Автор: Наталья Николаевна Иноземцева
«Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки».
Тема: «Использование регионального компонента на уроках в начальной школе».
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Иноземцева Наталья Николаевна
2022 год
«Школа-это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать её в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее…»
А. Барбюс.
Каждый день, готовясь к новому учебному дню, я задаю себе вопрос: «Что можно сделать на уроке в моём классе необычное, новое, яркое и запоминающееся? Такое, что останется в памяти ребёнка ярким следом, взрывом эмоций и чувств?». Интересно придумывать что-то новое, нестандартное самому, но ещё интересней, когда тебя удивляет ребёнок своим необычным рисунком, чудесной поделкой, душевным рассказом, смешной шуткой или весёлым стихотворением. Да разве мало мыслей в этих светлых головках, начинающих познавать мир и жизнь!
Как уберечь нам, учителям, этот хрупкий интерес к школе, ко всему новому, как распознать в ребёнке будущего врача, инженера, кондитера, художника, артиста? Как не стыдиться потом горьких воспоминаний, не желать вернуть миг, когда ты мог поступить иначе? Что помешало твоему бывшему ученику стать достойным членом общества? Где была допущена тобой, родителями, одноклассниками та досадная ошибка, которую очень хотелось бы исправить?
У учителя есть много доступных способов решения самых сложных и запутанных задач. Но важно, чтобы и ребёнок сам мог найти верный путь, справиться с любой ситуацией. Мир огромен и сложен. Самые первые шаги первоклассники делают в школе. Здесь они становятся исследователями, первооткрывателями, путешественниками и знатоками.
Подготовить ребёнка к началу самостоятельной жизни, в которой он не свернёт с правильного пути, сможет определить, где добро, а где зло, где друг, а где враг, и есть первостепенная задача учителя начальной школы. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает наряду с другими факторами существенно больше, чем прежде, уделять внимание истории своего края, привить уважение к культуре, народным традициям, религиозным убеждениям предков.
Начинать эту работу лучше с раннего возраста. Перед каждым учителем поставлены серьёзные задачи: научить ребёнка любить и знать свой край, изучать природу, которая его окружает, бережно относиться ко всему, что тебе дорого, хранить традиции предков.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; сохранения и развития культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника любящий свой народ, свой край и свою Родину.
Цель использования мною регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном посёлке, о своём районе, крае, развитие творческих и исследовательских умений учеников, воспитание любви к «малой» Родине и уважения к историческому наследию родного края. В своей работе я использую следующую дополнительную литературу:
(перечисли)
Учителю необходимо использовать для введения регионального компонента иллюстрации, фотографии, мультимедийные презентации, творческие работы детей, викторины, устные журналы, ролевые игры, аудио- и видеозаписи, экскурсии, организовывать встречи и выставки работ, которые способствуют активизации мыслительной деятельности детей, помогают сделать образы яркими и запоминающимися.
Нация, не помнящая духовных истоков, вырождается. На знании исторического прошлого, культурных традиций необходимо воспитывать подрастающее поколение.
Вся история села Архангельского Буденновского района, Ставропольского края сплетена с историей России.
Я горжусь своим селом. Мне хочется, чтобы и мои ученики любили и заботились о своей «малой» Родине.
Архангельское имеет свой герб и флаг, которые внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации. Это вызывает у детей чувство гордости и единения. Ведь у нашего села особый статус!
?….. человек, проживающих в нашем селе, это люди с интересными судьбами, необычными увлечениями, которые являются положительным примером для подрастающего поколения.
«В степи благодатной Кавказа
Село наше родное стоит,
Основано высоким Указом,
В нём факел надежды горит.
Здесь люди работают смело,
Проходчики недр и полей,
Важны их мирские заделы,
Их души слезинки светлей.
Крепки у них мысли и руки,
Точны их поступки-дела,
По совести и по науке
Стараются жить от мала.
Село! В нём люди красивы.
Село! Держи свою стать!
Архангельское-частица России,
Моя ж она главная часть».
Эти строки посвятил нашему селу его истинный гражданин — ……..
Архангельское-малая частица России, её народа, её природных богатств. Но это село для нас, его жителей, самое дорогое в жизни.
Использование регионального компонента я начинаю с самых первых дней обучения ребёнка в школе, показав ему место и роль Ставропольского края в жизни России. Без любви к Отечеству, без уважения к его культуре и истории невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать чувство собственного достоинства. В начальной школе региональный компонент можно использовать на любом уроке. Это может быть целый урок. К 9 Мая мы провели урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Помним о Вас, герои!» по произведениям ставропольских писателей, а может быть и несколько минут на некоторых этапах урока.
Математика (своё) Использование задач с краеведческим содержанием.
4 года, с 2009 по 2013, дети моего класса работали над проектом «Задачник для начальной школы». Ученики составляли задачи по темам:
* Задачи о посёлке.
* Задачи о моей семье.
* Задачи о животных Ставропольского края.
* Задачи о растениях Ставропольского края.
* Задачи о городах Ставропольского края.
Приведу примеры нескольких задач, составленных учениками о родном посёлке. (приведи примеры)
( покажи задачник, можно дать задание присутствующим составить задачу)
Русский язык
На уроках мы работаем над предложениями по теме: «Улицы моего посёлка», «Моя семья», «Мои друзья», «Мои любимые места».
Для диктантов, изложений я использую тексты об известных людях нашего села, исторических событиях и интересных фактах, произошедших на территории Ставропольского края и Будённовского района. Целая «Книга Памяти» получилась у моих учеников из сочинений «Мои родственники-герои Великой Отечественной войны», «Спасибо деду за Победу!», «Их именами названы улицы городов края».
Изобразительное искусство
Экскурсии в музей посёлка.
Экскурсии «Краски осени», «Цвета весны», на которых дети внимательно наблюдают за гаммой цветов и оттенков деревьев, кустарников, травы.
Уроки по теме: «Роспись тарелок из папье-маше. Эмблема посёлка, «Осень в моём посёлке», «Беседа «Художники-живописцы. В. М. Остроушенко представляет свои работы», «Мои любимые места», «Фрукты из моего сада», «Урожай с моей грядки» приносят детям неподдельную радость и вдохновение, неудержимый полёт фантазии.
Технология
Использование природного материала, собранного в лесу возле посёлка. На уроках дети делают прекрасные работы из желудей, шишек, кореньев, листьев, веточек. Здесь и вазы из семян, и расправившая крылья бабочка, и райские птицы с расписными хвостами.
Окружающий мир
С первых уроков окружающего мира на экскурсиях я учу детей наблюдать за природой своего села, за окружающей действительностью, развиваю их кругозор, пополняю словарный запас. Дети учатся делать выводы, сравнивать и сопоставлять факты. Такие экскурсии в природу дают возможность увидеть и понять характерные особенности каждого времени года своего края. Тут же мы собираем природный материал, из которого затем на уроках технологии изготавливаем различные поделки.
При изучении темы «Растения и животные Ставропольского края» даю детям домашние задания, направленные на самостоятельный поиск материала.
Введение регионального компонента на уроках повышает интерес к предмету, облегчает усвоение наиболее трудных понятий и закономерностей. Дети учатся работать с научно – популярной, справочной и художественной литературой. На уроках использую карту Ставропольского края и Буденновского района, план-схему нашего села.
При изучении темы «Полезные ископаемые» дети рассказывали о своих проектах, над которыми работали длительное время. Кто-то сделал макет скважины, кто-то приготовил рассказ о работе папы-бурильщика, создал целую книжку с иллюстрациями, кто-то написал стихи о полезных ископаемых, кто-то приготовил слайды к теме.
Очень интересные работы дети написали на тему: «Как я охраняю природу родного посёлка».
Литературное чтение
Использую на уроках:
*фольклорные произведения (загадки, пословицы, песни, мифы, сказки, легенды, поверья, собранные в Ставропольском крае);
*авторские сказки К. Г. Чёрного «Путешествие в страну запрещённых улыбок», С. П. Бойко «Красная Шапочка», Г. Н. Пухальской «Бабушкины сказки». «За ужином», «Прощённое воскресенье»;
*стихи Л. Ф. Епанешникова, А. Е. Екимцева, Е. Л. Ивановой, И. В. Кашпурова, В. В. Ходарева, Г. С. Фатеева;
*рассказы М. В. Усова, Г. К. Баева, И.В. Кузнецова;
*произведения о Великой Отечественной войне и героях нашего края Л. И. Харченко «Шёл ребятам в ту пору…», Я. И Бернарда, С. С. Дроздова.
Дети с большим удовольствием делают книжки-малышки и книжки-раскладушки с песнями, пословицами, поговорками, частушками, которые услышали от своих бабушек и дедушек.
Школьники осмысливают содержание прочитанного, учатся уважению к людям, им прививаются нравственные нормы поведения, ведётся воспитание на примере жизни земляков, которые боролись за свободу и независимость Родины. Дети понимают, что они изучают литературное наследие, созданное в Ставропольском крае.
На основе регионального компонента я составляю и комплексные проверочные работы
Растения Ставропольского края.
Пропахшие чабрецом и полынью степи, величественные горы, лесные дебри, бирюзовые озёра, живописные водопады. Всё это-Ставрополье. Природа края поражает своей красотой и разнообразием.
Каждый из нас должен бережно относиться к природе: не рвать цветы охапками, не ломать ветки деревьев, не разорять птичьи гнёзда.
В 2000 году была учреждена Красная книга Ставропольского края, в которую занесены редкие и исчезающие 304 вида растений, 188 видов животных, 5 видов грибов. Запомни некоторые растения. Будь для них защитником!
Подснежник узколистный появляется ранней весной на проталинах. Высота растения может быть до 10 см высотой.
Гвоздика двуцветная зацветает в июле. Её высота-65 см. Много этих растений в Дагестане.
А камыш остроконечный можно видеть круглый год в местах, где влажно и сыро. Высота его около 1 м.
Весной и летом на лугу, в лесу, у дороги расцветают волшебные цветы. В их лепестках, корнях, листьях заключены волшебные соки. Целая аптека прячется у твоих ног. Познакомься с цветами зверобоя, чабреца, череды. Это настоящее богатство твоего родного Ставропольского края.
Ставропольский край воспевали в своих произведениях М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. М. Горький, К. Л. Хетагуров. Художники П. М. Гречишкин, В. С. Дибров, Н. С. Качинский восторженно рисовали родные пейзажи. Учёные называют Ставрополье музеем природы, потому что здесь мы можем увидеть и бескрайние степные равнины, и безводные полупустыни, и широколиственные леса на склонах Ставропольской возвышенности, и причудливые по форме горы на наклонной равнине Пятигорья. Из земли бьют целебные ключи, воды которых дарят людям всей России здоровье.
Как можно не любить родной край, родное село! Здесь тебе всегда рады, здесь тебя помнят и ждут.
Учитель должен помнить, что его задача состоит в том, чтобы он и его ученики не только сохранили, но и приумножили богатые культурные традиции Ставропольского края.
(можно продумать выставку)
За время работы над данной проблемой накоплено достаточно практических материалов, собственных наработок (конспекты уроков, внеклассных мероприятий, презентации к ним, творческие и исследовательские работы учащихся, видеоматериалы, тестовые задания, сборник изложений, диктантов с текстами из произведений известных поэтов и жителей нашего района, края, которые можно использовать другим, прежде всего, начинающим учителям начальных классов, тем, кому небезразлична проблема сохранения и развития национальной культуры, бережного отношению к историческому и культурному наследию. Поэтому в перспективе планирую выпустить сборник учебно-методических материалов, представить на экспертный совет в ИМЦ МКУ ЦРиПСО. Надеюсь, что он поможет проводить работу в системе и мне, моим коллегам.