Автор: Мубаракшина Ильсеяр Ильдусовна
Мубаракшина Ильсеяр Ильдусовна
Проектирование образовательной коммуникации
как задача современной образовательной
организации
В постиндустриальную эпоху происходит содержатель-
ное преображение самого знания, его реструктуризация,
что ставит перед необходимостью учить школьников
самостоятельно приобретать новые знания, освобож-
даться от стереотипов, от устаревшей информации. Это
предполагает применение не только линейных, логико-
рациональных способов познавательной деятельности,
но также и нелинейных способов, связанных с миром об-
разов, эмоций, чувств, с формированием целостной кар-
тины мира. Особенно важно это при интенсивном раз-
витии информационно-коммуникативных технологий
и средств связи, глобальных компьютерных сетей, когда
у обучающегося еще не сформирована устойчивость к ин-
формационной зависимости. В существующих условиях
в образовательном процессе важно выйти на применение
процедур понимания, проектирования, рефлексии, ком-
муникации.
Технологии образовательной коммуникации как ответ на вызовы времени 15
Термин ≪коммуникации≫ в русском языке означает ≪об-
щий≫, ≪совместный≫. В связи с этим зачастую говорят, что
слово ≪коммуникации≫ является синонимом общения.
В современных работах исследуются две модели комму-
никации: однонаправленная, или линейная, и двунаправ-
ленная. В линейной модели под коммуникацией понима-
ется процесс передачи информации от одного источника
к другому, здесь важны такие компоненты, как источник
информации, сообщение, получатель информации, канал
передачи и шум.
Во второй модели коммуникацию рассматривают как
двунаправленный процесс: ≪любой субъект коммуникации
является отправителем и получателем сообщения не после-
довательно, а одновременно… любой коммуникативный
процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной
ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый
опыт), а также проецируется в будущее≫1. Признаками дву-
направленного процесса выступают:
–– ситуация коммуникации, когда мы соотносим свои
смыслы со смыслами других субъектов образования,
что позволяет осуществиться рождению новых;
–– достижение общих смыслов, понимания, которое
является неотъемлемым моментом коммуникации;
–– важность и наличие интерпретации, авторство.
По мнению А. И. Шутенко, в структуре образователь-
ных коммуникаций выделяется ряд компонентов.
1 Матьяш О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникатив-
ное образование? // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. 2002.
Вып. 6. С. 38.
16 Глава 1
Информационный компонент играет ведущую роль,
представляя поток всей возможной информации, которая
циркулирует и перерабатывается в образовательных ком-
муникациях.
Коммуникативный компонент представляет собствен-
но систему связей и каналов передачи этой информации
в образовательном процессе.
Интерактивный компонент вбирает все возможные кон-
такты и взаимодействия в образовательном процессе: пря-
мые, косвенные и опосредованные, формальные и нефор-
мальные, вербальные, невербальные, символические и пр.
Гностический компонент представляет систему знаний
и необходимых сведений для их усвоения в образователь-
ном процессе.
Операциональный компонент представляет совокуп-
ность технологий (педагогических, информационных,
психологических и пр.), а также навыков, умений и дей-
ствий, которые применяются и передаются в образова-
тельном процессе.
Отношенческий компонент подразумевает включение
различных отношений (формальные, неформальные, ро-
левые, статусные и пр.), в которые вступают субъекты об-
разовательного процесса посредством образовательных
коммуникаций.
Интенциальный компонент отражает совокупность же-
ланий, мотиваций, намерений, устремлений участников
образовательного процесса, вступающих в образователь-
ные коммуникации.
Ценностно-смысловой компонент представляет сово-
купность смыслов и ценностей, которые привносятся в об-
Технологии образовательной коммуникации как ответ на вызовы времени 17
разовательные коммуникации его участниками, а также
усваиваются посредством этих коммуникаций1.
Под образовательной коммуникацией мы будем по-
нимать интерактивное взаимодействие субъектов обра-
зования в процессе переработки информации, направлен-
ное на ценностно-смысловое согласование и понимание
содержания образования с целью его присвоения. Обра-
зовательная коммуникация строится на определенных
принципах организации развивающего педагогического
взаимодействия.
Субъектность понимается в рамках смыслового зна-
чения понятия ≪субъектность≫, как отражение главных
линий человеческой жизни:
–– субъектность в сознании (самосознание);
–– субъектность в общности (самобытность);
–– субъектность в деятельности (самодеятельность).
Субъектность реализуется как деятельностно-преобра-
зующий способ бытия человека, целенаправленное раз-
витие умений проектирования своей жизни средствами
познания и преобразования мира и самого себя.
Диалогизация педагогического взаимодействия означа-
ет преобразование позиций учащегося и взрослого в по-
зиции со-учащихся, сотрудничающих людей.
Персонификация требует включения во взаимодей-
ствие таких элементов личностного опыта (чувств, пере-
живаний, эмоций и соответствующих им действий и по-
ступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям
и нормативам.
1 См.: Шутенко А. И. Развитие образовательных коммуникаций в совре-
менном вузе // Высшее образование в России. 2011. № 7.
18 Глава 1
Деятельность и интерактивность требуют реализа-
ции различных видов деятельности участников образова-
тельного процесса и возможности широкого взаимодей-
ствия между ними.
Событийность реализуется в сфере практических дей-
ствий учащихся, родителей, педагогов как участников со-
бытий, оказывающих воздействие на человека, изменение
его представлений, ценностей и смыслов.
Сотрудничество и содружество — соединение образо-
вательного потенциала трех сфер, обеспечивающих про-
цесс вхождения учащегося в открытое образовательное
пространство:
–– семьи, где ребенок приобретает первый опыт суще-
ствования в поликультурном пространстве, овладе-
вает способами поведения, нормативными и цен-
ностными представлениями, знакомится с обычаями
и традициями, воспринимаемыми его родителями;
–– информационно-образовательной среды школы (на
уроках, факультативах, кружках, секциях и пр.), где
учащийся получает универсальные умения и навыки
существования в открытом пространстве, опыт куль-
туротворчества и образовательной деятельности;
–– внешкольного пространства, которое значительно
расширяет культурный кругозор личности, позволя-
ет приобрести специфические навыки освоения ре-
альности, дает возможность соотнести накопленный
в семье и школе опыт с жизненными реалиями.
Творчество и успех. Индивидуальная и совместная твор-
ческая деятельность позволяет развивать индивидуальные
особенности учащегося и уникальность сообщества в це-
Технологии образовательной коммуникации как ответ на вызовы времени 19
лом. Достижение успеха в том или ином виде деятельно-
сти способствует формированию позитивной Я-концепции
школьника, его личностной идентичности.
При проектировании продуктивной образовательной
коммуникации обязательно соблюдение ряда педагогиче-
ских условий.
1. Психолого-педагогические условия:
–– реализация потребности в общении и самореализа-
ции;
–– выявление потребностей и интересов обучающихся,
необходимость обсуждения материала, значимого
для всей группы, сообщества;
–– обращенность к опыту самих учащихся;
–– право выбора;
–– отношение ответственной зависимости;
–– субъект-субъектные отношения, совокупность меж-
личностных ситуаций;
–– принцип безопасности — доверительность в обще-
нии;
–– реализация принципа обратной связи.
2. Дидактические условия:
–– реализация диалоговой модели обучения учащихся;
–– включение учащихся в различные виды социокуль-
турных и социальных практик;
–– систематическое применение приемов, методов,
стратегий, направленных на организацию работы
с понятиями, организацию работы с суждениями,
организацию работы с текстом;
–– развитие рефлексивной позиции учащегося, его ав-
торской позиции, самовыражения.
20 Глава 1
3. Организационно-педагогические условия:
–– обогащение и развитие образовательной среды
школы;
–– развитие ученических сообществ в школе (классных,
в системе дополнительного образования, других);
–– создание инновационной инфраструктуры образо-
вательной среды;
–– разработанный научно-методический комплекс и
банк инновационных, в первую очередь гуманитар-
ных, образовательных технологий.
4. Методические условия:
–– владение педагогами технологиями образователь-
ной коммуникации;
–– внедрение новых образовательных практик на осно-
ве гуманитарных технологий на уровне конкретных
образовательных программ и занятий;
–– повышение уровня профессиональной компетенции
педагогов в сфере организации коммуникативного
взаимодействия в образовании.__