Формирование функциональной грамотности у студентов с помощью театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности

Автор: Бабичева Ольга Александровна

Современная система среднего профессионального образования вслед за школой и вместе с вузами ориентирована на достижение результатов по формированию универсальных компетенций, позволяющих школьнику и студенту найти своё место в жизни. Международный опыт оценки качества образования относит к таким компетенциям продуктивно-прикладное чтение и понимание текста, практико-ориентированные математические и естественно научные знания и умения, опыт решения проблем в высокотехнологичных средах, владение эффективными методами и приёмами обучения. Ведущим показателем образованности личности и общества в целом является функциональная грамотность, дающая возможность максимально быстро и продуктивно адаптироваться в социуме и в профессиональной деятельности.

С точки зрения аккумуляции социально значимого и необходимого для любой сферы жизни опыта, особое значение имеет литература. Пример функционального, прикладного навыка демонстрирует фрагмент из романа Л. Н. Толстого «Война и мир», в котором Платон Каратаев учит Пьера Безухова правильно есть печёный картофель: «Что ж, так-то? – улыбаясь, сказал солдат и взял одну из картошек. – А ты вот как. – Он достал опять складной ножик, разрезал на своей ладони картошку на равные две половины, посыпал соли из тряпки и поднес Пьеру» [3, с. 271]. Поделившись с графом своим жизненно важным опытом, Каратаев показал, как из простых картофелин сделать «важнеющие» [3, с. 271]. Те знания, умения, навыки – компетенции, которые помогают человеку выжить и ощутить вкус к жизни в самых разных условиях, образно можно назвать «важнеющими». Центральное место в системе универсально-прикладных компетенций занимает функциональная грамотность.

Понятие «функциональная грамотность» чаще всего используется как общая характеристика грамотности в чтении, в математике, в естествознании и в сфере финансов. В узком смысле под функциональной грамотностью понимается читательская грамотность, или «способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества» [1, с. 5]. В широком смысле функциональной грамотностью называют владение глобальными компетенциями – критическим мышлением, социокультурной осведомлённостью, креативностью и коммуникационной культурой [1, с. 6].

В самом простом определении функциональная грамотность – это знания, умения и навыки, которые человек может использовать в реальных жизненных ситуациях и которые обеспечивают «…минимально необходимый уровень готовности личности для осуществления ее жизнедеятельности в конкретной культурной среде» [1, с. 8]. Так, известный герой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Андреевич Гринёв, как и любой недоросль того времени, обучался разным наукам, но в результате выучился максимально полезному для молодого дворянина навыку – умению судить о свойствах борзых собак. Итак, функциональная грамотность – это необходимый для конкретных личностно и социально важных жизненных ситуаций опыт.

С точки зрения концепции формирования функциональной грамотности студентов среднего профессионального образования, соответствующее понятие трактуется как «уровень образованности, достигнутый в процессе овладения общими и профессиональными компетенциями, зафиксированными ФГОС СПО, включая совокупность личностных качеств, которые проявляются в знаниях, умениях, способностях и помогают молодому человеку адаптироваться на рынке труда, принимать осознанные решения в вопросах продолжения образования, самообразования, трудоустройства, успешно решать задачи профессионального и в непрофессионального характера в неоднозначных и нестандартных ситуациях»  [2, с. 9]. В. И. Блинов предлагает следующие критерии для формирования и оценки функциональной грамотности выпускников средний образовательных организаций: общая, математическая, информационная, компьютерная, коммуникативная финансовая, экологическая, технологическая, управленческая, правовая, общественно политическая грамотности; владение иностранным языком; грамотность действия в нестандартных ситуациях; грамотность при решении бытовых проблем [2, с. 10 – 11].

На наш взгляд, такой подход предельно расширяет круг компетенций, претендующих на статус функционально-прикладных, универсальных, жизненно важных, в то время как функционально грамотный человек может и не обладать всем приведённым перечнем знаний и умений.

Применительно к преподаванию литературы и к изучению художественных тексов на занятиях со студентами средних профессиональных организаций целью формирования функциональной грамотности является в первую очередь читательская грамотность, под которой мы понимаем умение извлечь из текста произведения такую информацию, которая актуальна для реальных действий или поступков в современной действительности. Большими возможностями такой функциональной актуализации литературных текстов обладает театрализация – разыгрывание фрагментов, ситуаций, сюжетов произведений во время уроков и во внеурочной деятельности. Драматизация и театрализация позволяют использовать разнообразные приёмы, соответствуют специфике художественных произведений и позволяют создать условия для формирования всех основных уровней понимания художественного текста, что, несомненно, способствует формированию функциональной грамотности студентов.

И. Ю Алексашина выделяет 9 основных разновидностей приёмов-заданий комплексного характера, формирующих функциональную грамотность читателя [1, с. 83 – 86]. Рассмотрим их на примере изучения актуального во все времена романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» с привлечением элементов драматизации и театрализации.

1. Задание-интерпретация. Комплексная задача предполагает трактовку информации художественного текста, представленную в другой форме (график, символы, рисунки, схемы и т.п.). Формулировка задачи направляет на распознавание образов (деталей, художественных приёмов – любых объектов изучения произведения) и рассмотрение его взаимосвязей с другими объектами.

В современной практике изучения литературы очень популярно составление мемов на сюжеты русской классики. Так, знаменитый спор между «отцами» и «детьми» студенты представляют в виде смешных картинок, актуализирующих вечные проблемы взаимоотношения старшего и младшего поколений. Например, используя в качестве ключевого предложения известную реплику Базарова «Рафаэль гроша медного не стоит» [4, с. 10], ребята интерпретировали идеалистический и прагматический подходы к значимости искусства в следующем меме. На фоне наброска «Голова музы» работы Рафаэля Санти контрастируют цифра 47 600 000 долларов (год продажи – 2009) и изображение ломаного гроша. Подписи к мему прилагались разные: «Рафаэль гроша медного не стоит?», «Василич, ты не прав!», «Вот это я понимаю нигилизм!» и т.д. Простота формы сочетается с широтой обобщения.

Ребята с удовольствием разыгрывали сценки на сюжет данного мема, преображаясь в Рафаэля, в Базарова и Кирсанова-старшего; активно использовали в качестве атрибутов репродукции картин художника и вырезанный грош, который ломали в процессе драматизации. Всё это снимали на видео и предлагали в качестве живого театрализованного брифли (краткого содержания произведения книги).

2. Задание-сравнение. Задача основывается на приеме сравнения – выделения сходных и различных свойств двух разных объектов. Приём хорошо подходит для разыгрывания на сцене, для театрального представления. Например, студенты очень любят разыгрывать сцены дуэлей. Дуэль между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Васильевичем Базаровым не исключение.

Реальное переодевание в костюмы героев, оперирование их аксессуарами обращает внимание на говорящие детали: красивая трость с набалдашником из слоновой кости (атрибут аристократа Кирсанова-старшего), разорванное письмо к отцу (атрибут нигилиста Базарова) и др. Во время театрализации XXIV главы романа «Отцы и дети» юные актёры обращают внимание на такие интересные подробности, которые прошли мимо юных читателей.

3. Задание-аналогия. Задача, формирующая функциональную грамотность, направлена на получение новой информации об объекте на основании установления аналогии некоторого малоизученного объекта с хорошо известным объектом в форме гипотезы.

С помощью театрализации, интересна попытка установить аналогию между поведением молодых на рандеву (любовном свидании). Для этого разыгрывается сцена свидания Аркадия и Кати с аналогичной сценой свидания Евгения и Анны Сергеевны Одинцовой.

В первом случае режиссёр-учитель и актёры-студенты переносят нас в сад, под тень высокого ясеня, на дерновую скамейку. Последняя деталь практически никогда не берётся во внимание читателем, но в случае драматизации мы видим, что такое дерновая скамейка – красивое устройство для сидения из зелёного дёрна, позволяющее двум влюблённым в буквальном смысле слова слиться с природой.

Второй случай – страстное признание в кабинете красивой и умной женщины. Книги, кресла, лампа, занавешенная вырезанной бумажной сеткой, легко отворяющееся окно, в стекло которого упирается лбом Базаров, зеркало. Всё это – рамки, которые сдерживают страсть двух ещё молодых, но уже взрослеющих людей.

Аналогия двух рандеву, разыгранных на сцене, позволяет не просто понять, но и увидеть две стороны любви – принимающую (мягкая дерновая скамейка, в которую погружаются Аркадий и Катя, как в саму природу) и разделяющую (твёрдое стекло между лбом Базарова и природой).

4. Задание-модель. Задача подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте. С помощью драматизации можно смоделировать дальнейшее развитие ситуации, продумать другой вариант развития событий.

Так, со студентами на уроке литературы или во время работы театрального кружка можно разыграть на сцене то, что было бы, если Базаров не умер, а выздоровел после последнего свидания с Одинцовой. Ребята придумали, что после слов героя «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продает… мясник… постойте, я путаюсь… Тут есть лес…» [4, с. 27] Анна Сергеевна убеждает Евгения в том, что такие люди, как он, нужны России. И Базаров приподнимается с постели, целует Одинцову и видит свет новой будущей жизни. Сравнение финала романа и возможного счастливого конца убеждает читателей и актёров в том, что выбранный Тургеневым конец в большей степени соответствует замыслу произведения.

5. Задание-поиск прообраза. Задача организует поиск объекта или явления, иллюстрирующего некоторое свойство или отношение с другими объектами. Известно, что Евгений Базаров продолжает ряд типа «лишних людей» в русской классической литературе. На уроке можно разыграть встречу таких героев (Александр Андреевич Чацкий, Евгений Онегин, Григорий Александрович Печорин и Евгений Васильевич Базаров). Цель такого слёта «лишних» – определить, на кого из них больше похож главный герой «Отцов и детей»?

Театрализованное сравнение героев русской литературы наглядно демонстрирует, что точностью замечаний и едкостью фраз Базаров напоминает Чацкого. История любви Базарова, его наставительное отношение к женщинам в чём-то похожи на Онегина. Внешне – Базаров полная противоположность Печорина (красные руки – красивые руки). Но их роднит холодная жёсткость, даже жестокость. Порыв Базарова к Фенечке чем-то напоминает каприз Печорина – страсть к Бэле. И всё же главным итогом поиска прообраза стал вывод о том, что Евгений Базаров больше похож на реальный тип людей, а не на вымышленный.

6. Задание-структурирование. Задача в этом случае ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта. Для реализации возможностей такого формирующего функциональную грамотность задания мы предложили студентам составить список действующих лиц пьесы по мотивам романа «Отцы и дети». Ещё более интересным вариантом, связанным с театрализацией, стало предложение провести кастинг и написать отчёт о его результатах в виде таблицы. Кастинг для будущего фильма по «Отцам и детям» можно провести среди студентов группы или среди реальных актёров. Работа над сценарием также включает в себя элементы структурирования. Например, чаще всего студенты предлагают начать фильм кадрами, иллюстрирующими финал произведения (старики-родители на могиле Базарова).

7. Задание-возможность. Задача направлена на оценивание достоверности информации – на установление истинности или ложности утверждений и существования или несуществования объектов. Требование задачи-возможности может выражаться в оценивании достоверности истинности, существования, решения и т.п.

В формате театрализации задание-возможность может быть представлена как интервью с героем романа, который пришёл на реальную встречу с читателями. Актёр, исполняющий роль героя, включает в свой образ детали и аксессуары, часть которых не соответствует содержанию произведения. Особенно интересным был опыт встречи с княгиней Р (женщиной-сфинксом) из «Отцов и детей». Всё в её образе было в строгом соответствии с замыслом Тургенева (даже золотая коса ниже колен и кольцо с вырезанным в камне сфинксом), кроме маленькой детали – крестообразной черты, которую героиня провела по изображению на кольце. Задание формирует такое функционально значимое качество читателя, как внимательность.

8. Задание на избыточность. Задача – использовать прием сжатия для оценивания информации на полноту. Для этого можно предложить ребятам создать живую рекламу – сценку, рекламирующую пьесу (фильм) по роману «Отцы и дети». Для этого студенты проводят большую работу по сжатию реплик, диалогов и поиска слогана экранизации или постановки. В качестве последнего ребята предлагали такие фразы, как: «Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Человек все в состоянии понять» и другие интересные афоризмы. Каждый из вариантов разыгрывается и снимается на видео.

9. Задание на недостаточность. Задача – использовать прием дополнения данных в ходе оценивания полноты информации. Например, мы практически ничего не знаем о студенческой жизни Аркадия и Базарова. Со студентами можно разыграть сценку лекции по анатомии, на которой эти представители поколения «детей» сидят вместе и обсуждают планы по изменению мира.

Таким образом, театрализация с помощью таких комплексных заданий, как интерпретация, сравнение, аналогия, моделирование, поиск прообраза, структурирование, оценивание достоверности, сжатие и дополнение формирует функциональную грамотность студентов на уроках литературы и во время внеурочной деятельности (театральный кружок). Разыгрывание, драматизация литературного материала даёт классике не только второю, но и реальную жизнь. Полученный опыт учит самому главному – умению адаптироваться в процессе поиска и преодоления трудностей. 

 

 

Библиографический список

1. Алексашина И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. – СПб.: КАРО, 2019. – 160 с.

2. Блинов В. И. Концепция формирования функциональной грамотности студентов среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – №4. – С. 4 – 21.

3. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в восьми томах. – Т. 3,4. – М.: «Лексика», 1996. – С. 271.

4. Тургенев И. С. Библиотека всемирной литературы. Серия вторая. Том 117. Отцы и дети. – М.: «Художественная литература», 1971. – с. 10 – 27.

×
×