 часа 55 минут.

6.     Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».

7.     Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.

АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО  СОЧИНЕНИЯ 

Несмотря на то, что темы заранее не известны, предлагаю вашему вниманию   банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме.

РАЗДЕЛ №1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

  • Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
  • Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
  • Можно ли оправдать плохой поступок?
  • Может ли любовь спасти заблудшую душу?

 

 

КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

 

Ø  «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский

Ø  «Евгений Онегин» А. С. Пушкин

Ø  «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин

Ø  «Голодные игры» С. Коллинз

Ø  «Повелитель мух» У. Голдинг 

Ø  «Старуха Изергиль» М. Горький

Ø  «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

Ø  «Евгений Онегин» А. С. Пушкин

Ø  «Зеленая лампа» А. Грин

Ø  «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков

Ø  «Граф Монте-Кристо» А. Дюма

Ø  «Черный человек» С. Есенин

Ø  «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

РАЗДЕЛ №2. СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО, ОТЕЧЕСТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

  • Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
  • Как окружение влияет на ребёнка?
  • На что готов пойти человек ради своей семьи?
  • Человек должен жить для себя или на благо общества?

 

 

КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ  МОЖЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

 

Ø  «Война и мир» Л. Н. Толстой 

Ø  «Анна Каренина» Л. Н. Толстой

Ø  «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер

Ø  «Герой нашего времени» М. Лермонтов

Ø  «Горе от ума» А. С. Грибоедов

Ø  «Гарри Поттер» Дж. Роулинг

Ø  «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь

Ø  «Капитанская дочка» А.Пушкин

РАЗДЕЛ №3. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 

Темы этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои природы в жизни человека. 

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

·        Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?

·        Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?

·        Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?

·        Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?

·        Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

 

КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЖЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

 

 

Ø  «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

Ø  «О дивный новый мир» О. Хаксли

Ø  «Отцы и дети» И. С. Тургенев

Ø  «1984» Дж. Оруэлл

Ø  «Мы» Е. И. Замятин

Ø  «Голодные игры» С. Коллинз

Ø  «Повелитель мух» У. Голдинг 

Ø  «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин

Ø  «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и больше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2022-2023! А чтобы точно быть готовым ко всему, внимательно изучите предложенный материал.

 

 

×
×