Формирование правовой грамотности у учащихся начальной школы

Автор: Шпиро Анжелика Николаевна

Формирование правовой грамотности у учащихся начальной школы

 

На современном этапе развития российского общества роль школы в правовом  образовании учащихся возросла.

Правовое образование — это целенаправленный процесс правового воспитания и обучения,целью которого является формирование правовой культуры школьников, включающее в себя правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании.

     Основными задачами правового образования детей младшего школьного возраста  являются:

1. Понимание школьниками ценностей человеческой жизни.

2. Формирование и развитие у детей правосознания, гражданской ответственности, сознательной дисциплины.

3. Формирование правового поведения, правильного понимания свободы и необходимости.

 

        Основой правового образования в школе является правовое обучение, реализуемое как в урочной так и во внеурочной деятельности учащихся,

В начальной  школе наиболее значительную сумму правовых знаний учащиеся получают в процессе изучения окружающего мира, литературного чтения. Информация, которую предоставляют эти предметы, служит эмоционально насыщенной иллюстрацией к тем или иным нормам права, что способствует развитию и укреплению правосознания учащихся.

Так на уроках окружающего мира дети   изучают   правила поведения и культурного общения с одноклассниками, учителями, работниками школы, правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице,знакомятся с государственной символикой России, правилом прослушивания гимна России, Конституцией – основным законом РФ, правами ребёнка, с государственным устройством, обязанностями граждан, их правами, нравственными нормами жизни, духовно-нравственными и культурными ценностями, получают представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека, изучают правила здорового образа жизни. Учащиеся имеют  возможность осознаватьсвою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; проявлять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей ,осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение  и поведение окружающих.

 Содержание  произведений  по литературному чтению способствуют формированию первоначальных представлений о нравственных понятиях (доброты и сострадания, взаимопомощи  и заботы о слабом, смелости, честности), пониманию моральных норм при оценке поступков  литературных героев; оценивания своих поступков на основе сопоставления с героями литературных произведений; понимания чувств других людей.

Внеурочная деятельность так же создаёт условия для включения детей в различные виды деятельности, помогает в развитии многообразных интересов. Дети получают большую и разнообразную информацию, учатся трудиться вместе с другими, овладевают навыками коллективизма, нравственного поведения, учатся объективной самооценке; познают себя через других людей, наблюдая и анализируя их отношение к себе.

В начальной школе   в рамках внеурочной деятельности реализуется    пропедевтический обществоведческий курс Посмитной «Край,в котором я живу», курс по основам детской журналистики  «Служу Отечеству пером»

На занятиях курса «Край,в котором я живу»,проблемы гражданственности, патриотизма, ответственности, прав и обязанностей рассматриваются с позиции ребенка. Это делает учебный материал легко воспринимаемым и формирующим личную сопричастность, личную ответственность за себя, свою семью, край, страну.

Знакомство с международным законодательством, Уставом Хабаровского края  и другими нормативными актами способствует развитию правовой культуры младших школьников.

Программа «Служу Отечеству пером» совместно с газетой-журналом «Добрята» дают большие возможности для раскрытия и воспитания нравственных качеств детей. Это работа с текстами, побуждающими к размышлению о добре, красоте, любви к Родине. Мыслетворчество и рукотворчество, сочетающиеся в едином процессе формирования нравственной личности, способствуют выработке профессионального подхода к любому делу. Дети могут приобретать опыт писателя, читателя, оформителя, наборщика, корректора, редактора. Участие детей в целевых объединениях юных журналистов не только развивает их литературные способности, но и позволяет вести активную работу по внедрению здорового образа жизни, профилактике асоциального поведения, способствует формированию активной гражданской позиции.

В школьной практике в рамках реализации правового воспитания  сложились определенные формы внеклассной работы: игры, классные часы,практикумы, уроки мужества, рисование на нравственные темы, экскурсии, участие в различных акциях, внеклассные мероприятия, конкурсы.

Приведу примеры кл.часов, проводимых в нач.школе:

«Конвенция по правам ребенка».

Я и выборы.      1)Деловая игра «Выборы в лесную Думу».

2) Мини – сочинение «Если бы я был Президентом…»

« Правовое государство начинается в школе».
«Право на защиту от жестокости и насилия».
«Наши права и обязанности».
«Семья – маленькое общество».
«Ваши права в Конституции РФ.»ООН и всеобщая Декларация прав человека
 «Личные права и свободы граждан». Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

«Международное гуманитарное право. Дети и война»
«Демократия и ее основные направления».
«Право на свободу или можно ли быть свободным без ответственности?» Дискуссия

 

Данные формы работы по правовому обучению учащихся стимулируют познавательную и творческую активность, развивают аналитические и исследовательские навыки, самостоятельность и инициативность.

×
×