Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе средствами технологии наставничества

Автор: Карелина Ирина Алексеевна

Карелина Ирина Алексеевна

МБОУ Лицей №7, учитель начальных классов

Республика Хакасия

г. Саяногорск

 

«Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе

средствами технологии наставничества»

 

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию коммуникативной грамотности, которая является одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. В статье ведущего научного сотрудника ФГБНУ «Институт развития стратегии образования» РАО Э.А.Аксеновой «Формирование коммуникативной грамотности школьников: возможности в образовательном пространстве современной российской школы» дается следующее определение коммуникативной грамотности. Так, коммуникативная грамотность – это совокупность умений правил общения, обеспечивающая детям возможность самореализации с окружающими, это их знание и опыт межличностного взаимодействия. Автор подчеркивает, что данная проблема является малоизученной в современной педагогике и открывает возможности для дальнейших научных исследований.

Для формирования коммуникативных навыков предлагается внедрять в практику наставничество, как одну из перспективных форм организации учебного-воспитательного процесса на современном этапе образования, с которой можно познакомилась на серии вебинаров образовательного портала учи.ру. Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве (из проекта РФ «Методология (целевая модель) наставничества обучающихся…»).

Технология наставничества является одной из центральных тем национального проекта «Образование». Она может способствовать реализации следующих задач:

1)   подготовить учеников к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности;

2)    улучшить результаты учеников в образовательной и других сферах;

3)    развивать коммуникативные навыки;

4)   раскрыть личностный и творческий потенциал учеников;

5)   создать комфортную среду для развития.

Предполагается, что к 2024 году не менее 70% обучающихся и педагогических работников образовательных организаций РФ будут вовлечены в различные формы наставничества и его сопровождения.

Все выше сказанное говорит об актуальности наставничества, как способа передачи знаний, умений, навыков и как возможность развития коммуникативной грамотности учащихся. Ее надо понимать, как поддержку учащемуся (студенту, молодому специалисту и любому человеку, у которого есть важные нерешенные вопросы), которая способствует более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, становлению гражданской позиции.

Формирование коммуникативной грамотности – это длительный и достаточно сложный процесс, строящийся в соответствии с возрастными психологическими и интеллектуальными возможностями детей. В каждом классе есть ученик, с завышенным уровнем притязаний, но одновременно с неправильно сформированной Я-концепцией (представлений о самом себе). У таких детей, как правило, наблюдаются более низкие способности, и дети испытывают трудности в усвоении учебного материала. Один ребенок в классе постоянно отказывался от помощи более успешных детей, пока к нему добровольно не пришел на помощь ученик, так же испытывающий трудности в обучении. Между ними завязался конструктивный диалог.

Этот случай был взят за основу построения наставничества по модели «равный-равному», в процессе взаимодействия которого происходит обмен навыками, взаимная поддержка.

Наставничество предполагает составление Программы с указанием цели, девиза. плана работы и сроков реализации (на месяц, неделю, однодневный срок, например, в деловой игре). Главное, чтобы участники понимали, когда «старт» и когда «завершение» взаимодействия. Распределение обязанностей – поочередная помощь друг другу. Наставничество по форме «равный-равному», предполагает, что у учеников:

     совпадает основная роль в образовательных отношениях;

     близкий возраст (ученики одного класса или одной ступени образования);

     есть включенность в одну и ту же деятельность без субординации;

     сходство социального портрета (например, дети одной национальности);

     сходство социально-психологических признаков (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

     различие характеристик, дополняющих друг друга, например, наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным (работа над проектом);

     взаимная смена позиции (через определенное время происходит смена ролей «наставник – наставляемый», обе роли активные);

      прорешивание проблематики то одного, то другого партнера.

Всегда по завершению взаимодействия оценивается его эффективность.

Классическая форма наставничества – работа в парах «один на один». По мнению А.А.Леонтьева, осуществляя общение, учащийся говорит не ради самой речи, а ради того, чтобы она оказала нужное воздействие. В этот момент, когда ребенок оказывает помощь в проектной, игровой или в иной деятельности, он неформально становится наставником для других. Не все дети идут на контакт, но уже в первом классе определяется лидер, который берет руку партнера и поднимает ее вверх, сообщая, что выполнили задание. Часто наблюдается ситуацию, когда ребенок, замкнутый в общении на уроке и имеющий пробелы в усвоении знаний, активен в речевой деятельности на перемене, но не со всеми детьми, а с «комфортным» партнером для общения. Задача педагога, средствами наставничества использовать это взаимодействие в образовательных целях.

Наставничество по модели «ученик-ученик» предполагает взаимодействие учащихся одной образовательной организации, когда один из учащихся (наставник) находится на более высокой ступени образования и обладает качествами лидера, второй учащийся (наставляемый) менее активен. Целью взаимодействия является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными/социальными потребностями либо временная помощь.

Метод наставничества развивает умение сопереживать, понимать и принимать другого человека – это «мягкий» способ передачи знаний с высокой скоростью усвоения. Так, например, в ходе игры «Путешествие по карте» по модели наставничества «равный-равному», каждый может побывать в качестве гида. Задача детей определиться в парах, кто с кем будет взаимодействовать, и кто первым будет в роли наставника.  После завершения игры дается оценка эффективности. Если наставник отказывается от работы в паре, то ему надо постараться найти замену. По завершению взаимодействия обязательства участников могут быть пересмотрены.

Технология наставничества интересна тем, что в роли наставников выступают сами дети, надо только помочь каждому ребенку поверить в свои силы. Наставничество – это способ вдохновить на новое дело. Ограничений по возрасту в наставничестве нет. Уже со второго класса можно приучать детей к мысли, что есть наставнические отношения и наставником может почувствовать себя каждый.

Концепция наставничества для детей:

— кто-то для кого-то будет наставником;

— мы учимся друг у друга и у самого себя;

— наставником может быть каждый;

— основа для обращения к наставнику – важные нерешенные вопросы;

— способ – обучающий диалог (наставническая беседа).

Формирование коммуникативных умений учащихся через наставничество способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса, формированию не только коммуникабельности, но и таких качеств личности, как целеустремлённость, ответственность, милосердие, принятие взвешенных решений, самооценка и других. Наставничество – это серьезный, ответственный процесс, где большую роль играет мотивация педагога. Словами американского психолога, педагога и психотерапевта Уильяма Глассера: «…Успех должен быть доступен каждому ребёнку. Если ребёнку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни.» – я хотела бы побудить коллег на использовании наставничества в своей практике. Когда успех делается устойчивым, постоянным, то может высвободить огромные скрытые до поры возможности личности.

 

 

Информационные источники

Череделина М.Ю. «Наставничество в школе: как организовать работу» (от 14.01.2022г.) – вебинар на платформе учи.ру

Череделина М.Ю. «Наставничество для молодых педагогов: как и зачем выбирать наставника» (от 27.01.2022г.) – вебинар на платформе учи.ру

Череделина М.Ю. «Ученик-наставник: особенности и цели» (от 03.02.2022г.) – вебинар на платформе учи.ру

Череделина М.Ю. «Форма школьного наставничества «Равный – равному» (от 10.02.2022г.) – вебинар на платформе учи.ру

Череделина М.Ю. «Реверсивное наставничество» (от 25.02.2022г.) – вебинар на платформе учи.ру

×
×