Роль игровой деятельности в формировании нравственного опыта у детей дошкольного возраста

Автор: Раудина Марина Юрьевна

Роль игровой деятельности в формировании нравственного опыта у детей старшего дошкольного возраста

 

У детей дошкольного возраста опыт нравственного поведения формируется в условиях ежедневной социальной практики, общения и под влиянием нравственного воспитания, но при обязательной активности самих детей.

Эффективность нравственного воспитания предопределяется множеством факторов, в том числе тем, какие педагогические средства использует взрослый в этом процессе.

Игра, по мнению Д.В. Менджерицкой, Сластенина В.А., А.П. Усовой и др. является одним из основных педагогических средств, так как с помощью этого вида деятельности возможно решение разнообразных задач образования и развития ребенка.

По мнению Бабаевой Т.И., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Коломийченко Л.В. ведущим средством нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста является игра . Это связано с тем, что в игре формируются и проявляются все стороны жизни ребенка, в игре ребенок учится применять уже усвоенные им способы поведения, в ней формируются представления о нормах и правилах поведения, об эмоциональных состояниях, в игре ребенок проявляет свое отношение к сверстнику . В игре происходит преодоление детского эгоцентризма благодаря тому, что нужно внимательно относиться к мнению другого, встать на его позицию. Шацкий С. Т. писал: «Игра – жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества» . Крупская Н.К. предложила следующую классификацию видов детских игр: творческие (cюжетно-ролевые, строительные, игры-драматизации) и игры с правилами (подвижные и дидактические).

Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

В такой игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому  сюжеты и содержание игр.

По мнению Р.И. Жуковской, игры-драматизации направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности – иными словами «языка» эмоций, создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и т.д. .

Игры-драматизации, как обозначает Н.С. Карпинская представлены играми на основе простых текстов этического характера с опорой на книжки-самоделки, а также играми на основе проблемных ситуации и ситуаций из жизни детей. В основу игр-спектаклей могут быть положены сюжеты сказок .

Формированию нравственных ценностей способствует понимание переживание персонажей, приятие их в последующие «проживание» в ходе драматизации описанных в тексте событий.

Дидактическая игра – это вид игр с правилами, развивающая у детей психические познавательные процессы, мыслительные операции. Значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, активность мышления и речи детей. В дидактической игре у детей формируется умение играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Игровые правила в игре регулируют игровое взаимодействие детей, моделирование повеления. Организационные и дисциплинирующие правила позволяют упорядочить игровые взаимоотношения. В игре могут быть и этические правила, регулирующие поступки и отношения детей в ходе игры.

Подвижные игры – это игры так же с правилами. Чаще всего, они направлены на развитие основных движений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность ребенка в движении, содействуют накоплению двигательного опыта. Подвижная игра, по мнению Лесгафта П.Ф., это некое упражнение, в результате выполнения которого, ребенок готовится к жизни . Она удовлетворяет потребность в развлечении, познании, отдыхе, в развитии физических и духовных сил .

Каждый вид игр с правилами обладает определенными возможностями в решении задач нравственного воспитания и, в частности, формирования опыта нравственного поведения.

Дидактические игры в наибольшей степени могут способствовать развитию таких компонентов опыта нравственного поведения как когнитивный (обобщение и систематизация знаний о нормах и правилах поведения, об эмоциональных состояниях) и практический (формирование умений следовать норм и правил поведения, обогащение опыта поведения, его способов). С помощью дидактических игр у дошкольника формируются положительное отношение к нормах поведения, гармонизируются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, развиваются механизмы нормативной регуляции поведения, эмоциональной идентификации, нравственного самоконтроля . Такие игры как лото, игра-эстафета, игра-путешествие могут способствовать развитию у ребенка умений взаимодействовать со сверстником, идти вместе к цели, помогать друг другу, а также с помощью этих игр накапливается опыт нравственного поведения, который так необходим ребенку в будущем.

Большинство дидактических игр являются коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь является основой для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

Подвижные игры так же оказывают влияние на приобретение опыта нравственного поведения, потому что дети оказываются в таких условиях, в которых нужно действовать слажено и дружно, чтобы добиться наивысшего результата . Опыт нравственного поведения в подвижных играх активно насыщается, так как игра – это любимое занятие каждого ребенка, они стараются поиграть в как можно большее количество игр, с разными вариантами. Так как подвижная игра – это игра с правилами, ребенок еще и учится не нарушать их, и если кто-то из его сверстников нарушил правило, указать на его ошибку. Подвижная игра способствует осознанию и практическому применению этических норм; формированию символов и нравственного контекста. В старшей группе правила игры усложняются, ребенок может уже сам стать ведущим и руководить игрой с подсказками взрослого.

У детей дошкольного возраста опыт нравственного поведения формируется в условиях ежедневной социальной практики, общения и под влиянием нравственного воспитания, но при обязательной активности самих детей.

Эффективность нравственного воспитания предопределяется множеством факторов, в том числе тем, какие педагогические средства использует взрослый в этом процессе.

Игра, по мнению Д.В. Менджерицкой, Сластенина В.А., А.П. Усовой и др. является одним из основных педагогических средств, так как с помощью этого вида деятельности возможно решение разнообразных задач образования и развития ребенка.

По мнению Бабаевой Т.И., Выготского Л.С., Запорожца А.В., Коломийченко Л.В. ведущим средством нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста является игра . Это связано с тем, что в игре формируются и проявляются все стороны жизни ребенка, в игре ребенок учится применять уже усвоенные им способы поведения, в ней формируются представления о нормах и правилах поведения, об эмоциональных состояниях, в игре ребенок проявляет свое отношение к сверстнику . В игре происходит преодоление детского эгоцентризма благодаря тому, что нужно внимательно относиться к мнению другого, встать на его позицию. Шацкий С. Т. писал: «Игра – жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества».

Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

В такой игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому сюжеты и содержание игр.

По мнению Р.И. Жуковской, игры-драматизации направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности – иными словами «языка» эмоций, создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и т.д. .

Игры-драматизации, как обозначает Н.С. Карпинская представлены играми на основе простых текстов этического характера с опорой на книжки-самоделки, а также играми на основе проблемных ситуации и ситуаций из жизни детей. В основу игр-спектаклей могут быть положены сюжеты сказок .

Формированию нравственных ценностей способствует понимание переживание персонажей, приятие их в последующие «проживание» в ходе драматизации описанных в тексте событий.

Дидактическая игра – это вид игр с правилами, развивающая у детей психические познавательные процессы, мыслительные операции. Значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, активность мышления и речи детей. В дидактической игре у детей формируется умение играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Игровые правила в игре регулируют игровое взаимодействие детей, моделирование повеления. Организационные и дисциплинирующие правила позволяют упорядочить игровые взаимоотношения. В игре могут быть и этические правила, регулирующие поступки и отношения детей в ходе игры.

Подвижные игры – это игры так же с правилами. Чаще всего, они направлены на развитие основных движений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность ребенка в движении, содействуют накоплению двигательного опыта. Подвижная игра, по мнению Лесгафта П.Ф., это некое упражнение, в результате выполнения которого, ребенок готовится к жизни . Она удовлетворяет потребность в развлечении, познании, отдыхе, в развитии физических и духовных сил .

Таким образом, игры способствуют формированию самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей; игры учат детей работать слажено и дружно, чтобы добиться наивысшего результата – все это составляет опыт нравственного поведения детей. Изучение возможностей различного вида игр в процессе формирования опыта нравственного поведения является перспективным направлением педагогических исследований в области нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×