8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Разные подходы к понятию «социальная компетентность» в системе дошкольного образования

Автор: Лидия Романовна Коновалова

Современное общество в настоящее время предъявляет целый ряд требований к личностным качествам человека. В это ряд входит: умение адаптироваться  в социуме, уметь взаимодействовать с окружающем людьми, самостоятельно решать возникшие проблемы и вопросы, бесконфликтно реагировать на трудности, знать правила и нормы поведения, уметь регулировать собственное поведение. Одним словом быть социально компетентным.

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для формирования социальной компетентности. Ведь именно в дошкольном детстве строится фундамент социальной культуры человека.

У детей дошкольного возраста закладывается не только приобщение к культуре, к общепринятым идеалам, ценностям и традициям, но и формируются личностные качества ребенка, как единицы социума. Сегодня общество нуждается в человеке, который умеет быстро адаптироваться, социализироваться в социуме, безболезнено включаться в разнообразные системы отношений, самостоятельно решать возникшие проблемы, уметь выбирать таксику поведения с отношении с другими людьми, быть социально компетентным.

Социальная компетентность, ее сущность и  содержание  изучались и изучаются педагогами и психологами (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.Н. Куницина, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский, А.Г. Харчев, и др.)

 Социальная компетентность является важной составляющей личности человека.

Данная компетентность выступает как качество человека, которое формируется еще с детства и в процессе овладения и применение определенных знаний в своей жизни, а также усвоение определенных этических норм, которые способствую регулированию отношений с другими окружающими людьми.

 В психолого — педагогической литературе понятие «социальная копметентность» используется достаточно широко и  рассматривается с разных точек зрение и исследовательских направлений, имеет свою трактовку.

Сущность данной компетентности понимается многими учеными по- разному:

социальная компетентность способствует включению всех психологических процессов человека. Этот процесс подталкивает человека к познанию чего – то нового, к постоянному стремлению открыть для себя новые грани окружающей действительности. Это происходит путем решения и усложнения задач в какой – либо деятельности, усложнение и изменение окружающей среды, выявления для себя актуальных путей реализации своей деятельности, выбор оптимальных методов и творческих подходов к познанию реальности. [Леонтьев, с.115-117].

социальная компетентность – это собирательное понятие, включающее в себя развитие специфической системы отношений среды и её субъекта, отраженной  в его деятельности, взаимодейтвии с окружающими и собственными переживаниями. [Асмолов, с.23].

социальная компетентность — это определенный уровень социализации человека, уровень его социальной активности и принятие социальной действительности; моральная и правовая зрелось человека, его собственное отношение и понимание себя  значимости общества в целом [ Зимняя, с.64-74].

социальная компетентность — это интегрированное личностное образование, включающее в себя знания, умения и навыки, формирующиеся в процессе общения с социумом, позволяющие ему быстро, эффективно и адекватно принимать решения и способ поведения при взаимодействии с ним [Мудрик, с.302].

Л.С. Выготский считал, что развитие социальной компетентности у дошкольников происходит за счет превосходства особых форм деятельности и положительного эмоционального состояния обусловлено потребностью во внешних ощущениях и общении с окружающими. Его формирование происходит в результате совместной деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) Целью является стремление человека углубиться в многообразие окружающего его мира, отразить в своем сознании характерные для него процессы, причинно-следственные связи и их закономерности.[Выготский, с. 173].

В своем исследовании О.В. Кандраурова определяет социальную компетентность, как способность устанавливать социальные связи с окружающими людьми, проявлять личностные качества, умение принимать решения самостоятельно, решать проблемы, владеть навыками саморегуляции, стремиться работать в команде, уметь коммуницировать, определять свою роль в социуме [Кандаурова, с. 11].

И.Г.Захарова  говорит о том, что социальная компетентность выражается в следующем: умением взять на себя определенную роль и ответственность, взаимодействовать с окружающими людьми, толерантно отгостится к людям разных культур, проявлять личностные интересы к потребностям общества, уметь вести себя в определенном окружении [Захарова, с.3]

Таким образом, мы видим, что педагоги и психологи уделяют большое внимание понятию «социальная компетентность», раскрывается его смысл и содержание. Проанализировав разные подходы к данному понятию ученные — исследователи пришли к выводы о том, что существует разная трактовка понятия «социальная компетентность», но все они отмечают то, что оно направлено на развитие личности в обществе, успешной адаптации в социуме, умению ориентироваться в нем, решать самостоятельно социальные проблемы и уметь взаимодействовать с людьми, понимать свою значимость в обществе, знать нормы и правила установленные в социальным мире людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Асмолов Г.У. Социальная компетентность: режжесура совместный действий / Г.У. Асмолов, М.: Гратис, 2006. С.282.

2. Антонова Т. Социальная компетентность ребенка – дошкольника: показатели и методы выявления / Т.Антонова // Детский сад от А до Я.-2004.-№5.С.24-27.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб, Питер, 2008. С. 400.

4. Букреева, Е. А. Предупреждение и способы разрешения конфликтов у дошкольников // Молодой ученый.  2018. № 19. С. 185-187.

5. Выготский, Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. С. 136 .

6. Захарова Г.И.Формирование социальной компетентности личности/Автореферат дисс. На конд.пед.наук. Сратов 2012.С.24

7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно —  целостная основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя // Вестник Красноярского краеведческого дворца пионеров и дошкольников.,2009 №2 С.64-74.

8. Кандаурова О.В. Формирование социальной компетентности Кандаурова О.В.//Образование и наука. 2010 С.26

9.  Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект В.Н.Куницына.- СПб.:СпбГУ,1995. С.218

10. Трубайчук Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в аспекте федеральных требований к общеобразовательной программе дошкольного образования / Л.В.Трубайчук // начальная школа плюс до и после.2016. С.3-8.

 

×
×