Автор: Цивинская Татьяна Валерьевна
Тема: « Развитие познавательных способностей обучающихся через разнообразие форм и методов самостоятельной работы»
Я выбрала данную тему, так как нахожусь еще в начале педагогической работы с детьми. И мне интересно, прежде всего, разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности — одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания студентов.
Познавательные способности — это способности, которые включают в себя сенсорные и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями, их знаковыми системами. Познание — сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности: память, мышление, воображение, внимание. Одним из компонентов познавательных способностей обучающихся является память.
В процессе учебной деятельности студентов большую роль играет уровень развития познавательных способностей. Развитие и совершенствование познавательных способностей будет более эффективным при целенаправленной работе, что повлечет за собой расширение познавательных возможностей детей.
Главным условием развития познавательных способностей обучающихся является — развивающее обучение. В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г.В. Кирилова, И.Я. Лернер считают, — что оно ориентировано на поиск тех психолого-педагогических средств, с помощью которых можно оказать существенное влияние, как на общее психическое развитие студентов, так и на развитие их специальных способностей.
Так для профессии «Электромонтер» необходимо преобладание технического мышления – это комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, которые обеспечивают решение задач профессионально-технической деятельности.
Одним из примеров разнообразия форм самостоятельной работы является проектная деятельность студентов, в которой раскрываются техническое мышление. Таким примером прошлогодней защиты индивидуальных проектов стала самостоятельная работа студента группы 127/128 Ферябникова Федора, мы выбрали тему проекта «Изготовление детали из металла толщиной более 1 мм». Федор решил сделать крепление для люминесцентной лампы. Перед началом работы он выполнил чертеж заготовки, затем приступил к выполнению работы. Подробный процесс изготовления был описан в его проекте и отражен в презентации, и вот крепление готово. Результатом защиты стала оценка отлично.
В текущем году аналогичное задание получил студент гр.147/148 Шаров Иван, тема его проекта “Изготовление изделия из проволоки диаметром 2 мм” Ваня решил изготовить объемную Ёлочку из стальной проволоки диаметром 2мм. Аналогичным был и ход работы, сначала чертеж, затем выполнение работы и готовый результат. Также его самостоятельная работа была оценена высоким баллом.
Целью активизации познавательной самостоятельности обучающихся состоит в том, чтобы поднять уровень самостоятельной мыслительной деятельности студента и обучать его не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.
Следовательно, суть активизации познавательной самостоятельности обучающихся заключается в активизации его мышления, познавательного интереса и моделирования умственных процессов, переходящих в истинное творчество.