8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Образовательные коммуникации

Автор: Мубаракшина Ильсеяр Ильдусовна

Мубаракшина Ильсеяр Ильдусовна

 

Проектирование образовательной коммуникации

как задача современной образовательной

организации

В постиндустриальную эпоху происходит содержатель-

ное преображение самого знания, его реструктуризация,

что ставит перед необходимостью учить школьников

самостоятельно приобретать новые знания, освобож-

даться от стереотипов, от устаревшей информации. Это

предполагает применение не только линейных, логико-

рациональных способов познавательной деятельности,

но также и нелинейных способов, связанных с миром об-

разов, эмоций, чувств, с формированием целостной кар-

тины мира. Особенно важно это при интенсивном раз-

витии информационно-коммуникативных технологий

и средств связи, глобальных компьютерных сетей, когда

у обучающегося еще не сформирована устойчивость к ин-

формационной зависимости. В существующих условиях

в образовательном процессе важно выйти на применение

процедур понимания, проектирования, рефлексии, ком-

муникации.

Технологии образовательной коммуникации как ответ на вызовы времени 15

Термин коммуникации в русском языке означает об-

щий, совместный. В связи с этим зачастую говорят, что

слово коммуникации является синонимом общения.

В современных работах исследуются две модели комму-

никации: однонаправленная, или линейная, и двунаправ-

ленная. В линейной модели под коммуникацией понима-

ется процесс передачи информации от одного источника

к другому, здесь важны такие компоненты, как источник

информации, сообщение, получатель информации, канал

передачи и шум.

Во второй модели коммуникацию рассматривают как

двунаправленный процесс: любой субъект коммуникации

является отправителем и получателем сообщения не после-

довательно, а одновременно… любой коммуникативный

процесс включает в себя, помимо настоящего (конкретной

ситуации общения), непременно и прошлое (пережитый

опыт), а также проецируется в будущее1. Признаками дву-

направленного процесса выступают:

–– ситуация коммуникации, когда мы соотносим свои

смыслы со смыслами других субъектов образования,

что позволяет осуществиться рождению новых;

–– достижение общих смыслов, понимания, которое

является неотъемлемым моментом коммуникации;

–– важность и наличие интерпретации, авторство.

По мнению А. И. Шутенко, в структуре образователь-

ных коммуникаций выделяется ряд компонентов.

1 Матьяш О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникатив-

ное образование? // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. 2002.

Вып. 6. С. 38.

16 Глава 1

Информационный компонент играет ведущую роль,

представляя поток всей возможной информации, которая

циркулирует и перерабатывается в образовательных ком-

муникациях.

Коммуникативный компонент представляет собствен-

но систему связей и каналов передачи этой информации

в образовательном процессе.

Интерактивный компонент вбирает все возможные кон-

такты и взаимодействия в образовательном процессе: пря-

мые, косвенные и опосредованные, формальные и нефор-

мальные, вербальные, невербальные, символические и пр.

Гностический компонент представляет систему знаний

и необходимых сведений для их усвоения в образователь-

ном процессе.

Операциональный компонент представляет совокуп-

ность технологий (педагогических, информационных,

психологических и пр.), а также навыков, умений и дей-

ствий, которые применяются и передаются в образова-

тельном процессе.

Отношенческий компонент подразумевает включение

различных отношений (формальные, неформальные, ро-

левые, статусные и пр.), в которые вступают субъекты об-

разовательного процесса посредством образовательных

коммуникаций.

Интенциальный компонент отражает совокупность же-

ланий, мотиваций, намерений, устремлений участников

образовательного процесса, вступающих в образователь-

ные коммуникации.

Ценностно-смысловой компонент представляет сово-

купность смыслов и ценностей, которые привносятся в об-

Технологии образовательной коммуникации как ответ на вызовы времени 17

разовательные коммуникации его участниками, а также

усваиваются посредством этих коммуникаций1.

Под образовательной коммуникацией мы будем по-

нимать интерактивное взаимодействие субъектов обра-

зования в процессе переработки информации, направлен-

ное на ценностно-смысловое согласование и понимание

содержания образования с целью его присвоения. Обра-

зовательная коммуникация строится на определенных

принципах организации развивающего педагогического

взаимодействия.

Субъектность понимается в рамках смыслового зна-

чения понятия субъектность, как отражение главных

линий человеческой жизни:

–– субъектность в сознании (самосознание);

–– субъектность в общности (самобытность);

–– субъектность в деятельности (самодеятельность).

Субъектность реализуется как деятельностно-преобра-

зующий способ бытия человека, целенаправленное раз-

витие умений проектирования своей жизни средствами

познания и преобразования мира и самого себя.

Диалогизация педагогического взаимодействия означа-

ет преобразование позиций учащегося и взрослого в по-

зиции со-учащихся, сотрудничающих людей.

Персонификация требует включения во взаимодей-

ствие таких элементов личностного опыта (чувств, пере-

живаний, эмоций и соответствующих им действий и по-

ступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям

и нормативам.

1 См.: Шутенко А. И. Развитие образовательных коммуникаций в совре-

менном вузе // Высшее образование в России. 2011. № 7.

18 Глава 1

Деятельность и интерактивность требуют реализа-

ции различных видов деятельности участников образова-

тельного процесса и возможности широкого взаимодей-

ствия между ними.

Событийность реализуется в сфере практических дей-

ствий учащихся, родителей, педагогов как участников со-

бытий, оказывающих воздействие на человека, изменение

его представлений, ценностей и смыслов.

Сотрудничество и содружество — соединение образо-

вательного потенциала трех сфер, обеспечивающих про-

цесс вхождения учащегося в открытое образовательное

пространство:

–– семьи, где ребенок приобретает первый опыт суще-

ствования в поликультурном пространстве, овладе-

вает способами поведения, нормативными и цен-

ностными представлениями, знакомится с обычаями

и традициями, воспринимаемыми его родителями;

–– информационно-образовательной среды школы (на

уроках, факультативах, кружках, секциях и пр.), где

учащийся получает универсальные умения и навыки

существования в открытом пространстве, опыт куль-

туротворчества и образовательной деятельности;

–– внешкольного пространства, которое значительно

расширяет культурный кругозор личности, позволя-

ет приобрести специфические навыки освоения ре-

альности, дает возможность соотнести накопленный

в семье и школе опыт с жизненными реалиями.

Творчество и успех. Индивидуальная и совместная твор-

ческая деятельность позволяет развивать индивидуальные

особенности учащегося и уникальность сообщества в це-

Технологии образовательной коммуникации как ответ на вызовы времени 19

лом. Достижение успеха в том или ином виде деятельно-

сти способствует формированию позитивной Я-концепции

школьника, его личностной идентичности.

При проектировании продуктивной образовательной

коммуникации обязательно соблюдение ряда педагогиче-

ских условий.

1. Психолого-педагогические условия:

–– реализация потребности в общении и самореализа-

ции;

–– выявление потребностей и интересов обучающихся,

необходимость обсуждения материала, значимого

для всей группы, сообщества;

–– обращенность к опыту самих учащихся;

–– право выбора;

–– отношение ответственной зависимости;

–– субъект-субъектные отношения, совокупность меж-

личностных ситуаций;

–– принцип безопасности — доверительность в обще-

нии;

–– реализация принципа обратной связи.

2. Дидактические условия:

–– реализация диалоговой модели обучения учащихся;

–– включение учащихся в различные виды социокуль-

турных и социальных практик;

–– систематическое применение приемов, методов,

стратегий, направленных на организацию работы

с понятиями, организацию работы с суждениями,

организацию работы с текстом;

–– развитие рефлексивной позиции учащегося, его ав-

торской позиции, самовыражения.

20 Глава 1

3. Организационно-педагогические условия:

–– обогащение и развитие образовательной среды

школы;

–– развитие ученических сообществ в школе (классных,

в системе дополнительного образования, других);

–– создание инновационной инфраструктуры образо-

вательной среды;

–– разработанный научно-методический комплекс и

банк инновационных, в первую очередь гуманитар-

ных, образовательных технологий.

4. Методические условия:

–– владение педагогами технологиями образователь-

ной коммуникации;

–– внедрение новых образовательных практик на осно-

ве гуманитарных технологий на уровне конкретных

образовательных программ и занятий;

–– повышение уровня профессиональной компетенции

педагогов в сфере организации коммуникативного

взаимодействия в образовании.__

×
×