Картотека дидактических игр для развития социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста

Автор: Азарова Светлана Викторовна

Картотека дидактических игр для развития социально –

коммуникативных навыков детей раннего возраста

      Дидактические игры являются особой группой игр, способствующих развитию общения между сверстниками. Очень важно создавать ситуации, в которых совмещались бы предметные игры и общение. Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста.

 

Игры с предметами

 

«Встретим новую куклу» (игра на адаптацию)

Ход игры: принимать нового товарища в коллектив, проявлять к нему дружелюбие; закрепить имена детей группы; воспитывать доброту, отзывчивость.

Правила игры: чётко называть своё имя.

Материалы, оборудование: кукла в нарядном платье, игрушечная мебель, посуда, макеты угощения (печенье, торт).

Воспитатель показывает детям красивую, нарядную куклу, которая пришла в группу и хочет познакомиться с ними. Дети по очереди называют кукле свои имена, вместе с воспитателем рассматривают её наряд, хвалят, а потом угощают чаем со сладостями.

 

«Чего не стало?»

Задачи игры: учить детей запоминать предметы в группе, определять, какой убрали; развивать сообразительность, мышление, память; воспитывать выдержку, честность.

Правила игры: дружно закрывать глаза, дожидаться, пока уберут предмет, и лишь потом его называть.

Материалы, оборудование: предметы различных групп (овощи, фрукты, кукольная мебель, посуда, игрушки).

Ход игры:

Воспитатель выкладывает 3–4 предмета в ряд, предлагает малышам рассмотреть и потрогать их, определить цвет, размер и пр. Потом просит детей закрыть глаза и убирает один предмет. По сигналу дети открывают глаза и пытаются определить, чего не стало.

Игру можно проводить как часть занятия соответствующей тематики

(закреплять знания об овощах, фруктах, посуде).

 

«Оденем куклу на прогулку»

Задачи игры: закрепить умение детей раздеваться и одеваться, складывать одежду, повторить порядок действий при одевании на прогулку; способствовать закреплению обобщающих слов «одежда», «обувь», воспитывать дружеские отношения в коллективе, взаимопомощь.

Правила игры: подбирать одежду и обувь кукле по сезону.

Материалы, оборудование: кукла, комплект одежды и обуви для неё (по сезону).

Ход игры:

Одна из любимых кукол детей просит, чтобы её взяли на прогулку. Воспитатель предлагает малышам помочь кукле и одеть её. В начале года дети надевают на куклу предметы одежды, уже отобранной воспитателем, а во второй половине года сами отбирают необходимые предметы одежды и обуви.

 

«Найди пару»

Задачи игры: учить детей подбирать предметы, имеющие логическую связь; развивать ассоциативное мышление, сообразительность, воспитывать умение работать в команде.

Правила игры: подобрать нужную пару

Материалы, оборудование: комплект парных картинок: Дед Мороз и ёлочка, собачка и будка, птичка и гнездо, младенец и погремушка.

Ход игры:

Воспитатель демонстрирует детям картинки (перемешанные) и просит научить куклу раскладывать их по парам, находя общую связь (ассоциацию).

Дети образуют пары картинок, педагог поощряет малышей к высказываниям: почему объединили в пары именно эти картинки, чем они связаны.

 

«Чудесный мешочек»

Задачи игры: закрепить знание названий фруктов и овощей; формировать у детей умение определять овощи и фрукты на ощупь, развивать мыслительные процессы, внимание, сосредоточенность.

Правила игры: не вынимать фрукты и овощи из мешочка, пока не угадано, что это.

Материалы, оборудование: мешочек из плотной ткани, овощи и фрукты или их муляжи.

Ход игры:

Воспитатель приносит в группу красивый мешочек и говорит ребятам, что в мешочке спрятаны подарки от лесных зверят. А достать подарки можно лишь тогда, когда дети потрогают их и догадаются, что спрятано в мешочке.

Дети по очереди опускают руку в мешочек и ощупывают овощ или фрукт,

пытаясь угадать его.

 

«Что здесь за сюрприз?»

Цель: формирование целенаправленных действий (обследование, ощупывание), формирование культуры общения со взрослым, развитие мелкой моторики рук, создание атмосферы радости.

Игровой материал: любая крупа или фасоль, тазик или баночка( из пластмассы), елочка искусственная,  небольшие новогодние игрушки.

Ход игры:

 Предложить детям достать из баночки или тазика спрятанные новогодние игрушки( не стеклянные) и повесить их на искусственную елочку.

Скоро наступит праздник Новый год, так давайте же украсим нашу елочку!

Художественное слово:

Елку надо нарядить

Ведь скоро Новый год!

И встанем возле елочки

В дружный хоровод.

 

«Кошки-мышки»

Цель: формирование стремления действовать вместе со взрослым. Стимулирование речевой активности, учить находить кошку и мышку, одинаковых по цвету.

Игровой материал: коврик, кошки и мышки, сшитые из ткани 4 цветов: синего, зеленого, желтого, красного.

Ход игры:

Предложить малышу рассмотреть сначала кошек, а затем только мышек. Определить их цвет. Затем предложить ребенку выложить на коврик всех кошек, затем мышек. Далее предложить малышу подобрать к каждой кошке -мышку -по ее цвету.

*Художественное слово:

Красную кошечку я возьму,

На серенький  коврик ее уложу,

И подходящую мышку ей подберу!

 

«Огоньки».

Цель: учить детей соотносить предметы по цвету и размеру, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал: шарики деревянные 4 цветов ( большие и маленькие), коробочка с ячейками .

Ход игры:

Показать детям коробочку с разноцветными огоньками в ячейках.

*Художественное слово:

В коробочке, коробочке

Огоньки горят.

Какие брать предметы

Они нам говорят.

Ты внимательно смотри!

Такие же шары по цвету

К  ним ты подбери!

 

«Угощенье для зверят».

Цель: развивать умение группировать предметы, формировать стремление действовать со взрослым в игровой ситуации, расширять кругозор, создавать атмосферу радости.

Игровой материал:  резиновые игрушки- кошка, заяц, ежик; вырезанные из картона ягодки, морковки, рыбки; тарелочки.

Ход игры:

Рассмотреть животных с ребенком, предложить угостить зверей тем, чем они питаются ( зайцу-морковку, кошке-рыбку, ежу-ягодки). Угощение для зверей разложить по тарелочкам.

*Художественное слово:

В группу к нам сейчас пришли:

Зайка, кошка, ежик.

Угостить мы их должны

И мне в этом поможет….  (называется имя ребенка).

 

«Огород».

Цель: развитие умения группировать предметы, развитие творческой активности, формирование стремления действовать со взрослым в игровой ситуации.

Игровой материал: коврик из ткани зеленого цвета( это будет огород), липучки к коврику черного цвета( это будут грядки), образы из ткани на липучках : яблочки, земляничка, цветочки.

Ход игры:

Рассмотреть с ребенком ягодки и цветочки, а затем предложить засеять ими грядки. На первую грядку мы посадим цветочки, на вторую грядку-земляничку и на третью-яблочки.

*Художественное слово:

В огород сейчас зайду,

И бабуле помогу!

Посажу цветочки ей,

Чтобы было красивей.

Посажу и ягодку

Земляничку сладкую.

Ну и яблочки в придачу,

Чтоб принесли они удачу!

 

«Рыбки».

Цель: развивать ориентацию в пространстве, формировать умение выполнять простые действия, приводящие к конкретному результату, вызвать чувство радости от его достижения, развитие мелкой моторики рук.

Игровой материал: коврик голубого цвета с пришитыми на него пуговицами, разноцветные рыбки из ткани с отверстиями.

Ход игры:

Показать ребенку коврик — это аквариум, в котором нет рыбок. Разложить рыбок перед ним, рассмотреть их и определить их цвет. Затем предложить ребенку рыбок запустить в аквариум- просунуть пуговицу в отверстие.

*Художественное слово:

Я аквариум возьму

И славных рыбок в него запущу.

А рыбки в нем будут не простые-

С глазками блестящими

И к себе – манящими!

 

 

 

Настольно – печатные игры

«Кто спрятался в кубиках?»

Задачи: познакомить детей с основными представителями домашних и диких зверей; развивать навык складывания элементов в единый сюжет; повышать познавательную мотивацию, воспитывать умение работать в команде совместно с воспитателем, обогащать словарный запас детей.

I вариант

—  «Ребята, перед вами картинка с изображением животного, но она распалась на 4 части. Рассмотрите их».  Если дети выполняют такое задание не первый раз, то можно попросить назвать те части тела, которые есть на гранях кубика.

II вариант

—  «А теперь попробуйте сложить зверушку. Для этого найдите кубик,

на котором изображена голова, и к нему приставьте остальные».

 Вместе с детьми называем получившееся животное.

 

«Мозаика, геометрические фигуры»

Задачи: закрепить знание основных геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, овала); помочь малышам научиться соотносить словесный образ с изображением; развивать внимание, память; воспитывать настойчивость в работе.

 Дети получают набор геометрических фигур и основу (картонную или деревянную, пластиковую) с углублениями. «Ребята, назовите фигуры,

соответствующие каждому углублению».

 —  «А теперь найдите среди своих фигур те, что подходят под форму на основе».

 

«Магазин»

Задачи: формировать у детей умение узнавать предмет на картинке и называть его; развивать мышление, связную речь, активизировать словарь; учить играть не с предметами, а с их изображением.

Ход игры:

Воспитатель играет роль продавца, дети — покупатели. Предметные картинки располагаются на фланелеграфе  рядами, так, чтобы все дети их хорошо видели. Дети называют изображённый предмет, получают картинку, кладут картинку в корзинку или сумочку. После того как все картинки разобраны, воспитатель предлагает посмотреть, кто что купил. Малыши достают и повторно называют свои «покупки».

 

 

 

Домино «Животные»

Задачи: закрепить знания детей о домашних или диких животных; научить соотносить зрительный и слуховой образ слова; развивать внимание, речь; воспитывать умение работать в коллективе.

Ход игры:

 Каждый малыш получает по 4–5 карточек.  Воспитатель кладёт первую карточку. Малыши по очереди приставляют подходящие картинки животных.

 

«Третий лишний» (тема «Посуда»)

Задачи: научить детей отделять лишний элемент от объединённых каким-то признаком; развивать логическое мышление; воспитывать терпение.

 Ход игры:

 Дети получают по 3 картинки.

 — «Ребята, посмотрите на картинки, назовите предметы».

 —  «Какой элемент и почему лишний?»

 

Словесные игры

«Закончи слово»

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание: предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог. Например:

• доро… (га),

• мага… (зин,

• коло… (бок) ит. д.

Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу, сказать: «Кук… (ла)». Взять в руки кубик — «Ку… (бик)» и т. п.

 

«Повтори за мной»

Цель: развивать речь, внимание.

Описание: предложить ребенку повторить рифмованные строки:

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.

После многократного повторения делать паузу перед

последним словом. Например: «Маленький зайчишка не читает… (книжки)»

«Кто позвал?».

Цель: закрепить знание детьми «голосов» домашних животных,

развивать слуховое внимание, воспитывать дружеское отношение к

сверстникам, желание играть вместе

Внимательно, тихо слушать голоса животных, чётко называть

животное.

«У меня зазвонил телефон»

Цели: развивать речь; расширять словарный запас.

Ход игры:

 предложить ребенку поиграть в «телефон». Роль телефона могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора и т. п. По очереди изображать звонок телефона. Поговорить с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы:

• Как тебя зовут?

• Сколько тебе лет?

• Как зовут твою любимую игрушку?

• Во что ты играешь? и т. д.

Поменяться ролями: педагог — ребенок, ребенок — папа (мама). Разговор по телефону вести от имени игрушек, животных. Строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет».

Описывать различные предметы, вещи, продукты и т. д.

 

«Что мы видим во дворе?»

Цели: развивать наблюдательность, внимание; расширять словарный запас.

Ход игры:

 посмотреть вместе с ребенком в окно. Поиграть в игру «Кто больше увидит». По очереди перечислять то, что видно из окна. Детально описывать все увиденное. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.». Если ребенок затрудняется описать предмет, помочь ему

наводящими вопросами:

• Ты увидел дом?

• Он высокий или низкий?

• У него много или мало окон?

• Он из кирпича или из дерева? и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×