Автор: Елена Геннадьевна Фомина
Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии или возвращаясь после перерыва в работе, или приходя в новый коллектив, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели.
Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного становления и развития ему не достаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении или в процессе переподготовки. Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к тому предмету, который он преподает.
В этой связи особую актуальность приобретает решение проблем преодоления затруднений в деятельности молодого специалиста, что способствует, в свою очередь, формированию профессиональной компетентности педагога на качественно новой основе.
Сложность работы молодого педагога заключается в том, что с началом учебной деятельности ему придется принимать решения учебного и воспитательного характера, которые не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики.
В связи с этим у молодого педагога возникают трудности в профессиональной деятельности, т.к. у него нет достаточного уровня педагогического мастерства, опыта, и профессиональной интуиции.
Прежде чем приступить к обсуждению, хотелось бы узнать, что вы ждете от сегодняшнего обсуждения. Давайте посмотрим друг на друга. А со всеми ли вы знакомы? Давайте познакомимся (молодые специалисты представляются, рассказывают о себе 3-5 предложениями).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫми ПРОБЛЕМами УЧИТЕЛЯ И ТЕХНОЛОГИей ИХ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ занимались следующие ученые: М.М.Кашапов, Ю.Н.Кулюткин, А.А.Реан, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Е.К.Осипова, Г.С.Сухобская и др.
В ходе проведенного исследования было проанализировано несколько сотен описанных учителями и студентами-практикантами проблем, с которыми они встретились в педагогической деятельности.
Обобщение и систематизация указанных проблем позволила выделить следующие типы: дисциплинарные, психолого-педагогические, этические, социально-психологические и материально-технические проблемы. Следует заметить, что данная типология, как и любая другая, является достаточно условной.
К дисциплинарным проблемам были отнесены проблемы, имеющие ярко выраженный дисциплинарный характер – открытые провоцирующие действия учащихся, явное противодействие учителю, невыполнение его требований, нарушение дисциплины во время проведения учебных занятий. Именно таким образом данные проблемы описывали студенты-практиканты и учителя.
К социально-психологическим были отнесены проблемы, связанные с трудностями в установлении взаимоотношений с коллегами, администрацией школы, учащимися, их родителями, а также проблемы, которые возникают в классном коллективе и требуют вмешательства педагога.
Психолого-педагогические проблемы включают дидактические проблемы, вызванные трудностями в организации и проведении занятий, распределении учебного времени на уроке, реализации педагогических принципов, применении тех или иных методов и средств обучения, объективности выставления оценки и т.д., а также проблемы мотивационного характера – развитие интереса к учению, к предмету, стимулирование учебной деятельности, создание «ситуации успеха» и др.
Материально-технические проблемы могут быть вызваны отсутствием необходимого учебного оборудования во время проведения занятий (к примеру, у начинающих учителей возникали проблемы с нехваткой компьютеров для всех учащихся). Наличие данного рода проблем непременно сказывается на общей организации урока, вызывая новые проблемы дидактического, дисциплинарного и социально-психологического характера.
Этические проблемы связаны с возникновением у педагога моральных дилемм в процессе оценивания знаний учащихся, в случае необходимости вмешательства в личную жизнь воспитанника, оперировании конфиденциальной информацией об учащемся и т.д.
Основываясь на данную типологию проблем можно выделить одну из первых проблем, с которой сталкивается молодой специалист: Учитель и ученики не знают друг друга, не могут наладить отношения. Вокруг новые коллеги. Невозможно работать, когда мы не знаем друг друга.
Решение: Представиться и познакомиться
Продолжаем знакомиться. Упражнение «Я учитель такой… ». Учителя выбирают предмет из предложенных в корзине и характеризуют себя как этот предмет. (например, учитель выбирает линейку: «Я учитель как линейка — прямая, ровная, точная. Веду себя ровно, уверенно).
Одной из социально-психологической проблемой, с которой сталкивается молодой специалист, является создание психологического климата на уроке, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся, а также взаимоотношения с коллегами.
Чтобы от нашей встречи остались приятные воспоминания, давайте друг другу сделаем подарки. По цепочке. Я начинаю: « Вы сегодня прекрасно выглядите. Я хочу подарить вам «Уважение».
Все принимают участие.
Остаются карточки «врагов, долги, провал, зависть, ненависть».
Почему вы не подарили эти подарки,?….
Какие подарки вы хотите получить от ваших учеников, а что вы им готовы подарить? Наверно такие же.
Замечательно. Мы познакомились, мы наладили благоприятный психологический микроклимат.
Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих и многих факторов. И прежде всего, зависит от состояния самого учителя. Уважаемые молодые специалисты, пожалуйста, вспомните ваше состояние на первых уроках.
Перед вами представлены картины. Я предлагаю вам выбрать одну из них, которая наиболее точно отражает ваше состояние на уроке. Прокомментируйте свой выбор двумя – тремя предложениями. Опишите свои чувства, эмоции и состояние, которое соответствует выбранной картине и как вы с ними справились. Наставники тоже принимают участие в обсуждении.
Идеи:
«Девятый вал» — вы чувствуете себя на уроке как во время шторма, вы на плоту или ваши ученики.
«Опять двойка» — ваши ученики двоечники, вы ставите только двойки, потому что домашнее задание не сделано.
«Три богатыря» — вы чувствуете себя уверенно, как богатыри.
«Переход Суворова через Альпы» — ваши ученики готовы пойти за вами, как солдаты за Суворовым в Альпы, они высоко мотивированы.
«Устный счет» — ваши ученики все заняты делом на уроке.
«Взятие снежного городка» — вы штурмуете или вас штурмуют.
Как расположить коллектив к себе? Необходимо выполнить следующие действия:
1. Выбрать правильную позу. Типичная ошибка если преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Дети сразу сковываются, бояться отвечать.
2. Информацию необходимо подавать с позиции «МЫ». Не нужно употреблять в своей речи слишком много сложных терминов. Дети не только не поймут вас, но и будут относиться недоброжелательно. Ни в коем случае нельзя употреблять такую фразу как «На пять здесь знаю только я».
3. Установить личный контакт. Надо обращаться к ученику по имени, а не по фамилии, это делает короче психологическое расстояние. Еще один важный момент, надо иметь зрительный контакт, смотреть детям в глаза.
4. Проявлять интерес к своей работе, предмету и к ученикам.
Иногда учащийся может заявить: Устал. Не буду ничего делать! А вы знаете, когда наступает порог утомляемости?»
критические точки усвояемости.
Время |
1-4 мин. |
5-23 мин. |
23-34 мин. |
35-45 мин. |
Усвояемость |
60 % |
80 % |
45-60 % |
6 % |
Недостаток мотивации у учеников.
Это одна из «вечных» проблем, являющаяся одной из основных причин низкой эффективности преподавания. Как сформировать мотивацию в классе? Наука дает много ответов, но наш небольшой опыт говорит: сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности.
Учитель должен быть воодушевлен сам, ему должен быть урок интересен. Учитель сам должен хотеть узнавать новое, учиться, в том числе участвовать в конкурсах, выступать на конференциях, заниматься саморазвитием.
Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать вести урок. Как добиться хорошей дисциплины? Рассмотрим решение некоторых педагогических ситуаций.
Ситуация1. Учитель пришёл на урок в класс. Подготовленный плакат висел на доске вверх ногами. Ваши действия.
Ситуация2. Ребята решили сорвать урок молодой учительнице. При этом они договорились на уроке хрюкать. Когда учительница вошла в класс раздались соответствующие звуки. Ваши действия.
Ситуация 3. В порыве злости один из учеников ударил другого. Ваши действия.
Ситуация 4. Ученик срывает урок. У Вас появилось желание выгнать его из класса. Ваши действия.
Вопрос о поведении учителя обсуждается в среде и родителей, и учеников, и профессионального педагогического сообщества.
Как должен вести себя учитель при взаимодействии с детьми? Что может считаться нарушением профессиональной этики поведения учителя в школе? Какое обращение с детьми на уроке недопустимо?
Работа в группах – коллаж «ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЕ, НА УРОКЕ»
1 ГР. «наставники» -правила которые нЕЛЬЗЯ НАРУШАТЬ
2 ГР. «НАСТАВЛЯЕМЫЕ» -НЕДОПУСТИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Необходимо помнить, что есть типичные педагогические ситуации, но нет единого способа решения. Решение ситуации зависит от классного коллектива, от личности учителя, от конкретных условий. Нахождение этих способов в каждой конкретной ситуации и есть признак педагогического мастерства каждого из вас.
Молодым специалистам желаю успехов в работе.