8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Личностно-ориентированные технологии

Автор: Шамсутдинова Зульфия Гаясовна

Личностно-ориентированные технологии

Автор: Шамсутдинова Зульфия Гаясовна

МБДОУ ДС N35 г. Челябинска

 

Согласно ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка, способствовать развитию любознательности как основы познавательной активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу о его эмоциональном благополучии.

Впервые этот термин встречается в работах психолога Карла Роджерса. Ему принадлежит доказательство теории о том, что для успешной педагогической и психотерапевтической деятельности необходим, в общем-то, один и тот же подход. Роджерс говорит, что для успеха в этих делах крайне важна способность сопереживания другому человеку, принятие его личности без всяких дополнительных условий.

Личностно-ориентированная  технология —  это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые  помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми:

Личностно-ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

— обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой, поглаживаю, обнимаю: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;

— стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

— поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные  особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

— чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;

— слушаю детей внимательно и уважением;

— вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;

— успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта;

— разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» — общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;

— в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

— собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям;

— знакомя детей друг с другом, называю их имена, ласково поглаживаю рукой ребенка руку сверстника, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;

— привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

— при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогаю координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;

— стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

— помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.

Воспитательно-образовательный процесс я выстраиваю таким образом, что:

— в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;

— организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;

— организовываю игру в совместной деятельности преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;

— обучение провожу в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машину, мягко направляю его движение своей рукой, а затем даю ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю инициативу на себя;

— откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

— в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;

— организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;

— организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;

— стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;

— помогают наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;

— увлекаю поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;

— проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;

— помогаю разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;

— организуя совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.

Поддерживая положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о себе:

— предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре;

— время от времени подвожу ребенка к зеркалу для рассматривания частей тел  (обычно невидных – ушки, прическа и т.д.), соотношу отражение в зеркал с соответствующими деталями одежды ребенка (рассматривают рисунок на  карманчиках);

— обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;

— поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях,  участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах,  переживаниях и т.д.);

— чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением,       порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его  личности; 

— не прибегаю к физическим наказаниям или к другим негативным  дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей, если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараюсь мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу побыть одному; если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняю ему причину нежелательного поведения;

— после разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю о своей любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.

— формируя положительное отношение к сверстникам собственным поведением;

— демонстрирую уважительное отношение ко всем детям, привлекаю внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряю проявления сочувствия, сопереживания сверстникам.

— организуя совместные игры, обучаю детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга — чутко отношусь к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам  взаимодействия.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания  личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

Суть личностно-ориентированной модели.

Личностно-ориентированная технология (ЛОТ) образовании и воспитания основана на гуманистических принципах , подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.

Так называемые три «П»:

«Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.

«Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того  радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.

«Принять» — всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.

Что же нужно сделать, прежде всего ?

Самое главное, чтобы педагог

— ЛЮБИЛ ДЕТЕЙ

— ЗАБОТИТИЛСЯ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА .

— УВАЖАЛ РЕБЕНКА

— ВЕРИЛ В РЕБЕНКА

— ЗНАЛ РЕБЕНКА

— ПОНИМАЛ РЕБЕНКА («Педагогическая мудрость» А.Сухомлинский)

— БЕРЕЖНО ОТНОСИЛСЯ К ДУХОВНОМУ МИРУ И ПРИРОДЕ РЕБЕНКА — все дети разные

— БЕРЁГ И РАЗВИВАЛ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА

— ВОСПРИНИМАЛ РЕБЕНКА– как субъекта образования.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

— Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью на поддержку личности, в помощь ей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

— Технология сотрудничества реализует партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Задачи:

1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ

2. Обеспечить комфортные бесконфликтные и безопасные условия  развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

3. Приоритет личностных отношений.

4. Индивидуальный подход к воспитанникам.

Методы:

1. Дидактический материал разный по типу и виду.

2. Проведение наблюдений за детьми и отслеживание их развития.

3. Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.

4. Поощрение.

5. Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.

6. Использование личного опыта каждого ребенка.

7. Чередование видов деятельности для снижения утомляемости детей

Формы организации:

1. Игры, занятия, спортивные досуги.

2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.

3. Упражнения, игры, гимнастика, массаж.

4. Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

5. С детьми обсуждать не только то, что «мы узнали», но и то, что им понравилось и не понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что-то сделать по-другому.

7. Чередование видов деятельности для снижения утомляемости детей.

В связи с этим в работе с детьми рекомендуется использовать следующие приемы:

1. Прием «Дежурство по тишине». Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т.д. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, учит анализировать

2. Прием «Цветные ладошки» — три силуэта ладони — сигнала. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.  

Красная ладонь — «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).

Жёлтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.) Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).

Таким образом, использование данных приемов позволяет воспитателю:

1.     Организовать индивидуальную работу с детьми.

2.      Предупредить возникновение конфликтных ситуаций между детьми.

3.     Контролировать свое поведение и поступки, корректировать их.

4.     Учиться самостоятельно, организовывать свою деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится: — уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых; — чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. быть самим собой, признавать свои ошибки; — брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый предоставляет ребенку право выбора того или иного действия. Это способствует формированию личностной зрелости ребенка — думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому.

Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления — адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их — понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей. Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. 

 

 

×
×