Автор: Анисимова Ирина Александровна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Старший воспитатель Анисимова И.А.
Проблема взаимодействия детского сада и родителей является одной из наиболее значимых проблем современного образования. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи. Общеизвестно, что для большинства родителей проблема адаптации ребенка к детскому саду стоит достаточно остро. По мнению Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно другим условиям, отличающимся от тех, к которым он привык в семье. Четкий режим дня ,отсутствие родителей , иной стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими [3]. И педагоги, и родители должны понимать ,насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные , хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Для снижения напряженности острого периода адаптации в детском саду функционирует система поддержки семьи в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О.С. Газманом. Данное понятие он рассматривал как процесс индивидуального развития и саморазвития личности ребенка. Предметом педагогической поддержки О.С. Газман считал «процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности» [1].
М. Монтессори определяет педагогическую поддержку как «Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам».
Успешность педагогическое поддержки , по мнению О.С. Газман , возможна при соблюдении следующих условий:
— согласие ребенка на помощь и поддержку;
— приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ребенку;
— совместность, сотрудничество, содействие;
— соблюдение принципов конфиденциальности;
— доброжелательность и безоценочность;
-защита прав и интересов ребенка [2].
Следует отметить, что при поступлении ребенка в ДОО, в педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и родители воспитанников. Отсюда следует: чем больше педагог заинтересован в организации педагогической поддержки семьи, тем лучше будет осуществляться преемственность между семейным и общественным воспитанием.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей – одна из задач, поставленных в стандарте. В нашей ДОО присутствует своя специфика реализации данной задачи.
Основными принципами работы педагогической поддержки являются:
1. Индивидуальный подход к проблемам, возникающим у родителей в период адаптации;
2. Уважение к личностям воспитанников и его родителей;
3. Системность в организации взаимодействия;
4. Целенаправленность педагогической поддержки;
5. Творческий подход к организации взаимодействия ДОО и семьи.
Модель организации работы ДОО с родителями в период адаптации ребенка строится по следующим направлениям:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей в период адаптации детей раннего возраста
2. Консультирование родителей по вопросам адаптации детей к детскому саду.
3. Информационно-аналитическая деятельность (сбор и анализ данных о здоровье ребенка, о его интересах, сбор данных о семье, потребностях и запросах родителей).
4. Привлечение семьи ребенка к активному участию в деятельности ДОУ (совместное создание предметно-развивающей среды, игровое взаимодействие родителей и детей, досуговые формы организации общения).
Наша дошкольная образовательная организация предлагает следующие эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации детей раннего возраста, это:
— организация работы фокус-группы (обсуждение интересующих проблем родителей, обмен опыта)
— организация заседаний консультационных пунктов (практическое взаимодействие педагогов ДОО и родителей по вопросам воспитания детей раннего возраста);
— «почта доверия» (возможность анонимно задать интересующие вопросы специалистам ДОО и получить компетентные ответы);
— взаимодействие через электронные ресурсы – веб.сайт, группа в соц. сети «Одноклассники» и «Вконтакте» (возможность обмена опыта в режиме on—line ).
В настоящее время все большую актуальность приобретает использование ИКТ-средств в организации взаимодействия с родителями. Общение через соц.сети, сайт образовательного учреждения, или иные интернет приложения (WhatsApp) дают некоторые преимущества:
-возможность обмена опыта в режиме on—line;
-экономия времени;
-доступность и открытость информации;
-установление общения в любое время и в любом месте;
-возможность получить ответы специалистов на интересующие вопросы, а также обмена опыта между родителями.
Вместе с этим свои преимущества не теряют и традиционные формы взаимодействия, такие как индивидуальные консультации, круглые столы, родительские собрания, составление наглядной информации.
Таким образом, система педагогической поддержки семьи в адаптационный период детей раннего возраста помогает организовать комплексную работу по воспитанию и обучению детей как в ДОО, так и в семье.
Список используемой литературы
1. Вейте, Р. Новые ценности образования / О.С. Газман, Р.М. Вейте, Н.Б. Крылова –М, 1995
2. Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века. 2000. — №3
3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
4. Чакрян, Т.К. Педагогическая поддержка в образовательной практике.- Ставрополь, 2008