8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Реализация нравственно-патриотического компонента воспитания средствами парциальной программы «Я- ангарчанин»

Автор: Серёдкина Елена Григорьевна

Идея разработки Программы по родному городу Ангарску возникла с внедрением ФГОС ДО, поскольку стандартом были заданы требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Это давало право участникам образовательных отношений выбрать или самостоятельно разработать Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (парциальные образовательные программы) (пункт 2.9. ФГОС ДО).

Программа «Я- ангарчанин» разработана в 2016 году членами одноимённого муниципального сетевого партнёрского проекта. Концептуальные основы Программы рассматривают вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников, важной составляющей которого является воспитание любви и уважения к родному городу.

На начальном этапе, на программу была получена рецензия Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский педагогический колледж», а решением муниципального экспертного совета зарегистрирована и рекомендована к использованию в работе с детьми дошкольного возраста.

С 2017 года данная программа является частью ООП нашего ДОУ. Срок её реализации 4 года. Включает в себя 5 тематических модулей:

˜                   модуль «Страницы истории» включает материал о первых строениях и улицах, особенностях расположения, первостроителях нашего города;

˜                   модуль «Где мы живём» включает ознакомление с символикой, современными улицами, природными и климатическими особенностями города;

˜                   модуль «Достопримечательности города Ангарска» позволяет овладеть информацией о Дворцах культуры, музеях, памятниках, парках.

˜                   модуль «Они прославили Ангарск» знакомит детей с известными поэтами, работниками культуры, художниками, музыкантами, спортсменами, создателями музеев-  людьми, внесших свой вклад в развитие и процветание нашего города;

˜                   модуль «Промышленность Ангарска» позволяет сформировать представление о работе предприятий, расположенных на территории ангарского городского округа, а также продукции производимой данными предприятиями и её значении для жителей города.

Каждый модуль отражён в комплексно- тематическом плане и развёрнутом календарно- тематическом плане организации образовательной деятельности.

Для эффективной реализации Программы были установлены связи с различными социокультурными объектами нашего города: центральной детской библиотекой имени А. Гайдара, и её филиалом №8, музеем Победы, музеем часов, детским клубом «Сибиряк», Дворцом творчества детей и молодёжи.

Сотрудничество с каждым учреждением позволило выработать единую позицию в решении задач Программы «Я- ангарчанин», с учётом потребностей и интересов всех участников образовательных отношений.

В ходе совместной работы с филиалом центральной детской библиотеки, находящейся в непосредственной близости от нашего дошкольного учреждения, организованы цикл экскурсий и тематические мероприятия по темам «Я горжусь тобой Ангарск», «Чтобы помнили», «Ангарские писатели детям»; встречи, посвящённые творчеству ангарских поэтов и писателей Галины Стулёвой, Людмилы Зыряновой, Надежды Кудашкиной, и др.

В результате сотрудничества, педагоги библиотеки предоставили для чтения детям порядка 10 книг ангарских авторов, подбором содержания и изданием которых занимались самостоятельно.

В ходе чтения произведений детских ангарских поэтов, было отмечено, что дети проявляли особый интерес к стихотворениям Людмилы Зыряновой, поскольку её маленькие, веселые стихотворения, доступны и понятны детям. Легко запоминая текст, воспитанники отображали в своих рисунках содержание стихотворений.

Так у нас родилась идея наладить контакт непосредственно с автором любимых стихов детей. В результате нашего сотрудничества был организован муниципальный конкурс   рисунков «Иллюстрации к будущему сборнику стихов Людмилы Зыряновой».

К отбору рисунков привлекались члены литературного сообщества города и лучшие рисунки детей вошли в сборник стихов автора «Весёлые синички».

Эта идея была поддержана Управлениями образования и культуры нашего города, они помогли организовать во Дворце культуры «Нефтехимик» творческую встречу писателей и детей «Вперёд за синей птичкой весёлые синички». В программе состоялось выступление ангарских детских поэтов, презентация книги «Весёлые синички», и её вручение победителям и призёрам конкурса рисунков.

Кроме того, на базе нашего дошкольного учреждения организуются литературные гостиные с участием детских писателей, наиболее частым гостем стала писатель, руководитель литературного клуба и член Союза писателей России, Людмила Георгиевна Белякова. Используя пособие «Домик рифмы», дети вместе с гостьей учились сочинять короткие стишки «лимерики».

Организованные мероприятия, вызвали активный интерес детей и идея создания собственных книжек- малышек на стихи ангарских поэтов и стихи собственного сочинения стало доброй традицией.

Так родился проект создания мини- музея «Книжки- малышки». Мини- музей содержит индивидуальные книжки и коллективные, где каждый ребенок принимает участие в создании одной страницы книги, играя роль художника- иллюстратора. Есть работы, выполненные вместе с родителями, бабушками и дедушками.

Реализуя потенциал самостоятельности и творчества, книжки- самоделки презентуются детьми, для сверстников и детей более младшего возраста. Выполняя роль экскурсовода, ребенок представляет книжки, рассказывает о содержании, комментирует иллюстрации.

Содержание мини-музея постоянно пополняется новыми экспонатами, меняется в зависимости от того, произведения каких авторов рассматриваются. Так ребята смогли попробовать себя в роли экспозиционера, а ремонтируя повреждённые книги в роли реставратора.

Множество книжек- малышек, выполненных с использованием различных материалов и в различной технике, позволило организовать обмен книжками между детьми- «Буккроссинг». Организованное движение способствовало обогащению представлений детей о разнообразии книг, поддержать устойчивый интерес к книге, и её оформлению. Важно, что в отборе книг для буккроссинга принимали участие сами дети.

Разворачивая действия в мини- музее, у ребят возникло множество вопросов: «Так ли просто издаются книги, как это делали мы?», «Кто участвует в создании книг?», «Почему при ремонте книг у одних детей, у которых бумага была плотнее получалось более аккуратнее и хорошо склеивалась, а у других детей бумага рвалась на сгибах и при склеивании не красиво морщилась?» и т.д.

Вопросы детей поспособствовали разворачиванию новых проектов «Всё о бумаге» и «Как рождается книга», в которых дети смогли сами принять непосредственное участие в изготовлении бумаги разного качества из использованного сырья: старых газет, использованных тетрадных листов, и при помощи красителей и отбеливателя- получить бумагу разного цвета.

А также учились отбирать материал для создания книги, работать с ламинатором и брошюратором.

Идею применения детских рисунков в оформлении книг, мы использовали при создании сборника стихотворений о городе Ангарске. Так по материалам литературных гостиных, творческих встреч, оформлен электронный сборник стихов, сопровождающийся работами детей.

С накоплением опыта в данном направлении изменилась и развивающая предметно- пространственная среда.

Рабочие тетради для детей старшего дошкольного возраста модуля «Они прославили Ангарск», дополнены страницами, содержащими краткую информацию о поэтах и практическими заданиями для детей. Воспитанники проявляют большой интерес к тетрадям, поскольку в их содержание включены игры, ребусы и увлекательные и интересные задания для совместной с взрослым и самостоятельной деятельности детей.

В групповых помещениях- это центры книги, включающие дидактические игры, литературные произведения, альбомы, портреты писателей, пособие «Домик рифмы» и другие материалы для свободного пользования. Содержание книжного центра и педагогическая деятельность определяются возрастными изменениями в литературном развитии детей.

Ресурс методического кабинета составляет накопленный материал, используемый педагогами в совместной деятельности с детьми. А используя опыт работников библиотечной системы, мы собственными силами создали пособия литературных произведений Александра Ивановича Обухова и Анны Желтоноговой.

В холле учреждения размещены стенды с фотографиями известных людей города, в том числе детских поэтов и писателей. В арочных проёмах в виде облаков вывешены извлечения из стихотворений, прославляющих наш город.

Календарь событий информирует участников образовательных отношений, о новостях, в том числе, происходящих в библиотечной системе города, литературных сообществ, конкурсах детского творчества.

Важным структурным компонентом патриотического воспитания дошкольников являются показатели его результативности.

Так на примере одного из направлений модуля «Они прославили Ангарск» у детей отмечен стойкий интерес к известным людям, их произведениям. Желание участвовать в деятельности и различных формах совместного взаимодействия, а также возможность беспрепятственно включаться в те области практики, которые традиционно сложились в городе, в ДОО, всё это является достойным результатом нашей работы.

Несмотря на продолжительную деятельность нашего учреждения в данном направлении, педагоги сталкиваются с проблемой предоставления детям сложной для их понимания информации о профессиях градообразующего предприятия модуля «Промышленность Ангарска». В этой связи мы планируем использовать новые формы совместной деятельности:

— «Гость группы» с целью ознакомления с профессиями от лица профессионала;

— оформление атласа профессий нашего города;

— разработку виртуальных экскурсий на предприятия нашего города и др.

Кроме того, учитывая тенденции развития современного общества в области построения цифровой образовательной среды, нами запланирована работа по переработке информационного материала, дидактических пособий, рабочих тетрадей и игр в электронный формат. Это позволит обеспечить не только непрерывное образование наших воспитанников в направлении нравственно- патриотического воспитания, но и создать хороший методический фундамент для разных моделей образования. 

×
×