Автор: Татьяна Аркадьевна Плешанова
Формирование и развитие ключевых компетенций как приоритетное направление повышения качества образования
1. Понятия «компетенция» и «компетентность»
Опираясь на проведённые ранее исследования, следует отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность». Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни.
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.
Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.
Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики — постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе.
Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.
2. Составляющие элементы понятия «компетенция»:
Знания — это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания — более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
Навыки — это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
Способность — врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи.
Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.
Усилия — это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда — недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.
Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин еще не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьника формировать. В этом случае говорят об образовательной компетенции.
Владение определенной группой умений обеспечивает успешную учебную деятельность школьника, позволяет ему получить качественное среднее образование и продолжить учебу в дальнейшем в соответствии с интересами и способностями. Развитие мыслительных умений и навыков у школьников 1-11 классов общеобразовательной школы предполагает постепенное целенаправленное формирование и развитие следующих основных умений и навыков:
1.Анализ и выделение главного.
2.Сравнение.
3.Обобщение и систематизация (классификация).
4. Определение и объяснение понятий.
5.Конкретизация.
6.Доказательство и опровержение.
7.Умения, необходимые в проблемном обучении.
В данной работе мы остановимся на технологии формирования и развития таких мыслительных умений и навыков, как «сравнение» (2) и «определение понятий» (4) у учащихся 5-11 классов.
Алгоритм сравнения:
1) Определить цель сравнения
2) Определить объекты сравнения
3) Выбрать линию сравнения:
а) неполное однолинейное сравнение
б) неполное комплексное сравнение
в) полное однолинейное сравнение
г) полное комплексное сравнение.
4) Сравнить объекты
5) Сделать вывод (выбор).
Примеры заданий для формирования навыка мыслительной деятельности «сравнение» на уроках истории.
I. Неполное однолинейное сравнение
1.Сравните методы борьбы с самодержавным режимом в России, предлагавшиеся социал-демократами и эсерами. В чем состоит их главное отличие?
2.Сравните численность населения России в начале и в конце XIX в. Как изменилось соотношение между городским и сельским населением?
3.Сравните понятие «протекционизм и меркантилизм». Что их объединяет?
4.Отметьте общие черты в идеологии трех направлений народничества.
II. Неполное комплексное сравнение
1. Заполните таблицу «Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской».
III. Полное однолинейное сравнение
1.Составьте сравнительную таблицу «Позиции политических партий (кадеты, октябристы, социал-демократы, эсеры, трудовики) по аграрному вопросу в начале XX в. в России».
2.Сравните причины Первой русской революции в 1905-07 гг. и Февральской буржуазной революции 1917г.
3.Сравните стратегическую линию М.Б.Барклая де Толли, П.И.Багратиона и М.И.Кутузова. В чем вы видите сходство и различие?
4.Сравните причины английской революции, революции в английских колониях Северной Америки и причины Великой Французской революции. Выделите общие черты и различия.
IV. Полное комплексное сравнение
1. Заполните сравнительную таблицу и сделайте вывод.
Линии сравнения |
Политика «военного коммунизма» |
Новая экономическая политика |
Основная экономическая задача |
|
|
Мероприятия в области сельского хозяйства |
|
|
Мероприятия в области промышленного производства |
|
|
2. Проанализируйте данные таблицы. Сравните процентное соотношение производства валового и товарного хлеба по различным категориям сельского хозяйства.
Социальные группы |
Валовые сборы |
Товарный хлеб |
Процент товарности |
||
Млн. пуд |
% |
Млн. пуд |
% |
||
Помещики |
600 |
12,0 |
281,0 |
21,6 |
47,0 |
Крестьяне, в том числе: |
4400 |
88,0 |
1019,0 |
78,4 |
23,2 |
зажиточные |
1900 |
38,0 |
650,0 |
50,0 |
34,0 |
середняки и бедняки |
2500 |
50,0 |
369,0 |
28,4 |
14,7 |
Итого |
5000 |
100,0 |
1300,0 |
100,0 |
26,0 |
3. Сравните программы экономической модернизации России С.Ю.Витте и П.А.Столыпина. Какие выводы вытекают из сравнения?
4. Сравните программы «Земли и воли» и «Народной воли». Укажите сходство и различия.
Развитие у учащихся мыслительного навыка «определение понятий».
Следует отметить, что для развития мышления учащихся при работе над понятиями целесообразно использовать специальные упражнения, например: (примеры приводятся из опыта работы, из разных тем)
Упражнение «Выявление общих понятий».
Его методика заключается в подборе понятий, имеющих общие признаки, логические связи с определенным обобщающим словом, например:
Выявить общие понятия: Капитализм, натуральное хозяйство, мануфактура, капитал, барщина, частная собственность.
Протестанты: кальвинизм, религия, гуманизм, гугеноты, левеллеры.
Упражнение «Исключение понятий»
Учащимся зачитываются пять слов, из числа которых только четыре объединяются родовым понятием. Необходимо вычленить слово, не относящееся к данному понятию, например:
Исключите лишнее: республика, абсолютизм, самодержавие, федерация, демократия.
Сгруппируйте понятия, относящиеся (группа 1) и не относящиеся (группа 2) к политике, проводившейся М.С.Горбачевым:
«развитой социализм»
б) «гласность»
в) «перестройка»
г) «ваучер»
1(б; в);2(а; г)
Упражнение «Временные и количественные отношения»
Учитель предлагает ряд однотипных логических задач, исходными суждениями в которых являются хорошо усвоенные отношения явлений и событий по количественной и временной величине. Следует сделать умозаключение и определить отношение «раньше – позже», «больше – меньше» и т.д., например:
распределите в два столбца термины, относящиеся к истории России до 1861г.(1) и после 1861г. (2):
а) оброк; б) выкуп; в) тягло; г) отрезки; д) временно-обязанные; е) барщина;
ж) чересполосица
1 (а; в; е) 2 (б; г; д; ж)
Назовите термин, не использовавшийся до 1861г.: оброк; месячина; мировой посредник; дворовые.
Упражнение «Сходство и различие»
Учащимся необходимо сравнить между собой понятия, события, явления, персоналии, например:
Подберите к историческому термину родственные слова, объясните исходные, а затем и производные: рабовладелец, раб, рабство; крепостной, крепостник, крепостнический.
Подумайте, можно ли поставить знак равенства между понятиями: феодализм и средние века? Объясните.
Сравните понятия «мануфактура» и «фабрика». Линии сравнения наметьте самостоятельно.
Упражнение «Ошибающийся учитель»
Учитель умышленно делает ошибки при формулировке понятия, чтении исторического документа, доказательстве и т.д. Ученики должны находиться в постоянной готовности находить и исправлять ошибки, при этом аргументируя и обосновывая свою точку зрения, например:
Найдите ошибку в определениях:
«Демократия – это форма правления, основанная на признании народа источником власти».
«Колония – это страна, владеющая метрополией».
Упражнение «Составь предложение, рассказ»
Учитель предоставляет возможность составить небольшое повествование о конкретном событии, явлении, эпохе, используя заданные понятия, термины, имена, даты, географические названия. При этом в содержании предполагаемого материала закладываются слова, не относящиеся к заданию. Например,
Составьте предложение со словами: князь, подклет, слюда. Терем, горница, изразец, чугун, трапезная, поставцы, холопы.
Приведенные ранее упражнения направлены на развитие критического мышления. Среди заданий, способствующих формированию навыков выделения свойств, умений классифицировать по признакам, оставить следующие упражнения:
Упражнение «Поиск аналогов»
Учитель называет определенное понятие или событие, а учащимся необходимо найти аналогичное, ранее изученное и обосновать свой вариант ответа. Логичным продолжением являются упражнения «Поиск схожих понятий, явлений», например:
Укажите цифру, соответствующую значению, в котором эти слова употреблялись в средние века:
Цех: 1. Производственное подразделение фабрики/завода;
2. Объединение ремесленников одной специальности.
Шедевр: 1. Образцовое изделие для экзамена на звание мастера;
2. Гениальное произведение искусства.
Дополните недостающее название: во Франции – Генеральные Штаты; в Испании – кортесы; в Англии _______________.
Упражнение «Исключение лишнего слова».
Пример:
Отметьте лишнее название в ряду: барщина; натуральный оброк; денежный оброк;
выкупные платежи.
Существуют задания, формирующие умение точно выражать свои мысли.
Упражнение «Формулирование определений»
Ученику надо дать наиболее точное определение чему-либо, оперируя только существенными признаками и игнорируя несущественные, например:
Из приведенных слов и словосочетаний составьте определение двух исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слово по падежам и пр.
Объекты, собственность, передача, государственная или частная, продажа.
Который, продукты, не, труд, рынок, предназначаются, хозяйство, внутренний, для, потребление, а, продажа, для.
При выполнении упражнения «Выражение мысли другими словами» важно следить за тем, чтобы не искажался смысл высказывания, например:
Многие понятия и термины исторической науки имеют латинские и греческие корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык. Назовите соответствующий русскому переводу термин.
Повествование о том, что узнано, исследовано. (История)
Преобразование, изменение. (Реформа)
Продаю один. (Монополия)
Заявление, объявление (Декларация)
Написанное рукой, рукопись (Манускрипт)
Пути формирования умений по истории9
Одним из путей формирования умений по истории (как видно из схемы) является упражнение.
«Упражнения – это задания на манипуляцию и оперирование историческими датами, терминами, понятиями, названиями. В упражнениях нужно знать материал, чтобы им оперировать. Они хороши для тренировки и выполнения приемов по заданному образцу. Все три типа заданий способствуют формированию умений по истории». (М.В.Короткова; М.Т. Студеникин, Методика обучения истории в схемах, таблицах. стр.94)
Можно привести массу примеров таких упражнений и заданий.
Упражнения и задания на формирование понятий (из опыта работы)
I. Выберите оптимальный вариант понятия из разных источников: «вотчина»
1) Многие земли полностью принадлежали феодалам, передавались по наследству, по «отечеству» и поэтому назывались «вотчиной» (История Отечества)
2)Частные земельные владения бояр-вотчины ( от слова «отчина»-наследие отца)
3) На Руси до XVIII в. наследственное земельное владение. (Ожегов С. И. Словарь русского языка)
4) Древнейший вид феодальной земельной собственности, родовое наследственное имение. Возникла в X—XI вв. (княжеская, боярская, монастырская); в XIII—XV в- господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сблизилась в XVI—XVII вв. В началеXVIII в. слилась в один вид – имение – земельный участок с усадьбой, которым владели в основном дворяне.
( Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества)
II. Определите ошибки, допущенные при определении следующих понятий:
«люди с русыми волосами, серыми глазами и румяными лицами назывались славяне»;
« Лакония составляла юго-восточную часть Пелопоннеса и получила свое название от манеры тамошних жителей выражаться лаконически».
«Сенатом называлось то место, где заседали сенаторы и царские лошади».
III. Определите приемы, с помощью которых раскрывается значение нижеприведенных понятий. Какие виды исторических понятий (единичные, общие или всеобщие). Можно объяснять с помощью таких приемов.
Понятие |
Его значение |
Прием |
Вид понятий |
1) фараон |
«пар-о» — большой дом |
|
|
2) клинопись |
Клино-пись: написание знаков в виде клинышков |
|
|
3) иероглифы |
«Стены египетских храмов и гробниц, древние саркофаги, а иногда и простые черепки битой посуды покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу с длинным клювом, и льва, и человеческий глаз. Но это непростые рисунки. Такие значки египтяне еще в древности называли иероглифами – «священным письмом». |
|
|
4) фреска |
Картина, написанная на сырой штукатурке. |
|
|
IV. По описанию исторического понятия подготовьте его четкое определение с перечислением в строгом порядке его родовых, видовых и дополнительных признаков.
V. Вставьте пропущенные буквы и объясните понятия: хр_н_логия, к_л_ндарь, тр_пическийго_, в_с_косныйго_, ве_;
VI. Раскройте понятия и термины: парламентская монархия, аграрная революция, производительность труда, фабрика.
VII. Выберите определение понятия, которое покажется вам наиболее точным:
Судебник –
а) свод законов единого государства,
б) рекомендации для судей,
в) документ для решения местнических споров.
Подберите синонимы к историческим понятиям: фараон, жрец, феодал, король, смерд и т.д.
VIII. Самостоятельно объясните значение и историческое происхождение слов и выражений: барин, тьма тьмущая, подноготная, всем миром, барщина и т.д.
IХ. Прочитайте документ (текст, предложение и др.) и назовите пропущенное понятие.
!Меньшевик М.И.Скобелев, министр труда во Временном правительстве, писал после победы большевиков: «Наши пророчества сбылись: власть Советов – это не власть демократии, а _______________________, и притом не _____________________ пролетариата, а _________________ против пролетариата». (Ответ: диктатура)
Х. Соотнесите понятия и их объяснения: __________
1) Ярлык а) золотоордынцы, собирающие дань на Руси;
2) Дань б) ханская грамота, дающая право на княжение;
3) Баскаки в) поборы с покоренных народов в пользу Золотой Орды.
ХI. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
а) резиденция – место постоянного пребывание главы государства (да; нет).
б) иконоборческое движение – захват протестантами в Нидерландах католических храмов и уничтожение икон (да; нет).
в) диггеры – это разрушители машин (да; нет).
XII. По какому принципу образованы ряды?
пуритане, гугеноты, кальвинисты, лютеране
сейм, ландтаг, парламент
барщина, оброк, десятина
XIII. Назовите недостающее звено: ремесленные мастерские – мануфактуры — _______? Дайте определение всем трем понятиям.
ХIV. Какие из приведенных терминов отражают капиталистическое развитие России, а какие – сохранение феодальных и полуфеодальных пережитков
1) капиталистическое развитие—
2) пережитки—
а) отработки
б) аренда земли крестьянами
в) отрезки
г) издольщина
д) монополии в отдельных областях промышленности
е) крестьянская община ж) натуральное хозяйство
XV. Соотнесите понятия и определения.
1 |
Национализм |
1 |
Развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. |
2 |
Милитаризм |
2 |
Политика метрополий, направленная на эксплуатацию и угнетение населения колоний. |
3 |
Прогресс |
3 |
Идея национального превосходства и исключительности |
4 |
Демократия |
4 |
Наращивание военной мощи с целью подготовки к войне |
5 |
Колониализм |
5 |
Форма государственной власти, основанная на признании народа источником власти |
|
|
|
|
ХVI. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях, а также в именах исторических деятелей.
1. Аввакум 2. Тиун 3. Инфантерия 4. Капитул. 5. Колосс. 6. Хиджра. 7. Аскет. 8. Вандалы. 9. Аутодафе. 10. Мирон (древнегреческий скульптор).
XVII. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины, географические названия в особенности. Правильно запишите каждое слово.
1. А(п, пп)е(н, нн)ины. 2. П(и, е)р(и, е)неи. 3. При(е, и)в(е, и)легия.
4. П(а, о)л(е, и)ография. 5. Р(е, и)пре(с, сс)ии. 6. М(а, о)нуфактура.
7. Ф(а, о)в(а, о)рит. 8. Имп(е, и)р(и,е)(а, о)лизм.
9. Т(а, о)т(а, о)л(е, и)т(а, о)ризм.
10. М(е, и)н(а, о)рет.
XVIII. Некоторые исторические понятия и термины происходят от имени.
Дайте краткое определение понятий. Укажите человека, чье имя дало рождение новому слову. Кем был этот человек?
1. Шовинизм. 2. Бонапартизм. 3. Голлисты.
Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином.
В началеXX в. сохранение не ограниченной никакими механизмами контроля со стороны представительных выборных органов или разделением на ветви исполнительную, законодательную и судебную наследственной власти одного человека оставалось главным пережитком прошлого в политической системе Российской империи.
Наряду с такими методами борьбы, как агитация или стачки, эсеры признавали действенность планомерного физического устранения чиновников и полицейских с целью дезорганизации и ослабления самодержавия.
Определение сущности понятия:
В истории XX в. часто встречается определение популистский лидер. Кто, по Вашему мнению, может быть отнесен к этой группе личностей? Приведите примеры. Дайте определение понятию?
Роль учителя в формировании личности многогранна. Вместе со знаниями школьник обретает опыт общения с педагогами и сверстниками, который пригодится ему в дальнейшей жизни. Преодоление собственных барьеров и сложностей в изучении предметных материалов способствует дальнейшей социализации и становлению личности школьника.