Автор: Гусева Марина Александровна
«Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а, значит, тем полнее и точнее они отражают раздражители» (А.В.Запорожец, В.А.Ковшиков)[6,7]. Зрительное восприятие – комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико- синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия.
Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны и сложны, они включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический уровень (А.А.Люблинская, В.С.Мухина)[9,10]. «От развития зрительного восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта»(Т.В.Ахутина, Н.М.Пылаева)[1]. Механизмы зрительного восприятия развиваются не изолированно. В дальнейшем уровень развития зрительного восприятия определяет успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе.
При работе с детьми с ОНР достаточно часто наблюдается ограничение или ухудшение способностей при выполнении заданий, требующих зрительного восприятия, дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом . Таким образом, проблема развития зрительного восприятия у детей с ОНР является очень важной. Неполноценность зрительного восприятия снижает возможность формирования практических навыков и умений у ребенка, а значит, вызывает значительные затруднения во всех видах деятельности.