Автор: Михеева Надежда Павловна
Роль экологических проектов в дошкольном образовании.
Экологические проблемы общие для всего населения нашей планеты Земля.
Исчерпание природных ресурсов; вырубка лесов, уничтожение животных, загрязнение рек, озер, морей, океанов, наращивание производственных мощностей, рост населения планеты, аварии на атомных станциях, увеличение болезней, постигшие современного человека — результат отсутствия правильного взаимодействия людей с природой.
Экологическая ситуация и катастрофа человечества неразрывно связаны с процессом образования населения — его недостаточности или качество породили потребительское отношение к природе, поэтому возникла необходимость экологического воспитания детей с дошкольного возраста.
Основная цель экологического воспитания дошкольников – приобщить детей к миру природы, привить детям понимание её универсальной ценности в жизни каждого человека, выработать естественное желание охранять, беречь и помогать ей.
Этот процесс очень трудоёмкий, так как ребенок должен научиться осознавать последствия своих действий, которые он совершает по отношению к природе. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, сохраняя ее для будущих потомков. Для более эффективной реализации процесса необходимо уделять большое внимание экспериментальной и наблюдательной деятельности с различными объектами.
Для достижения этой цели решаем такие задачи:
— формировать основы естественно-научного мышления;
— знакомить детей с природой, расширять понятия ребёнка о природе;
— формировать представление детей о значении природы в жизни людей, для развития и существования человека;
— формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;
— учить воспринимать природу как своего друга и заботиться о нём, формировать умение и желание беречь и охранять природу;
— активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение.
За каждой группой в нашем дошкольном учреждении закреплен участок земли. Работа на этом участке, помогает воспитывать наблюдательность и трудолюбие. Дети приобретают практические навыки ухода за растениями. Наблюдая за фазами роста растений, замечают зависимость состояния растений от неблагоприятных или благоприятных условий – погодные условия, уход за растениями. Ребята помогают в уходе за цветником, поливают, рыхлят землю, удаляют сорняки, собирают семена цветов, наблюдают за насекомыми.
Педагоги постоянно обновляют и дополняют предметно-пространственную среду групп, экологические центры дополняют макетами природных зон.
Воспитанники совместно с педагогами, с интересом и азартом занимаются эксперементированием как в группах, так и на открытом воздухе.
В нашем дошкольном учреждении постоянно проводятся экологические праздники, досуги и акции.
В зимний период не забываем о пернатых друзьях, которым сложно приходится в этот период, занимаемся изготовлением съедобных кормушек.
В процессе проектной деятельности можно помочь ребенку развивать чувство уверенности в своих силах и сформировать позитивное отношение к своему «Я», узнавать много нового об окружающей природе, увидеть результаты своего труда и получить истинное эстетическое наслаждение, а самое главное, научиться бережно относиться к природе, ценить результаты своего и чужого труда.
Как показывает практика, использование метода проектов в процессе формирования экологических знаний у дошкольников эффективно, так как он позволяет объединить интересы всех участников образовательного процесса: педагог может выразить собственные креативные возможности в согласовании со своим профессиональным уровнем; родители становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса, а совместная деятельность сближает детей с родителями; а активность дошкольников организована в согласии с их интересами, желаниями и потребностями.