Автор: Питеркина Юлия Сергеевна
Ю.С. Питеркина, МАДОУ «Детство» д/с № 118,
г. Нижний Тагил
ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время дошкольная образовательная организация – это достаточно сложный механизм, постоянно совершенствующийся и развивающийся, ищущий новые возможности, а также создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребёнка и семьи.
Современное общество требует введения инноваций в образовательный процесс. Внедрение интерактивных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.
Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится непосредственным участником образовательного процесса.
Обучение, осуществляемое с помощью интерактивных технологий, включает в себя способы усвоения знаний в процессе взаимодействия педагога и дошкольника.
Модернизация российского образования подразумевает интеллектуальное развитие подрастающего поколения, в особенности его творческую и познавательную активность [4]. Детское экспериментирование содействует саморазвитию и самореализации ребенка в ДОО и школах. Оно способствует обогащению опыта самостоятельной деятельности и расширяет кругозор.
Активное внедрение новых образовательных стандартов обусловило необходимость пересмотра отдельных элементов учебно-воспитательного комплекса и поиска новых путей совершенствования педагогической деятельности. Дополнительное образование в дошкольной образовательной организации – одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения, реализация которой позволяет быстро улучшить общие результаты освоения дошкольниками программного минимума, а также решить ряд приоритетных задач: 1) внедрить позитивные изменения, основанные на создании возможностей для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения; 2) создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей дошкольников; 3) повысить показатели качества работы кадрового состава за счёт привлеченных педагогов [3].
На современном этапе существует необходимость в высокопрофессиональных научных и инженерных кадрах, имеющих инновационный потенциал, активную жизненную позицию, ориентированных на социальное самоопределение и саморазвитие, обладающих дивергентным мышлением. Система дополнительного образования имеет требуемый ресурс для участия и решения этих задач.
Соединив воедино систему дополнительного образования и интерактивные технологии, в нашей дошкольной образовательной организации была создана биолаборатория – «Биокванториум».
Миникванториум «Биоквантум» в детском саду № 122 г. Нижний Тагил является стартовой площадкой для развития творческого потенциала детей дошкольного возраста в воспитании будущих высококлассных специалистов в важных областях российской науки и техники.
Поскольку современный ребёнок обладает пытливым умом, ему недостаточно знать природные явления и строение живых организмов, ему требуется более глубокое, детальное познание мира.
Самое важное, чему готов научить ребят Биоквантум – применять инженерные подходы в решении поставленных задач.
Разнообразная и интенсивная поисковая деятельность с использованием современных устройств способствует «развитию у детей познавательной активности, любознательности и размышления путём проведения экспериментальных исследований» [1].
В Биоквантуме дошкольники учатся работать с современными средствами исследования невидимого мира, узнают, как, например, выращивать клеточные культуры или применять современные биотехнологии для очистки воды.
Благодаря социальным партнёрам «Уралхимпласт», биолаборатория оснащена современным интерактивным оборудованием, которое помогает детям сделать научные открытия.
Данный комплекс позволяет расширить знания у детей об окружающем мире, наглядно показывает весь процесс произрастания растений: от семечка до взрослого растения, знакомит с понятием фотосинтеза, основными принципами питания, способами размножения и т.д.
Предустановленная система интеллектуального обеспечения микроклимата позволяет дошкольникам выращивать растения без почвы в режиме автоматического полива водой в соответствии с заданными параметрами влажности, создавать искусственные экологические системы и наблюдать за их развитием.
Система в автоматическом режиме следит за состоянием растений, позволяет изменять условия окружающей среды для них, моделируя эксперимент. Продолжительность, частоту и интенсивность освещения можно изменять как в автоматическом, так и в ручном режиме, воздействуя на жизненные циклы растений.
Совместно с педагогом дети дошкольного возраста также могут управлять биокомплексом через подключённый ноутбук. Плюсы данной системы заключаются в том, что она даёт педагогам возможность проводить наглядные опыты, описывающие жизнь растений и отдельные физиологические процессы в условиях дошкольной образовательной организации.
Таким образом, внедрение интерактивных технологий в систему дополнительного образования ДОО оказывает положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста. Развивая познавательный интерес и биоинженерное мышление, мы, тем самым, растим будущих инженеров, учёных, которые смогут не только провести самостоятельно эксперимент, но и вдохновят будущие поколения для настоящего творчества.
Список литературы
1. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность // Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – С.118-189.
2. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – Издательство «Аркти», 2005.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года.