Автор: Кузьмина Светлана Витальевна
Кузьмина Светлана Витальевна
Воспитатель подготовительной группы
МДОУ Детский сад №77,г.Ярославль
Сущность понятия «демонстративное поведение», признаки демонстративного поведения у воспитанников старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст — важный этап в развитии межличностных отношений детей. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка и который во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Однако у многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.
Одной из проблемных форм межличностных отношений дошкольников является демонстративность дошкольников. К вопросу изучения демонстративного поведения детей дошкольного возраста обращаются такие авторы, как В.К. Вилюнас, А.С. Кравченко, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, М.Э. Вайнер, О.В. Хухлаева, А.Г. Самохвалова.
В.К. Вилюнас и А.С. Кравченко относят демонстрационную потребность к числу базовых и определяют демонстративное поведение человека как подчеркнуто-выразительное поведение с осознаваемой или неосознанной целью привлечь к себе особое внимание окружающих [6].
Они пишут: «Эта потребность отличается от других природных потребностей влиянием, иногда значительным, на развитие другой мотивации человека. Признание значения этой потребности и полноценное ее изучение – важнейшее условие лучшего понимания человека» [4, с.146].
Специфически человеческие особенности проявления демонстративной мотивации определяются также тем, что эмоциональное отношение окружающих, на которое направлено демонстративное поведение, является важной составляющей концепции Я. Демонстративное поведение предоставляет возможность самовыражения и самоосознания, провоцирует эмоциональную реакцию окружающих, которая служит ориентиром для самовосприятия и таким образом это поведение играет значимую роль в построении образа Я, в формировании самоотношения [6].
Е.О. Смирновой выделены проблемные формы отношений со сверстниками, к которым она относит агрессивных, обидчивых, застенчивых и демонстративных детей. По ее представлению, в основе почти всех межличностных проблем лежат сходные внутриличностные основания, суть которых заключается в фиксации ребенка на своих предметных качествах, на оценке себя и/или в гипертрофированной самооценке. При этом источником личностных проблем ребенка является не уровень его самооценки и не степень ее адекватности, а доминанта на собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность на том, «что я значу для других».
По словам Е.О. Смирновой, в дошкольном возрасте демонстративность, проявляющаяся в стремлении показать собственные достоинства и достижения, часто фиксируется и перерастает в личностную особенность, черту характера. С помощью положительной оценки окружающих, которая становится основным мотивом действий, ребенок удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении.
Также Е.О. Смирнова замечает, что в отличие от других проблемных форм межличностных отношений (таких, как агрессивность или застенчивость), демонстративность не считается отрицательным и проблемным качеством.
Она указывает, что поскольку главным мотивом всех действий и поступков такого человека становится ненасыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими, он постоянно боится оказаться хуже других. Это в свою очередь порождает тревожность, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. По этой причине Е.О. Смирнова считает важным вовремя выявить проявление демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции [10, с.28].
М.Э. Вайнер указывает демонстративное поведение дошкольников среди типичных форм неконструктивного поведения, связанных с трудностями детей в приобретении опыта произвольности. Признаками демонстративного поведения она считает стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом [1, с.31].
А.Л. Венгер при описании психогических рисуночных тестов относит демонстративность к устойчивым личностным особенностям, определяющим сферу общения человека. Он дает следующее определение: демонстративность – это повышенная потребность во внимании к себе, стремление находиться в центре всеобщего внимания [3, с.36].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить, что демонстративное поведение ребенка дошкольного возраста направлено прежде всего на привлечение к себе внимания со стороны окружающих людей (взрослых и сверстников). С этой целью могут использоваться как позитивные, так и негативные, неприемлемые способы привлечения внимания, что создает ребенку трудности в отношениях с другими людьми.
Список литературы
1. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников : Учеб. пособие / М.Э. Вайнер. – Москва : Пед. о-во России, 2004. — 95 с. – Текст : непосредственный
2. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – Москва : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 159 с. – Текст : непосредственный
3. Вилюнас, В.К., Кравченко, А.С. Мотивация демонстративного поведения / В.К. Вилюнас, А.С. Кравченко // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – Москва : Смысл, 2002. – С. 122-151. – Текст : непосредственный
4. Кравченко, А.С. Мотивация демонстративного поведения: диссертация … кандидата психологических наук: 19.00.01 / А.С. Кравченко. — Москва, 2001. — URL: https://www.dissercat.com/content/motivatsiya-demonstrativnogo-povedeniya (дата обращения: 23.08.2021). – Текст : электронный
5. Смирнова, Е.О., Хохлачева, И.В. Родительская позиция и отношение дошкольников к сверстникам / Е.О. Смирнова, И.В. Хохлачева // Психологическая наука и образование. – 2008. — № 4. – С. 57-69. – Текст : непосредственный