Автор: Азарова Светлана Викторовна
Картотека дидактических игр для развития социально –
коммуникативных навыков детей раннего возраста
Дидактические игры являются особой группой игр, способствующих развитию общения между сверстниками. Очень важно создавать ситуации, в которых совмещались бы предметные игры и общение. Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста.
Игры с предметами
«Встретим новую куклу» (игра на адаптацию)
Ход игры: принимать нового товарища в коллектив, проявлять к нему дружелюбие; закрепить имена детей группы; воспитывать доброту, отзывчивость.
Правила игры: чётко называть своё имя.
Материалы, оборудование: кукла в нарядном платье, игрушечная мебель, посуда, макеты угощения (печенье, торт).
Воспитатель показывает детям красивую, нарядную куклу, которая пришла в группу и хочет познакомиться с ними. Дети по очереди называют кукле свои имена, вместе с воспитателем рассматривают её наряд, хвалят, а потом угощают чаем со сладостями.
«Чего не стало?»
Задачи игры: учить детей запоминать предметы в группе, определять, какой убрали; развивать сообразительность, мышление, память; воспитывать выдержку, честность.
Правила игры: дружно закрывать глаза, дожидаться, пока уберут предмет, и лишь потом его называть.
Материалы, оборудование: предметы различных групп (овощи, фрукты, кукольная мебель, посуда, игрушки).
Ход игры:
Воспитатель выкладывает 3–4 предмета в ряд, предлагает малышам рассмотреть и потрогать их, определить цвет, размер и пр. Потом просит детей закрыть глаза и убирает один предмет. По сигналу дети открывают глаза и пытаются определить, чего не стало.
Игру можно проводить как часть занятия соответствующей тематики
(закреплять знания об овощах, фруктах, посуде).
«Оденем куклу на прогулку»
Задачи игры: закрепить умение детей раздеваться и одеваться, складывать одежду, повторить порядок действий при одевании на прогулку; способствовать закреплению обобщающих слов «одежда», «обувь», воспитывать дружеские отношения в коллективе, взаимопомощь.
Правила игры: подбирать одежду и обувь кукле по сезону.
Материалы, оборудование: кукла, комплект одежды и обуви для неё (по сезону).
Ход игры:
Одна из любимых кукол детей просит, чтобы её взяли на прогулку. Воспитатель предлагает малышам помочь кукле и одеть её. В начале года дети надевают на куклу предметы одежды, уже отобранной воспитателем, а во второй половине года сами отбирают необходимые предметы одежды и обуви.
«Найди пару»
Задачи игры: учить детей подбирать предметы, имеющие логическую связь; развивать ассоциативное мышление, сообразительность, воспитывать умение работать в команде.
Правила игры: подобрать нужную пару
Материалы, оборудование: комплект парных картинок: Дед Мороз и ёлочка, собачка и будка, птичка и гнездо, младенец и погремушка.
Ход игры:
Воспитатель демонстрирует детям картинки (перемешанные) и просит научить куклу раскладывать их по парам, находя общую связь (ассоциацию).
Дети образуют пары картинок, педагог поощряет малышей к высказываниям: почему объединили в пары именно эти картинки, чем они связаны.
«Чудесный мешочек»
Задачи игры: закрепить знание названий фруктов и овощей; формировать у детей умение определять овощи и фрукты на ощупь, развивать мыслительные процессы, внимание, сосредоточенность.
Правила игры: не вынимать фрукты и овощи из мешочка, пока не угадано, что это.
Материалы, оборудование: мешочек из плотной ткани, овощи и фрукты или их муляжи.
Ход игры:
Воспитатель приносит в группу красивый мешочек и говорит ребятам, что в мешочке спрятаны подарки от лесных зверят. А достать подарки можно лишь тогда, когда дети потрогают их и догадаются, что спрятано в мешочке.
Дети по очереди опускают руку в мешочек и ощупывают овощ или фрукт,
пытаясь угадать его.
«Что здесь за сюрприз?»
Цель: формирование целенаправленных действий (обследование, ощупывание), формирование культуры общения со взрослым, развитие мелкой моторики рук, создание атмосферы радости.
Игровой материал: любая крупа или фасоль, тазик или баночка( из пластмассы), елочка искусственная, небольшие новогодние игрушки.
Ход игры:
Предложить детям достать из баночки или тазика спрятанные новогодние игрушки( не стеклянные) и повесить их на искусственную елочку.
Скоро наступит праздник Новый год, так давайте же украсим нашу елочку!
Художественное слово:
Елку надо нарядить
Ведь скоро Новый год!
И встанем возле елочки
В дружный хоровод.
«Кошки-мышки»
Цель: формирование стремления действовать вместе со взрослым. Стимулирование речевой активности, учить находить кошку и мышку, одинаковых по цвету.
Игровой материал: коврик, кошки и мышки, сшитые из ткани 4 цветов: синего, зеленого, желтого, красного.
Ход игры:
Предложить малышу рассмотреть сначала кошек, а затем только мышек. Определить их цвет. Затем предложить ребенку выложить на коврик всех кошек, затем мышек. Далее предложить малышу подобрать к каждой кошке -мышку -по ее цвету.
*Художественное слово:
Красную кошечку я возьму,
На серенький коврик ее уложу,
И подходящую мышку ей подберу!
«Огоньки».
Цель: учить детей соотносить предметы по цвету и размеру, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал: шарики деревянные 4 цветов ( большие и маленькие), коробочка с ячейками .
Ход игры:
Показать детям коробочку с разноцветными огоньками в ячейках.
*Художественное слово:
В коробочке, коробочке
Огоньки горят.
Какие брать предметы
Они нам говорят.
Ты внимательно смотри!
Такие же шары по цвету
К ним ты подбери!
«Угощенье для зверят».
Цель: развивать умение группировать предметы, формировать стремление действовать со взрослым в игровой ситуации, расширять кругозор, создавать атмосферу радости.
Игровой материал: резиновые игрушки- кошка, заяц, ежик; вырезанные из картона ягодки, морковки, рыбки; тарелочки.
Ход игры:
Рассмотреть животных с ребенком, предложить угостить зверей тем, чем они питаются ( зайцу-морковку, кошке-рыбку, ежу-ягодки). Угощение для зверей разложить по тарелочкам.
*Художественное слово:
В группу к нам сейчас пришли:
Зайка, кошка, ежик.
Угостить мы их должны
И мне в этом поможет…. (называется имя ребенка).
«Огород».
Цель: развитие умения группировать предметы, развитие творческой активности, формирование стремления действовать со взрослым в игровой ситуации.
Игровой материал: коврик из ткани зеленого цвета( это будет огород), липучки к коврику черного цвета( это будут грядки), образы из ткани на липучках : яблочки, земляничка, цветочки.
Ход игры:
Рассмотреть с ребенком ягодки и цветочки, а затем предложить засеять ими грядки. На первую грядку мы посадим цветочки, на вторую грядку-земляничку и на третью-яблочки.
*Художественное слово:
В огород сейчас зайду,
И бабуле помогу!
Посажу цветочки ей,
Чтобы было красивей.
Посажу и ягодку
Земляничку сладкую.
Ну и яблочки в придачу,
Чтоб принесли они удачу!
«Рыбки».
Цель: развивать ориентацию в пространстве, формировать умение выполнять простые действия, приводящие к конкретному результату, вызвать чувство радости от его достижения, развитие мелкой моторики рук.
Игровой материал: коврик голубого цвета с пришитыми на него пуговицами, разноцветные рыбки из ткани с отверстиями.
Ход игры:
Показать ребенку коврик — это аквариум, в котором нет рыбок. Разложить рыбок перед ним, рассмотреть их и определить их цвет. Затем предложить ребенку рыбок запустить в аквариум- просунуть пуговицу в отверстие.
*Художественное слово:
Я аквариум возьму
И славных рыбок в него запущу.
А рыбки в нем будут не простые-
С глазками блестящими
И к себе – манящими!
Настольно – печатные игры
«Кто спрятался в кубиках?»
Задачи: познакомить детей с основными представителями домашних и диких зверей; развивать навык складывания элементов в единый сюжет; повышать познавательную мотивацию, воспитывать умение работать в команде совместно с воспитателем, обогащать словарный запас детей.
I вариант
— «Ребята, перед вами картинка с изображением животного, но она распалась на 4 части. Рассмотрите их». Если дети выполняют такое задание не первый раз, то можно попросить назвать те части тела, которые есть на гранях кубика.
II вариант
— «А теперь попробуйте сложить зверушку. Для этого найдите кубик,
на котором изображена голова, и к нему приставьте остальные».
Вместе с детьми называем получившееся животное.
«Мозаика, геометрические фигуры»
Задачи: закрепить знание основных геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, овала); помочь малышам научиться соотносить словесный образ с изображением; развивать внимание, память; воспитывать настойчивость в работе.
Дети получают набор геометрических фигур и основу (картонную или деревянную, пластиковую) с углублениями. «Ребята, назовите фигуры,
соответствующие каждому углублению».
— «А теперь найдите среди своих фигур те, что подходят под форму на основе».
«Магазин»
Задачи: формировать у детей умение узнавать предмет на картинке и называть его; развивать мышление, связную речь, активизировать словарь; учить играть не с предметами, а с их изображением.
Ход игры:
Воспитатель играет роль продавца, дети — покупатели. Предметные картинки располагаются на фланелеграфе рядами, так, чтобы все дети их хорошо видели. Дети называют изображённый предмет, получают картинку, кладут картинку в корзинку или сумочку. После того как все картинки разобраны, воспитатель предлагает посмотреть, кто что купил. Малыши достают и повторно называют свои «покупки».
Домино «Животные»
Задачи: закрепить знания детей о домашних или диких животных; научить соотносить зрительный и слуховой образ слова; развивать внимание, речь; воспитывать умение работать в коллективе.
Ход игры:
Каждый малыш получает по 4–5 карточек. Воспитатель кладёт первую карточку. Малыши по очереди приставляют подходящие картинки животных.
«Третий лишний» (тема «Посуда»)
Задачи: научить детей отделять лишний элемент от объединённых каким-то признаком; развивать логическое мышление; воспитывать терпение.
Ход игры:
Дети получают по 3 картинки.
— «Ребята, посмотрите на картинки, назовите предметы».
— «Какой элемент и почему лишний?»
Словесные игры
«Закончи слово»
Цель: развивать речь, память, внимание.
Описание: предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог. Например:
• доро… (га),
• мага… (зин,
• коло… (бок) ит. д.
Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу, сказать: «Кук… (ла)». Взять в руки кубик — «Ку… (бик)» и т. п.
«Повтори за мной»
Цель: развивать речь, внимание.
Описание: предложить ребенку повторить рифмованные строки:
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.
После многократного повторения делать паузу перед
последним словом. Например: «Маленький зайчишка не читает… (книжки)»
«Кто позвал?».
Цель: закрепить знание детьми «голосов» домашних животных,
развивать слуховое внимание, воспитывать дружеское отношение к
сверстникам, желание играть вместе
Внимательно, тихо слушать голоса животных, чётко называть
животное.
«У меня зазвонил телефон»
Цели: развивать речь; расширять словарный запас.
Ход игры:
предложить ребенку поиграть в «телефон». Роль телефона могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора и т. п. По очереди изображать звонок телефона. Поговорить с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы:
• Как тебя зовут?
• Сколько тебе лет?
• Как зовут твою любимую игрушку?
• Во что ты играешь? и т. д.
Поменяться ролями: педагог — ребенок, ребенок — папа (мама). Разговор по телефону вести от имени игрушек, животных. Строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет».
Описывать различные предметы, вещи, продукты и т. д.
«Что мы видим во дворе?»
Цели: развивать наблюдательность, внимание; расширять словарный запас.
Ход игры:
посмотреть вместе с ребенком в окно. Поиграть в игру «Кто больше увидит». По очереди перечислять то, что видно из окна. Детально описывать все увиденное. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.». Если ребенок затрудняется описать предмет, помочь ему
наводящими вопросами:
• Ты увидел дом?
• Он высокий или низкий?
• У него много или мало окон?
• Он из кирпича или из дерева? и т. д.