Роль экологических проектов в дошкольном образовании

Автор: Михеева Надежда Павловна

Роль экологических проектов в дошкольном образовании.

 

Экологические проблемы общие для всего населения нашей планеты Земля.

Исчерпание природных ресурсов; вырубка лесов, уничтожение животных, загрязнение рек, озер, морей, океанов, наращивание производственных мощностей, рост населения планеты, аварии на атомных станциях, увеличение болезней, постигшие современного человека — результат отсутствия правильного взаимодействия людей с природой.

Экологическая ситуация и катастрофа человечества неразрывно связаны с процессом образования населения — его недостаточности или качество породили потребительское отношение к природе, поэтому возникла необходимость экологического воспитания детей с дошкольного возраста.

Основная цель экологического воспитания дошкольников – приобщить детей к миру природы, привить детям понимание её универсальной ценности в жизни каждого человека, выработать естественное желание охранять, беречь и помогать ей.

Этот процесс очень трудоёмкий, так как ребенок должен научиться осознавать последствия своих действий, которые он совершает по отношению к природе. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, сохраняя ее для будущих потомков. Для более эффективной реализации процесса необходимо уделять большое внимание экспериментальной и наблюдательной деятельности с различными объектами.

 Для достижения этой цели решаем такие задачи:

— формировать основы естественно-научного мышления;

— знакомить детей с природой, расширять понятия ребёнка о природе;

— формировать представление детей о значении природы в жизни людей, для развития и существования человека;

— формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

— учить воспринимать природу как своего друга и заботиться о нём, формировать умение и желание беречь и охранять природу;

— активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение.

 За каждой группой в нашем дошкольном учреждении закреплен участок земли. Работа на этом участке, помогает воспитывать наблюдательность и трудолюбие. Дети приобретают практические навыки ухода за растениями. Наблюдая за фазами роста растений, замечают зависимость состояния растений от неблагоприятных или благоприятных условий – погодные условия, уход за растениями.  Ребята помогают в уходе за цветником, поливают, рыхлят землю, удаляют сорняки, собирают семена цветов, наблюдают за насекомыми.

    Педагоги постоянно обновляют и дополняют предметно-пространственную среду групп, экологические центры дополняют макетами природных зон.

     Воспитанники совместно с педагогами, с интересом и азартом занимаются эксперементированием как в группах, так и на открытом воздухе.

     В нашем дошкольном учреждении постоянно проводятся экологические праздники, досуги и акции.

      В зимний период не забываем о пернатых друзьях, которым сложно приходится в этот период, занимаемся изготовлением  съедобных кормушек. 

В процессе проектной деятельности можно помочь ребенку развивать чувство уверенности в своих силах и сформировать позитивное отношение к своему «Я», узнавать много нового об окружающей природе, увидеть результаты своего труда и получить истинное эстетическое наслаждение, а самое главное, научиться бережно относиться к природе, ценить результаты своего и чужого труда.

Как показывает практика, использование метода проектов в процессе формирования экологических знаний у дошкольников эффективно, так как он позволяет объединить интересы всех участников образовательного процесса: педагог может выразить собственные креативные возможности в согласовании со своим профессиональным уровнем; родители становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса, а совместная деятельность сближает детей с родителями; а активность дошкольников организована в согласии с их интересами, желаниями и потребностями.

×
×