Автор: Крыловская Татьяна Петровна
Использование нейроигровых технологий в развитии речи дошкольников с интеллектуальными нарушениями
Выполнила:
Крыловская Татьяна Петровна
Корсаков, 2020
На страницах специальной печати, неоднократно появляются статьи и сообщения о нездоровой тенденции, появившейся в нашем обществе, — это замедленный темп физического и интеллектуального развития детей. По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% детей имеют выраженную врожденную патологию, а 40-60% можно отнести к группе риска. Принимая во внимание демографическую и социально-экономическую ситуацию в стране, эти цифры кажутся особенно удручающими.
Современное общество ставит перед образованием новые задачи, которые направлены на существенное усиление внимания к обучению, воспитанию и развитию личности. Задача улучшения подготовки воспитанников к самостоятельной жизни стоят и перед дошкольными организациями. Одним из условий их решения является усиление коррекционно-развивающей роли обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом условии обучения обеспечивать таким детям возможность в будущем принимать активное участие в трудовой и социальной жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К данной категории, относятся дети с интеллектуальными нарушениями различной степени.
Как полагал Л.С.Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.
Ребенок должен всегда знать, почему (мотив) и зачем (цель) он должен говорить. Так как мотивы и цели речевой деятельности очень часто обусловлены такой деятельностью, как игровая, то одно из направлений коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями заключается в использовании игровых технологий.
В настоящее время актуальной остаётся проблема недостаточно целенаправленного использования игровой деятельности как средства активизации речевого общения, поэтому необходим поиск новых путей формирования речевого развития дошкольников с интеллектуальным нарушением. Специалисты, участвующие в коррекционном процессе (дефектолог, учитель-логопед, психолог) совершенствуют его путём адаптации и модификации традиционных методик использования игровых технологий.
По нашему мнению, эффективной системой формирования психологических механизмов речи является использование в коррекционной работе нейроигровых технологий. Такое включение не исключает традиционные подходы к развитию речи, а только дополняет их, тем самым, повышая динамику коррекционного результата.
Зарождение идеи технологии коррекционного процесса прежде всего связано с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области специальной педагогики. Обзор психолого-педагогической литературы позволяет увидеть, что в последние годы взор ученых обращён к разработке сущности феномена «игровая технология».
Исследованию этой проблемы посвящены работы ведущих отечественных педагогов: В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, М.П. Горчаковой – Сибирской, М.В. Кларина, М.М. Левиной, В.М. Монахова, О.П. Околелова, С.Я. Савельева, В.В. Серикова, И.Б. Сенновского, Н.Ф. Талызиной, П.И. Третьякова и других.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — наука. Дословно «технология» — наука о мастерстве .
Понятие «игровые технологии» включает целый комплекс методов и приёмов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем.
В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для коррекционных специалистов.
В системе образования детей с умственной отсталостью игровые технологии стали неотъемлемой частью обучения. Главный принцип в работе с детьми с умственной отсталостью – её практическая направленность.
Развитие детей с умственной отсталостью происходит значительнее медленнее, и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий. Для того, чтобы дети смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
Игровые технологии по виду деятельности можно разделить на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с умственной отсталостью следует учитывать следующие требования:
-
Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
-
Учет структуры дефекта;
-
Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
-
Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
-
Соответствие коррекционной цели занятия;
-
Учет принципа смены видов деятельности;
-
Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
Нейропсихологический подход прежде всего основывается на состояние 3 блоков мозга по Луриа А.Р. Первый блок – энергетический – включает подкорковые образования (образования верхнего ствола и лимбической области). Он обеспечивает нормальный тонус коры и ее бодрственное состояние. Второй блок – информационный – включает кору задних отделов больших полушарий, осуществляет: прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира; является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы. Третий блок – блок регуляции и контроля – включает кору передних отделов больших полушарий (моторную, премоторную и префронтальную области), обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности.
Таким образом, применяя в коррекционной практике нейроигровые технологии мы опираемся на сохранные функции мозга и включаем в работу компенсаторные функции. Нейроигровые технологии представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию повреждённых функций головного мозга. Это технологии, которые активизируя природные механизмы работы мозга действуют на структуру дефекта, тем самым помогают стимулировать развитие ребенка в соответствии с его возможностями, осуществляют максимальным образом коррекцию нарушенных функций, способствуют улучшению эмоционально-волевой сферы. Они содействуют созданию благоприятных условий, для включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в активный познавательный процесс, позволяющие привлечь и удержать внимание детей, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать живой интерес к себе и происходящему.
При интеллектуальных нарушениях у ребенка, мы будем опираться на сохранные функции (зрительное внимание, речевая деятельность на бытовом уровне, волевая сфера). Выстраивая нейрокоррекционное сопровождение речевого развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а также решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру.
Практика показывает, что дети с нарушениями интеллекта прекрасно чувствуют себя в игре. Но прибегают к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудных для них заданий. Коррекционная работа с использованием игр с нейрокоррекционным воздействием предполагает не только тренировку определенных навыков, но и формирование слаженной, целостной работы мозга и всей функциональной системы.
В своей работе логопед и дефектолог могут использовать подборку нейроигр для развития межполушарного взаимодействия, которые можно легко и в доступной форме использовать в качестве физкультминуток на коррекционно-развивающих занятиях. Хотелось бы обратить внимание на то, что данные игры крайне интересны детям, что значительно повышает эмоциональный фон, подкрепляя тем самым мотивационную базу на коррекционных занятиях.
При подборе игр для детей с интеллектуальными нарушениями следует учитывать следующие требования:
-
Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;
-
Учёт структуры дефекта;
-
Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
-
Связь содержания игры с системой знаний ребёнка;
-
Соответствие коррекционной цели занятия;
-
Учёт принципа смены видов деятельности;
-
Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
-
Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Благодаря использованию на коррекционных занятиях тренировок с использованием нейрокоррекционных игр, в организме происходят положительные структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности.
На эффективность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с умственной отсталостью влияет своевременность оказания помощи и создание необходимых условий для формирования коммуникации.
-
дыхательная гимнастика. Помогает выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу.
-
упражнения на релаксацию воспитывают умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; развитие голоса, пение под музыку и без нее, развивает вокальные навыки;
-
пальчиковые игры и речевые упражнения с одновременным выполнением действия развивают мелкую моторику, помогают ритмичному исполнению стихотворного текста;
-
музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами помогают в развитии творческих и музыкально-сенсорных способностей детей, развитию чувства ритма;
-
компьютерные игры используются как нейродефектологический тренажер.
В структуре занятия можно использовать следующие упражнения с нейрокоррекционным компонентом:
-
растяжки;
-
дыхательная гимнастика;
-
самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок; ;
-
глазодвигательные упражнения;
-
пальчиковые игры;
-
кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения);
-
релаксационные упражнения.
Нейроигровые технологии позволяют:
— использовать различный стимульный материал;
— работать на разных уровнях сложности;
— одновременно с работой по развитию речи осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти и мышления ребёнка.
Основными целями коррекционной работы на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы и создание мотивации к речевой деятельности.
С помощью специально подобранных игр, которые являются отдельным модулем в нейроигровых технологиях, организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждая игра способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствует развитию координации движений и психофизических функций.
Детям с умственной отсталостью легче выполнять задания, если они предлагаются в наглядном, невербальном плане, поэтому основная цель применения подобных нейроигровых технологий с детьми — это побудить ребёнка вербализовать свою речь.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-
развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающих за речь ребёнка;
-
формирование умение слушать и слышать;
-
повышение речевой мотивации учащихся;
-
закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
-
формирование навыков построения связных монологических высказываний;
-
развитие лексического и грамматического строя языка;
-
расширение круга представлений об изучаемых предметах.
Мы рассматривали нейроигровые технологии для умственно отсталых детей, как создание возможности для инициативных речевых высказываний, многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками — эмоциональностью, спонтанностью и целенаправленностью речевого воздействия.
В структуре коррекционного занятия нами были использованы
нейродефектологические игры:
— игра «Зайчики».
Цель игры: развитие фонематического слуха, памяти, внимания, формирование навыков практической ориентировки на своем теле, снятие психологической нагрузки, положительное отношение к занятиям. Ход игры: исходное положение — стоя. Дефектолог предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки»), если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо;
— игра «Старый друг».
Цель игры: развитие межполушарных связей, фонематического слуха, закрепление понятия частей тела, «чувства тела», закрепление дифференциации звуков. Ход игры: в начале игры дефектолог предлагает детям обнять себя, положив одну руку на плечо, а другую на бок. Дети встретили старого друга и крепко обняли. После того, как все участники игры усвоили данную позу, дефектолог предлагает попеременно менять положение (правое плечо-левый бок, левое плечо-правый бок). На первых этапах задание выполняется медленно. Далее следует инструкция — звуковая дорожка: необходимо менять положение, проговаривая заданные звуковые дорожки. Например, Маша встретила зайца, и он здоровается ТА_ТА_КА. Никита встретил волка, и он здоровается ТО_ТО_КО;
— игра «Ловим звук».
Цель игры: развитие фонематического восприятия и слухового внимания, мышления, ловкости; формирование положительного отношения к занятиям. Ход игры: исходное положение — стоя или сидя. Дефектолог предлагает обхватить голову двумя руками, если ребенок услышит заданный звук (изолированно, в слогах, в словах, в зависимости от этапа работы). Если заданного звука нет, то ребенок показывает ладошки. Прячет руки за спину.
Наиболее удачным и действенным методом являются коррекционно-развивающие нейроигры и упражнения.
-
На нормализацию тонуса.
Они направлены на формирование умения управлять своим тонусом, т.к. гипо — или гипертонус негативно сказывается на соматическом, эмоциональном состоянии детей с нарушением интеллекта. Включают в себя упражнения на расслабление, контрастные упражнения и упражнения на стимуляцию тонуса.
-
На расслабление.
Дети ложатся на мягкий коврик. Затем дефектолог предлагает расслабиться, дает слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут. Эти упражнения прекрасный способ настроить детей на занятие.
3.Растяжки и релаксация.
Необходимы для того, чтобы ребенок научился различать и создавать состояние напряжения и расслабления в своем теле. Эти воздействия оказывают веерообразное влияние на всю сенсомоторную сферу ребенка, включая речь.
Понятно, что в случае с детьми с умственной отсталостью все игры демонстрируются и выполняются в пассивном варианте. Например, вместо того, чтобы показать и выполнить вместе с ребенком «Повороты головы», вы берете руками его голову и медленно совершаете нужные движения. Во время занятий они используются как физкультминутки или, наоборот, для того, чтобы дети подсобрались, сосредоточились в начале любого занятия.
Игра «Огонь и лед». По команде «огонь» ребенок начинает интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений он выбирает произвольно. По команде «лед» — застывает в позе, в которой его застигла команда, напрягая до предела все тело. Вы несколько раз чередуете обе команды, меняя время выполнения той и другой.
Аналогичны игры со сменой ролей:
«Рыбки и водоросли»: плавные, легкие движения водорослей на месте и рыб — с передвижением в воде.
Таким образом, оптимизация сенсомоторного статуса тела приведет к повышению речевых возможностей ребенка. Ведь мышцы речевого аппарата (очень маленькие и хилые) находятся в непосредственной связи и прямой зависимости от всего остального мышечного каркаса ребёнка.
-
Развитие межполушарного взаимодействия.
Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.
«Ухо-нос» — одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.
«Лезгинка» — ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки — 6-8 раз.
-
Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти.
«Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.
«Найди общий звук». Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.
«Шаги». Проговаривание слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).
По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением задания (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).
БА – топнуть, ПА — хлопнуть
БО – топнуть, ПО — хлопнуть
БУ – топнуть, ПУ — хлопнуть
В упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.
Большое количество игр представленных в работах Т.В. Ахутиной, Семенович А.В, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям.
Также можно включать как отдельные нейрокоррекционные игры, так и составлять комплексы упражнений, являющихся частью нейроигровых технологий. Приведем примеры.
Упражнения для рук.
«Колечко». Подушечки большого пальца по очереди соприкасаются с подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца в прямом и обратном порядках. Выполняется под счёт или с одновременным проговариванием стихотворения, постепенно увеличивая скорость. Эти действия сопровождаются проговариванием слогов и слов с корригируемым звуком.
«Коза – корова». Чередование пальчиковых поз, при которых вверх выставляются то указательный и средний пальцы, то указательный и мизинец. Сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно. По мере усвоения можно предложить ребенку чередовать: «коза» – одной рукой, «корова» – другой.
«Ладушки». Дети работают в парах, садятся напротив друг друга. Хлопок – соприкосновение ладонями обеих рук, хлопок – соприкосновение ладонями правой руки, хлопок – соприкосновение ладонями левой руки, хлопок – снова соприкосновение ладонями обеих рук.
«Нос-ухо». Указательный палец правой руки касается кончика носа. В это же время указательный палец левой руки касается мочки противоположного уха. Руки скрещены. Затем хлопок в ладоши, и положения рук меняются. Затем опять хлопок в ладоши. Упражнение выполняется под счёт с постепенным увеличение скорости.
«Швейная машинка». Левой рукой совершаются вращательные движения вперёд (пальцы левой руки сжаты в кулак). Указательный палец правой руки совершает ритмичные постукивания по столу. Смена положения рук. Выполняется под счёт или с одновременным проговариванием любого стихотворения с чётким ритмом.
«Весёлые карандаши». На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками. Затем выкладываем карандаши на стол по одному, используя ту же последовательность рук.
«Зеркальные рисунки». На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку обводить по пунктиру одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки.
«Пила». Исходное положение: дети встают в пары и держатся за руки крестообразно. Затем выполняются действия, имитирующие движения пилы (поочерёдно выдвигая вперёд то правую, то левую руку). Выполняется под счёт или с одновременным проговариванием любого стихотворения с чётким ритмом.
Обобщив вышеизложенное, можно сделать вывод о сложности и важности использования нейроигровых технологий в формировании всех структур речи умственно отсталых дошкольников. Тем не менее, они играют немаловажную роль в развитии речевой деятельности данной категории воспитанников.
Дети с умственной отсталостью, больше чем их сверстники с нормальным развитием испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин и одной из них является низкий уровень развития речи. От уровня развития речи зависит адаптация детей в дошкольном образовательном учреждении и их социализация. Решение этой проблемы является важнейшей составной часть коррекционно — логопедической работы с умственно отсталыми детьми.
Поэтому сейчас остро встаёт вопрос о необходимости владения логопедами современными нейрокоррекционными технологиями и методиками и применении их в практической деятельности.
Использование нейрокоррекционных игровых технологий в коррекционной работе способствует эффективной коррекционно-развивающей работе по преодолению у детей не только речевых, но и двигательных, интеллектуальных, поведенческих нарушений.
Своевременное выявление нарушения и начало коррекционно — логопедической работы способствует развитию речи данной категории детей. А использование различных видов нейроигровых технологий содействует не только развитию речи, её выразительности, коррекции основных психических процессов у детей с умственной отсталостью, но и возможности их социальной адаптации.
Анализ литературных источников показал, что нарушения развития речи умственно отсталых детей являются наиболее сложным дефектом. У дошкольников с интеллектуальным недоразвитием нарушается не только языковой уровень речи, но и смысловой и сенсомоторный уровни. Более стойкими являются нарушения смыслового и языкового уровня.
Преимущества игровых технологий с нейрокоррекционным эффектом:
-
Позволяют поддерживать внимание ребенка на всех этапах коррекционной программы.
-
Помогают сократить время, которое требуется для коррекции речевых навыков.
-
Содействуют наиболее быстрому устранению речевых дефектов.
-
Повышают эффективность коррекционной работы, снижают утомляемость детей.
Таким образом, использование нейроигровых технологий на коррекционных занятиях логопеда способствует эффективному развитию речи умственно отсталых детей дошкольного возраста, но для этого необходимо использование комплекса специально подобранных нейроигровых технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Ахутина Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход/ Т.В.Ахутина, Н.М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
-
Бизюк А.П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 293 с.
-
Вассерман Л И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихолоческой диагностики: Практическое руководство. СПб., 1997.
-
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. Для студентов вузов \ М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 384 с.
-
Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский.-М., 2009.
-
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: изд-во Смысл, изд-во Эксмо, 2003.
-
Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие/ Глозман Ж.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 254 c.
-
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи/ Л.Н. Ефименкова – М.: Просвещение, 1999.
-
Жукова Е.М. Если ваш ребёнок отстаёт в развитии/ Е.М. Жукова – М.: Медицина, 2001.
-
Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. — М.: Секачев, 2004. – 62 с.
-
Клиническая психология: учебник – под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2002.
-
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
-
Маркина Т. С. Современные подходы к организации работы по звукопроизношению с детьми, имеющими речевые нарушения / Т. С. Маркина// Логопед в детском саду. — 2013. — № 4. — 53-59 с.
-
Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений\ Н.Н.Полонская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.
-
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
Метод замещающего онтогенеза//Учебное пособие/ А.В Семенович. – М.: Генезис, 2007. – 474 с.
-
Филичева Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина// Логопед в детском саду. — 2013. — № 3. — С. 65-71.
-
Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов//Пособие для логопедов и психологов/ Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина – М.: АРКТИ, 2002. – 136 с.
-
Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт. 2000
-
Чиркина Г. В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии речи детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 8. — С. 4-16.