8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор: Буленкова Елена Викторовна

Педагогические технологии личностно-ориентированного направления в реализации модульно-компетентностного обучения

Буленкова Е.В.

Главная компетенция 21 века готовность и умение непрерывно учиться, ответственность человека за собственное обучение. Задачи, поставленные перед образованием, требуют новых методов обучения, суть которых из обучения «делать что-то» трансформироваться в оказании помощи научиться что-то делать, то есть сформировать в процессе обучения у учащихся профессиональные, социальные, коммуникативные компетенции, компетенции в области информационных и коммуникативных технологий.

Модульное обучение, основанное на компетенциях, способствует решению этих задач, так как интегрированное сочетание знаний, умений и компетенций должны позволить человеку выполнять профессиональную деятельность в современной трудовой среде и адаптироваться в изменившейся ситуации.

Одной из задач модульного обучения является применение активных методов. Уже несколько лет преподаватели работают по изученным технологиям личностно-ориентированного обучения:

    обучение в сотрудничестве, то есть обучение в малых группах, главная идея которого учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе;

    метод проектов, основанный на развитии познавательных навыков учащихся, умении самостоятельно контролировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление;

    метод «портфель ученика», который является инструментом самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексией его собственной деятельности.

Применяя данные технологии, преподаватель стремится научить учащихся рассуждать, обдумывать различные варианты, анализировать, мыслить. От этого человек становится не только умным, интересным, но и человеком, который добился этого сам, своими силами и упорным трудом.

Преподаватели, работающие по технологиям личностно-ориентированного обучения, учебно-воспитательный процесс ориентируют на самостоятельную работу, самостоятельные открытия, сделанные учащимися. Для этого, педагоги создают атмосферу заинтересованности каждого студента в работе группы. Прежде чем приступить к вопросу реабилитации при сердечно-сосудистой системе, преподаватель «Основ реабилитации» проводит ряд функциональных проб,на базе диагностического отделения СГБ выявляющих состояние сердечно-сосудистой системы каждого студента, тем самым активирует личностный смысл студентов к изучению темы.

Личностно-ориентированное образование отличается от знаниевой парадигмы построения учебно-воспитательного процесса тем, что оценка познавательной деятельности осуществляется самим учащимся, а задача учителя – выявить и сообщить версии учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватные научному содержанию.

На практическом занятии по гигиене студенты, разделившись попарно на пять групп, проводят анализ анкетного опроса своих сокурсников и составляют рекомендации по правильному, рациональному питанию с учетом возраста, условий, расписания занятий. Завершается урок за круглым столом, отмечаются удачи, неудачи, делаются выводы. Преподаватель ориентирует студентов на правильные ответы, адекватные научному содержанию, выступая при этом не в роли наставника, а в роли партнера.

На практическом занятии по МДК 01.02 применяется ролевая игра-инсценировка. Из предложенных преподавателем ролей каждый студент выбирает себе по желанию: интерна, лаборанта, врача, главного врача. Педагог поощряет обучающихся в их стремление вжиться в роль, актуализируя чувственный опыт и побуждая студентов к самооценке и самоанализу. В работе с инсценировкой организуется сотрудничество со студентами, создается диалог в общении, ситуации, позволяющие учащимся проявить соответственные способности, возможно и интересы.

Большой интерес вызывает занятие по медицинской генетике методом проекта. Тип проекта информационно-поисковый. Преподаватель поставил перед учащимися следующие цели: познакомить студентов с генеалогическим методом изучения родословных, научить составлять генеалогическое древо своей семьи: определить тип и вариант наследования признаков, привить чувство гордости за своих предков. Продуктом проекта явилось графическое изображение родословной, легенды родословной. Презентация проекта: доклад с мультимедийными слайдами. Актуальность изучения данной темы объясняют в проекте сами учащиеся: я хочу узнать все о своих предках. Таким образом, история своего рода дает нравственные уроки и задачи. В процессе работы над данным проектом каждый студент имеет возможность реализовать себя, раскрыть свои творческие возможности, задатки, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. У студента появляется чувство ответственности, повышается мотивация к учебе, познавательная и творческая активность.

 Создание проектов позволяет студентам расширить свои знания по предмету. На аналитическом этапе они проводят поиск, сбор, систематизацию и анализ информации, вступают в коммуникативные отношения с целью получить информацию. Преподаватель помогает определить источники информации, составляет вместе с учащимся план действий. На практическом этапе учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, обрабатывают собранный материал и готовят его к презентации. Информация, собранная студентами, оформлена в виде сборника и пополнила банк дополнительной видеотеки в библиотеке.

 Активно на занятиях используется метод проекта, осуществляя поисковую, самостоятельную, творческую деятельность учащихся, формируя профессиональные, сквозные, ключевые компетенции. Результатом сформированных компетенций послужили призовые места на профессиональных конкурсах в г.Иркутске.

Таким образом, технологии личностно-ориентированного обучения, применяемые на занятиях преподавателями нашего колледжа, позволяют студенту и преподавателю находиться всегда в процессе. И как сказал заслуженный учитель России Л.С. Айзерман: «Слово процесс очень важное понятие. Ключевое. Мне очень нравится китайская пословица «дай человеку рыбу он будет сыт один день. Научи его ловить рыбу он будет сыт всю жизнь». Да, наших учащихся надо учить ловить рыбу, готовить к жизни в инновационном обществе, где постоянно нужно думать самому и все время переучиваться.

×
×