ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Дубинина

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности организации и основы управления учреждениями дополнительного образования; раскрытие понятия и сущности управления дополнительным образованием детей; особенности и методы управления в учреждении дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, управление, учреждение дополнительного образования.

 

Annotation. This article covers the organization peculiarities and the basis institutions management of additional education; disclosure of the concept and management essence of additional education for children; features and methods of management in the additional education institution.

Key words: additional education, management, additional education institution.

В России система дополнительного образования детей развивается с начала девяностых годов прошлого столетия. Что же такое дополнительное образование? Это мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести стабильную потребность в познании, творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться социально, профессионально и личностно. Это дало начало выделения педагогики дополнительного образования как самостоятельного направления в педагогической науке.[1]

Управленческая деятельность является элементом образовательного учреждения по его структуре, а также основополагающей составляющей содержания образовательного процесса. Управление представляется в виде социального процесса, как совокупный результат целенаправленной деятельности по оптимизации функционирования социальной системы в целях более полного удовлетворения потребностей элементов системы.

Теория управления образовательными организациями разработана значительно слабее общей теории управления производством. В еще меньшей степени разработана теория управления учреждением дополнительного образования, не выделены ее психолого-педагогические основы.

Теории управления образовательными системами ориентированы в основном на учреждения, в основе деятельности которых лежат Федеральные Государственные образовательные стандарты. Система  дополнительного образования не имеет и не должна иметь никаких стандартов, иначе она потеряет свою уникальность и значимость в структуре образования России.

В современной психолого-педагогической литературе появился материал по функционированию, деятельности учреждений дополнительного образования, но по вопросам управления такими учреждениями литературы очень мало.

Мы считаем, что управление – это такое руководство людьми, которое позволяет достичь поставленных целей наиболее рациональным и эффективным путем, и, следовательно, делать это наиболее гуманно, используя совокупность конкретных умений и навыков решения управленческих задач.

          Специфика управления учреждениями дополнительного образования зависит от типа учреждения, поэтому существует несколько точек зрения на управление такими учреждениями.[2] Именно благодаря анализу практической деятельности и теоретически подтвержденные психолого-педагогические основы управления учреждениями дополнительного образования, можно определить перспективы развития и пути достижения качественных результатов для учреждений дополнительного образования, а также, разрешить множество противоречий.

Проанализировав теоретический материал и результаты практической деятельности учреждений дополнительного образования детей, мы выявили, что в педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в системе дополнительного образования детей.

 

Исходя из специфики деятельности учреждения дополнительного образования, можно выделить следующие принципы управления:

·                демократизация и гуманизация управления;

·                системность и целостность процесса;

·                 рациональное сочетание централизации и децентрализации;

·                единство единоначалия и коллегиальности;

·                 объективность и полнота информации.

Творческое использование управленческих умений в нестандартных ситуациях составляет основу управленческого искусства.

Мы считаем, что для эффективного управления учреждением дополнительного образования необходима обратная связь, которую можно осуществлять на основе педагогического мониторинга образовательной деятельности учреждения дополнительного образования. Обратная связь является основой эффективного управления. Только опираясь на нее, можно найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны педагогов дополнительного образования.[3]

Рассматривая основные характеристики процесса управления учреждением дополнительного образования, можно отметить следующие ведущие подходы к управлению его функционирования и развития с учетом специфики деятельности учреждения:

·                 теория управления дополнительным образованием является развивающейся, практико-ориентированной областью научных знаний;

·                 управление образовательным учреждением дополнительного образования как областью научных знаний, опирающихся на достижения социологии, психологии, педагогики, менеджмента, в настоящее время получило широкое признание;

·                  управление учреждением дополнительного образования– это специфический вид интеллектуальной деятельности субъекта управления, ориентированный на оказание целенаправленного воздействия на формирование и развитие образа управляемого объекта путем планирования, организации и контроля совместной деятельности всех участников образовательного процесса;

·                 управление учреждением дополнительного образования представляет собой сложное соединение и предполагает наличие нескольких взаимосвязанных подсистем: образовательной, инновационной, обеспечивающей и управленческой;

·                 деятельность образовательного учреждения дополнительного образования определяется спецификой целей и задач образовательного характера, её видовым многообразием, социальным заказом, что предъявляет особые требования к построению организационной структуры управляющей системы;

·                  управление образовательным учреждением дополнительного образования должно сопоставлять условия, обеспечивающие образовательный процесс, его содержание и его результат для достижения

Современное учреждение дополнительного образования нуждается в мобильной и эффективной модели управления, в основе которого – результаты педагогического мониторинга как способ выявления эффективности управления деятельностью учреждения. [4]

Как мы уже отмечали ранее, «управление процессами повышения качества и эффективности деятельности педагога дополнительного образования требует своевременного получения надежной и достоверной информации о состоянии деятельности педагога и результатов образовательного процесса», а это не что иное, как мониторинг деятельности учреждения дополнительного образования.

Важно, чтобы в учреждении дополнительного образования были созданы условия, способствующие формированию у каждого управленца и педагогического работника мотивационно-ценностного отношения к гуманистическим ценностям и духовно-нравственным основаниям педагогической культуры; чтобы в учреждении дополнительного образования была создана профессиональная среда, стимулирующая у управленцев и педагогических работников реализацию субъектной позиции, накопление и осмысление опыта профессионально-ориентированной деятельности, основанной на гуманистических принципах образования и его управления, на современных концепциях теорий обучения, воспитания и развития, применяемых при организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Кузьминов Я.И. Российская школа: альтернатива модернизации сверху / Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин, А. Б. Захаров // Вопросы образования. – 2011. – N 3. – С.5-53.

 

[2] Лагусева Н.Н. Формирование инновационной системы оценки качества образовательной деятельности и ее результатов /Н.Н.Лагусева // Вестник РМАТ. 2016.-№1. С.49-54.

 

[3] Сагитов С.Т. Социальные проблемы управления сферой культуры. – М., РАГС, 2002.

 

[4] Сагитов С.Т. Социальные проблемы управления сферой культуры. – М., РАГС, 2002.

 

×
×