Автор: Атанова Елена Владимировна
Адаптированная для экспресс — диагностики агрессивности методика «Крокодилы» ( Кудряхов Ю.Н., Голубев В.П.)
Согласно мнению специалистов по проективному рисунку, Крокодил является символом агрессивного поведения. Изображение крокодила способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На рисунке проецируются такие черты характера, как злопамятность, подозрительность, враждебность. Методика была апробирована на различных возрастных группах.
Материалы: листы белой бумаги формата А 4.
Изобразительные средства: простой и цветные карандаши, фломастеры.
1. Длинный хвост – злопамятный.
2. Вид сверху – депрессивное состояние.
3. Штриховка – тревожность.
4. Зубы – вербальная агрессия.
5. Нарисована только голова или на рисунке присутствуют волны – латентная форма агрессии.
6. Анфас – бескомпромиссное поведение.
7. Большой рисунок вверху листа – высокая самооценка.
8. Маленький рисунок в низу листа – низкая самооценка.
9. Шипы сверху – опасается «нападения сверху», т.е. взрослых.
10.«Круговые движения» — тревога и страх.
11.«Рамка» — стремление отгородится от внешнего мира, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью.
12.«Левая сторона рисунка» — эмоционально – интуитивная сфера личности.
13.«Правая сторона рисунка» — интеллектуально – рациональная сфера личности.
«Чтобы его никто не боялся»
Тревожные дети в большинстве случаев прибегают к использованию простого карандаша. В то же время исправление (и/или стирание) могут рассматриваться как потребность с помощью изобразительных средств уменьшить переживание агрессии и порожденного ею страха.
Рисунок отражает не только устойчивые черты индивида, но и его состояние во время тестирования. Возможна ситуативная тревожность, которая вызвана общением с незнакомым человеком (исследователем), психологической атмосферой и другими причинами. Поэтому необходимо учитывать личностные характеристики исследователя: пол, возраст и т.д. По мнению Е.Т. Соколовой, исследователь должен выступать не в роли регистратора, а в роли партнера.
Дополнительные детали.
Дополнительные элементы (вода, деревья, земля и др.) трактуются как желание структурировать ситуацию и, следовательно, контролировать ее. Вода (озеро, река, бассейн…) в сочетании с замаскированным в ней крокодилом имеет свою символику. Она скрывает враждебное поведение, демонстрирует латентную форму агрессии (например, рисунок 6).
Кроме прямых агрессивных символов (когти, зубы, шипы), о враждебности свидетельствует количество изображенных животных.
Иди на место
Очень важным показателем является место животного на листе бумаги.
Положение в верхнем левом углу выявляет тревожность и ориентацию на прошлое.
Срезание рисунка левым краем листа свидетельствует о фиксации на прошлом и, возможно, отрицании его. Краем листа срезан хвост. Таким действием ребенок отрицает свою злопамятность, проговаривая при этом, что он всех любит и всех прощает.
Положение животного в центре страницы свидетельствует о чувстве неполноценности и незащищенности.
Если весь рисунок сделан как вид сверху, то состояние испытуемого интерпретируется как депрессивное.
Рисунки анфас характерны для людей с бескомпромиссным поведением.
В процессе пострисуночного опроса, как правило, выясняются причины агрессии.
В рисунке могут проявляться следующие черты испытуемых:
— враждебное поведение латентная форма агрессии — вода в сочетании с замаскированным крокодилом;
— эгоцентризм, стремление к лидерству -крупный рисунок;
— неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположенный внизу листа;
— стремление контролировать проявление своей агрессии — подписывание рисунка и изображение солнца;
— ситуативная агрессия — изображение двух и более крокодилов;
— желание контролировать ситуацию дополнительные элементы (деревья, земля, вода);
— вербальная агрессия (защитная) — рот с зубами;
— агрессия — наличие иголок, шипов, сильно выделяющихся, близко расположенных;
— скрытая агрессия — шипы направлены внутрь животного.