Автор: Потапенко Людмила Федоровна
Условия возникновения опыта
В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (ООП).
Это малоспособные подростки с задержкой развития, со слабой логикой и плохой памятью, с недостаточной сформированностью умственных действий, недоразвитой моторикой рук.
Я обучаю таких детей с 2014 года, и пришла к выводу, что им необходимо создать специальные условия познавательной деятельности, необходимой для успешного овладения знаниями, умениями и навыками при получении профессии «ШТУКАТУР» «МАЛЯР». Одним из таких условий является развитие творческих способностей лиц с особыми образовательными потребностями, через дифференцированный подход на уроках производственного обучения.
Что такое развитие? Развитие – это объективный процесс внутреннего изменения физических и духовных сил человека.
Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности «упорство, работоспособность, смелость и другие».
«Творческие способности означают созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим», — высказывание М.Г. Ярошевского, психолога. Согласно такому пониманию все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие.
Поэтому я с первых дней прививаю особенным обучающимся интерес к выбранной профессии: рассказываю и показываю презентацию о профессии «ШТУКАТУР» «МАЛЯР», и во время показа задаю им проблемные вопросы:
— почему они выбрали эту профессию?
— кто им о ней рассказал?
— какие результаты они хотят получить?
Моя основная задача: разглядеть индивидуальность каждого обучающегося и сохранить ее, помочь поверить ему в свои силы, обеспечить его максимальное развитие, дифференцировать обучающихся по уровню подготовки, стимулировать обучающихся, которым хорошо даются уроки производственного обучения и поддерживать тех, у кого возникают трудности, т.е. организовать учебный процесс на уровне их возможностей и способностей. Именно поэтому, я в своей работе использую элементы технологии дифференцированнго обучения.
Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития творческих способностей обучающихся и способствует более качественному их обучению, росту успеваемости группы в целом и каждого обучающегося в отдельности.
Актуальность и перспективность опыта
Проблема подготовки квалифицированного, свободно владеющего профессией, готового к постоянному профессиональному росту, конкурентоспособного специалиста является особенно актуальной на современном этапе развития общества.
Если рассматривать под этим ракурсом человека с особыми образовательными потребностями, тогда становится очевидным, что его участие в трудовом процессе необходимо и ему самому, и сообществу, в котором он пребывает. Остается лишь приложить усилия для достижения такого состояния, при котором профессиональные качества человека с особыми образовательными потребностями соответствуют тому уровню, который необходим в любой сфере трудовой деятельности.
Новое законодательство в отношении лиц ОВЗ, их профессионального становления, трудовой занятости достаточно прогрессивно, ориентируется на общепризнанные международные стандарты. Однако на практике реализация основных направлений становления инвалида – профессиональное ориентирование, обучение, трудоустройство – имеет много проблем. Законодательство в отношении инвалидов не учитывает, что работодателю нужен не инвалид, а работник. Полноценная трудовая реабилитация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника.
Одной из важнейших форм вхождения инвалидов в социум является их профессиональная деятельность. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности.
Я считаю, что важными задачами являются:
— привитие навыков самостоятельной работы у обучающихся;
— необходимость интеграции обучающихся с ОВЗ в социум, их социальная и профессиональная адаптация;
— активные методы обучения;
— создание условий для развития познавательной деятельности, необходимой для успешной социально – трудовой адаптации обучающихся;
— создание дифференцированного подхода в обучении, который помогает моим обучающимся преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности. Это меняет самооценку обучающихся. Они уже не думают: « Я ничего не могу». В результате раскрываются творческие способности каждого. Это происходит не всегда быстро, но происходит.
Перспективность и актуальность данной проблемы в том, что профессиональная подготовка и профессиональное образование лиц ОВЗ являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации, под которой принято понимать процесс и систему восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая идея педагогического опыта: развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через дифференцированный подход на уроках производственного обучения.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья свойственно неумение направлять свои усилия на решение поставленной задачи, осмысливать ее, определять способ выполнения и производить необходимые действия. Недостаточная сформированность навыков самостоятельной работы отрицательно сказывается на темпах и результатах продвижения в учебной деятельности, а также уровне их познавательной активности.
В связи с этим возникает потребность в поиске новых, более эффективных путей формирования знаний, умений и навыков, а главным образом, способов осуществления самостоятельной деятельности. Для этого необходимо использовать элементы технологии дифференцированного обучения.
Дифференцированный подход к обучающимся состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут к одному и тому же уровню овладения программным материалом.
Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.
Осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока.
Теоретическая база опыта
Развитие творческих способностей обучающихся можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Лев Семенович Выготский, советский психолог, формулировал эту задачу так: «Жизнь — это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения».
Формы развития обучающихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный процесс включены диалогические, дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности.
На сегодняшний день задача формирования готовности обучающихся к развитию творческих способностей является для меня актуальной. Приоритетным направлением моей работы как мастера производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.
Организация производственного обучения базируется на основных принципах обучения:
— наглядность обучения;
— систематичность и последовательность в обучении;
— доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
— прочность усвоения знаний и навыков.
На уроках производственного обучения можно применять игровые, компьютерные технологии, которые позволяют формировать творческую активность учащихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления.
Наиболее эффективной методикой при подготовке обучающихся-инвалидов по профессии «ШТУКАТУР» «МАЛЯР» я считаю методику, предложенную А.С.Границкой, профессора Института иностранных языков им. Мориса Тореза, автора адаптивной системы обучения в школе. Используя нелинейную конструкцию урока, я одну часть посвящаю групповому обучению, а 60-80% времени второй части отдаю на самостоятельную работу обучающихся и параллельно веду индивидуальную работу с отдельными обучающимися. Использование этой методики позволяет организовать посильный для всех учебный процесс, повысить успеваемость.
Новизна опыта
Изучение программы производственного обучения по профессии «ШТУКАТУР» «МАЛЯР» требует терпения, однообразной деятельности. Трудности в овладении знаниями, умениями и навыками в освоении профессии приводят к равнодушному, отрицательному отношению к урокам производственного обучения.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» ( В. А.Сухомлинский).
Поэтому традиционные технологии обучения, построенные на основе классно урочной организации и объяснительно – иллюстративного способа обучения не могут учесть весь спектр различий личности обучаемого, хотя традиционное обучение, прежде всего, подразумевает классно — урочную организацию обучения, сложившуюся в 18 веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, основоположником научной педагогики, популяризатором классно-урочной системы, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Создание ситуации успеха обучающихся на уроках производственного обучения, побуждение их к деятельности, формирование учебной мотивации можно осуществлять и через нетрадиционные формы проведения урока (конкурс, деловая игра, защита проектов, экскурсия, применении ИКТ и др).
Используя нетрадиционные формы урока, я отметила, что у детей появляется устойчивый интерес к занятиям, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, пониманию структуры учебного процесса в целом и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные жизненные ситуации. Улучшается общий психологический климат, обучающиеся не боятся ошибок, помогают друг другу, что немаловажно.
Применение нетрадиционных форм работы на уроке придает процессу обучения динамизм и выразительность, повышает информативность урока, увеличивает его эффективность.
Новизна опыта предполагает как видоизменения отдельных сторон педагогического труда, так и определенные научные открытия.
Я считаю, что мой опыт можно считать репродуктивно-рационализаторским. Новизна опыта заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных методов обучения, направленных на развитие индивидуальных способностей детей с ОВЗ, в создании модели взаимодействия, основу которой составляет партнерские отношения мастера производственного обучения и обучающегося, совместном творчестве приносящем радость в творческой работе.
Технология опыта
В моих группах обучаются дети с задержкой психического развития.
«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему – то научить», — это слова Жан Ванье, канадского философа, основателя общин-поселений для умственно отсталых людей, называемых «Ковчег», а также движения «Вера и Свет» — общин, в которые входят особые люди, их родители и их друзья.
Для них, моих обучающихся, характерна слабость интеллектуального развития. В любом случае перед обучающимися ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям.
По возможностям обучения моих ребят можно разделить на 2 группы:
1 группа — обучающиеся с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно – логической, наглядной и предметно – практической). Для них характерно слабое осознание материала, который я объясняю, им трудно определить главное, им необходимо дополнительное объяснение новой темы. Темп усвоения знаний низок ,но, несмотря на это, обучающиеся не теряют приобретенных знаний и умений, способны применить их при выполнении аналогичных заданий, но если слегка изменить задание, то оно воспринимается ими как новое. Это говорит о низкой способности обобщать. Значительная помощь им нужна в основном в самом начале выполнения задания.
2 группа – обучающиеся усваивают учебный материал на самом низком уровне, фронтального обучения для них недостаточно. Им необходимо выполнение большого количества упражнений, постоянный контроль и помощь мастера во время выполнения работ, так как они самостоятельно не могут использовать имеющийся свой опыт. Они могут усвоить только маленький объем знаний, способны овладеть только первоначальными
навыками. Однако под влиянием дифференциального подхода к обучению они могут перейти в 1 группу.
Поэтому я как мастер производственного обучения должна знать возможности каждого моего обучающегося, чтобы правильно его подготовить к усвоению нового материала.
При планировании уроков предусматриваю на вводном инструктаже решение проблемных вопросов, планирую многократный показ изучаемых на
уроке приемов, показ сложных операций осуществляю по отдельным трудовым приемам.
На уроках производственного обучения обучающиеся осваивают все разделы программы, выполняют все работы установленные перечнем, но по своему конкретному индивидуальному или тестовому заданию трудовыми приемами.
Осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока. При необходимости я использую для объяснения непонятных или трудно усваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий, различные задания и упражнения.
При разработке и подборе упражнений использую следующие способы дифференциации:
— дифференциация материала по объему учебного материала.
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы обучающихся. Обучающиеся с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки им требуется на это дополнительное время.
— дифференциация работы по степени самостоятельности обучающихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в заданиях для обучающихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством мастера, а другие самостоятельно. Этап проверки
проводится фронтально. Таким образом, степень самостоятельности обучающихся различна.
-дифференциация работы по степени и характеру помощи обучающимся.
Все сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем ребятам, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Наиболее распространенными видами помощи являются:
— помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
— помощь в виде «подсказок» (карточек — помощниц, карточек — консультаций, записей на доске и др.).
Во время урока использую специальные упражнения, которые не требуют большого умственного напряжения: «Лото», игра «Путаница», в которых надо расположить этапы работы в правильной последовательности.
Весь материал, который я даю на уроке, должен быть для них посилен и доступен. Только в этом случае он может, быть усвоен сознательно и будет иметь развивающий характер
Большую роль отвожу наглядным пособиям. Наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими самые основные этапы работы, без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание обучающихся в сторону от основной цели, которой добивается мастер при использовании этих пособий. Важно заранее определить, на каком этапе урока, какой вид наглядности необходим, какая работа будет с ним проводиться. Не следует выставлять всю подобранную наглядность сразу, нужно демонстрировать её последовательно.
Переход от лёгкого к трудному осуществляется постепенно, маленькими «шажками», в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.
Внедрение ИКТ прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
На уроках производственного обучения по профессии «ШТУКАТУР» «МАЛЯР» я применяю технологии, которые позволяют формировать творческую активность обучающихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления. Наиболее эффективной формой проведения уроков производственного обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для достижения наилучшего результата используется технология деловой игры, во время которой обучающиеся не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в производственное обучение создает объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей обучающихся, повышает управляемость учебного процесса.
Также на уроках производственного обучения использую и другие технологии:
— коррекционно — развивающие технологии;
— технология проблемного обучения;
— метод проектов;
— личностно-ориентированное обучение;
— игровые технологии;
— здоровье сберегающие технологии, а также элементы игровых технологий.
Современные уроки производственного обучения отличаются от традиционных содержанием, организационно-методической стороной, применением ТСО, активных методов обучения, уровнем активизации
познавательной деятельности, темпом прохождения материала, высоким уровнем мотивации учебной деятельности. Главное, что должно отличать урок от традиционности, — это его высокий конечный результат, то есть усвоение непосредственно на уроке основного содержания, формирование профессиональных умений и навыков, успешное решение задач воспитания и общего развития обучающихся.
Развитие творческих качеств обучающихся тесно связано с ростом и развитием творческих возможностей самого мастера. Деятельность мастера производственного обучения направлена на разработку гибких индивидуализированных программ, создание теплой, эмоционально-безопасной атмосферы в учебной группе, проявлении уважения к индивидуальности учащегося, поощрении творчества и работы воображения, стимулирование умственных процессов.
Уровень педагогической компетентности мастера производственного обучения в значительной мере определяет качество подготовки обучающихся. Мастера производственного обучения должны обладать высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов, вызывать интерес к своему предмету, владеть культурой речи, четко, грамотно, содержательно, ярко и убедительно излагать учебный материал, быть заинтересованными в успехах учащихся.
Подводя итог можно сказать, на уроках должно присутствовать взаимное творчество мастера и обучающихся, а это, прежде всего, способствует возникновению между ними доверия, что, несомненно, отразится на успешной трудовой и социально — средовой адаптации выпускников.
Результативность опыта
При поступлении ребят с ограниченными возможностями в колледж эффективность работы с ними низкая, в большинстве случаев дети приходят учиться, не имея начальной подготовки в трудовом обучении. После проведения нескольких занятий появляется положительная динамика: эмоциональный эффект, улучшается технический навык работы с инструментом, ребята получают трудовые навыки.
Результаты показывают положительный эффект. Обучающиеся умеют трудиться самостоятельно, в процессе занятий приобретают трудовые навыки, умеют доводить работу до конца, выполнять ее качественно.
Ежегодно обучающиеся группы участвуют в краевых выставках технического и художественно – прикладного творчества обучающихся и работников учреждений среднего профессионального образования. В обще колледжных конкурсах профессионального мастерства обучающиеся моих групп занимают призовые места.
В 2017 году вместе с колледжем я и мои обучающиеся присоединились к чемпионатному движению «Абилимпикс» — системе конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями и занимали призовые места.
Адресность опыта
Мой опыт по развитию творческих способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья через дифференцированный подход на уроках производственного обучения может быть использован коллегами, профессиональных образовательных организаций, работающими с детьми – инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.