Автор: Шамсутдинова Зульфия Гаясовна
Личностно-ориентированные технологии
Автор: Шамсутдинова Зульфия Гаясовна
МБДОУ ДС N35 г. Челябинска
Согласно ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка, способствовать развитию любознательности как основы познавательной активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу о его эмоциональном благополучии.
Впервые этот термин встречается в работах психолога Карла Роджерса. Ему принадлежит доказательство теории о том, что для успешной педагогической и психотерапевтической деятельности необходим, в общем-то, один и тот же подход. Роджерс говорит, что для успеха в этих делах крайне важна способность сопереживания другому человеку, принятие его личности без всяких дополнительных условий.
Личностно-ориентированная технология — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми:
Личностно-ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:
— обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой, поглаживаю, обнимаю: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;
— стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
— поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);
— чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;
— слушаю детей внимательно и уважением;
— вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;
— успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта;
— разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» — общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;
— в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.
Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:
— собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям;
— знакомя детей друг с другом, называю их имена, ласково поглаживаю рукой ребенка руку сверстника, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;
— привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;
— при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогаю координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;
— стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;
— помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.
Воспитательно-образовательный процесс я выстраиваю таким образом, что:
— в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;
— организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;
— организовываю игру в совместной деятельности преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;
— обучение провожу в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машину, мягко направляю его движение своей рукой, а затем даю ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю инициативу на себя;
— откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;
— в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;
— организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;
— организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;
— стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;
— помогают наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;
— увлекаю поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;
— проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;
— помогаю разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;
— организуя совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.
Поддерживая положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о себе:
— предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре;
— время от времени подвожу ребенка к зеркалу для рассматривания частей тел (обычно невидных – ушки, прическа и т.д.), соотношу отражение в зеркал с соответствующими деталями одежды ребенка (рассматривают рисунок на карманчиках);
— обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;
— поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях, участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и т.д.);
— чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его личности;
— не прибегаю к физическим наказаниям или к другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей, если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараюсь мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу побыть одному; если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняю ему причину нежелательного поведения;
— после разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю о своей любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.
— формируя положительное отношение к сверстникам собственным поведением;
— демонстрирую уважительное отношение ко всем детям, привлекаю внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряю проявления сочувствия, сопереживания сверстникам.
— организуя совместные игры, обучаю детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга — чутко отношусь к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам взаимодействия.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.
Суть личностно-ориентированной модели.
Личностно-ориентированная технология (ЛОТ) образовании и воспитания основана на гуманистических принципах , подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.
Так называемые три «П»:
«Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.
«Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.
«Принять» — всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.
Что же нужно сделать, прежде всего ?
Самое главное, чтобы педагог
— ЛЮБИЛ ДЕТЕЙ
— ЗАБОТИТИЛСЯ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА .
— УВАЖАЛ РЕБЕНКА
— ВЕРИЛ В РЕБЕНКА
— ЗНАЛ РЕБЕНКА
— ПОНИМАЛ РЕБЕНКА («Педагогическая мудрость» А.Сухомлинский)
— БЕРЕЖНО ОТНОСИЛСЯ К ДУХОВНОМУ МИРУ И ПРИРОДЕ РЕБЕНКА — все дети разные
— БЕРЁГ И РАЗВИВАЛ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА
— ВОСПРИНИМАЛ РЕБЕНКА– как субъекта образования.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
— Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью на поддержку личности, в помощь ей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
— Технология сотрудничества реализует партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Задачи:
1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ
2. Обеспечить комфортные бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.
3. Приоритет личностных отношений.
4. Индивидуальный подход к воспитанникам.
Методы:
1. Дидактический материал разный по типу и виду.
2. Проведение наблюдений за детьми и отслеживание их развития.
3. Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.
4. Поощрение.
5. Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.
6. Использование личного опыта каждого ребенка.
7. Чередование видов деятельности для снижения утомляемости детей
Формы организации:
1. Игры, занятия, спортивные досуги.
2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.
3. Упражнения, игры, гимнастика, массаж.
4. Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
5. С детьми обсуждать не только то, что «мы узнали», но и то, что им понравилось и не понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что-то сделать по-другому.
7. Чередование видов деятельности для снижения утомляемости детей.
В связи с этим в работе с детьми рекомендуется использовать следующие приемы:
1. Прием «Дежурство по тишине». Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т.д. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, учит анализировать
2. Прием «Цветные ладошки» — три силуэта ладони — сигнала. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.
Красная ладонь — «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).
Жёлтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.) Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).
Таким образом, использование данных приемов позволяет воспитателю:
1. Организовать индивидуальную работу с детьми.
2. Предупредить возникновение конфликтных ситуаций между детьми.
3. Контролировать свое поведение и поступки, корректировать их.
4. Учиться самостоятельно, организовывать свою деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится: — уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых; — чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. быть самим собой, признавать свои ошибки; — брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый предоставляет ребенку право выбора того или иного действия. Это способствует формированию личностной зрелости ребенка — думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому.
Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления — адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их — понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей. Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности.