8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Программа дополнительного образования «Умелые ручки»

Автор: Ольга Александровна Коченевских

Пояснительная записка

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным  творчеством является обогащение ми­ровосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой куль­туры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

В системе дошкольного образования детей,а так же в начальной школе особый акцент ставится на развитие творческих способностей каждого ребёнка. Во всех образовательных программах развития  дошкольников предусмотрены занятия по рисованию, аппликации, лепке и конструированию. Дети в силу своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей имеют  количество знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейших занятий при обучении в школе.

Многие  дети имеют огромное желание «мастерить» что-либо своими руками, особенно если несложная поделка, по окончании процесса изготовления выглядит красиво и привлекательно или её можно использовать в дальнейшем.Самый простой, недорогой, доступный всем, и взрослым, и детям, материал – бумага, бросовый материал. Эти материалы  легки  в обработке, что очень привлекает работать с ними  детей. Но такая деятельность требует от них точных, мелких движений пальцев. Работа с бумагой и бросовым материалом способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти.

Все эти знания, умения и навыки, относящиеся к процессу развития личности ребёнка в процессе творчества необходимо продолжать развивать и в начальной школе.

Предлагаемая дополнительная образовательная програм­ма имеет творческо-практическую направленность. Для детей младшего школьного возраста, работа с бумагой обладает необходимой эмоциональностью, при­влекательностью, эффективностью. Программа предполага­ет развитие у детей художественного вкуса и творческих спо­собностей.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства.  Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгра­нично творческим человеком. Бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

В программе рассматриваются различ­ные методики выполнения изделий из бу­маги, картона и другого разнообразного поделочного материала (проволока, баночки, коробочки, ткани) с использованием  техник ( мозаика, аппликация, оригами ).

  С помощью этой методики развиваются мышление, речь, воображение и творческие способности, а также развивается мелкая моторика рук ребенка. Кроме того в процессе работы

 

 

ребенок становится более спокойнее, терпеливее, уравновешеннее. Он видит свои результаты труда и радуется им.

                                             ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого по­тенциала каждого ребенка и его саморе­ализации, а также, развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора у детей с ТМНР.

Цель данной программы:

— содействовать развитию у детей младшего школьного возраста способностей к  творчеству, создать оптимальные организационно-педагоги­ческие условия для самовыражения, самоопределения  ребенка, усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности, развитие сотрудничества детей при создании  композиций, вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность.

 Задачи:                          Коррекционно — обучающие:

§  формировать умение использовать различные технические приемы при рабо­те с бумагой;

§  отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

§  формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении изделий,

§  осваивать навыки организации и пла­нирования работы

                                                    Коррекционно-развивающие:

·         развивать образное и пространствен­ное мышление, фантазию ребенка;

·         формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

·         развивать мелкую моторику пальцев кистей рук;

·         развивать творческий потенциал ре­бенка, его познавательную активность;

·         развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;

·         предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;

·         развивать навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности;

                                                  Коррекционно- воспитательные:

·       формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,

·       развивать терпение и упор­ство, необходимое при работе с бумагой;

·       заложить основы культуры труда;

·       привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;

·       прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы.

·       формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение ра­ботать в группе;

·       создать комфортную среду педагоги­ческого общения между педагогом и вос­питанниками.

Важно научить детей не впадать в уныние при неудачах, воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми. 

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. Способ изготовления изделия должен быть понятен, а результат творческой деятельности привлекателен. У младших школьников в отличие от других возраст­ных групп личностная ориентация опреде­ляется направленностью на внешний, пред­метный мир, у них преобладает наглядно-об­разное мышление и эмоционально-чувстви­тельное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятель­ность. Именно возраст младших школьни­ков самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.

Одной из основных целей деятельности педагога должна являться деятельность по обеспечению эмоционального благополучия ребенка в школе. Для этого необходимо:

— обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классе, создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности, принадлежности и признании;

— совершенствовать способы взаимодействия с окружающим миром, достижение взаимопонимания;

— поддерживать творческое самовыражение учащихся;

— объединять усилия родителей, учителя и ребенка в обеспечении благоприятных условий для развития.

Задачей педагога является также поддержка и стимулирование обретения ребенком собственного стиля и способа творчества. Младший школьный возраст — это сензитивный период для развития и совершен­ствования координации, быстроты, ловко­сти движений, но у детей еще слабо развиты мел­кие мышцы кистей рук, они не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги — ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.

 

                                          Особенности содержания программы.

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка).

 

                                      Основные плюсы программы:

-доступность используемых материалов.

-Одновременное развитие мелко моторики, речи, пространственного мышления, математических представлений

-Возможность выполнения работы в несколько этапов( если ребенок устал, можно продолжить работу в следующий раз).

-Уникальность итогового результата

-Возможность изменить замысел в процессе работы (подбирая различные семена, крупы, меняя цвета и формы)

-Мотивация (возможность сделать кому-либо подарок, украшение в комнату, класс)

-Возможность исправлять и корректировать свои работы (стекой, пальцами)

-Воспитание трудолюбия.

-Возможность сотворчества педагога и ребенка

-Формирование сенсорного восприятия окружающего мира.

-Возможность чередовать одни темы в различных видах изодеятельности

-Развитие художественного вкуса.

-Совершенствование технических навыков, полученных на занятиях по лепке.

 

Используемые инструменты и материалы

Для реализации успешной работы необходимы инструменты: карандаши цветные , простой, линейка, ножницы, ластик,  материалы: цветная и белая бумага,белый и цветной картон, клей, фломастеры, гуашь, пластилин. Кроме того, нам понадобятся: семена арбуза, тыквы, дыни, лимона, апельсина, мандарина, яблок,  скорлупа,   фисташек, косточки слив и др., а также крупы: рис (круглый и длинный), горох, гречка, фасоль, пшено, овес, зерна кофе, различные виды, цветной  макаронной продукции. Работать планируется по шаблонам, трафаретам. С отдельными детьми, исходя из их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей, с помощью приема «рука в руке»

Организационные требования

Программа предназначена для работы с детьми с нарушением интеллекта младшего школьного возраста.  Планируется начать реализацию данной программы с 18  сентября 2019 года (т.к. группа для занятий сформировалась во второй декаде сентября).

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 7 – 12 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут . Форма проведения занятий комбинированная (теоретическая часть+практическая часть + игровая деятельность).

                                                 Содержание,   формы и методы работы.

Содержание программы «Умелые ручки» рассчитано на постепенное вхождение ребенка в образовательный процесс и ориентировано не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на накопление детьми опыта познавательной, продуктивной деятельности и общения. Базовым основанием для отбора и структурирования содержания, стали следующие принципы:

—  учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

—   занимательность;

—  практическая и прикладная направленность;

 обеспечение внутрипредметных и межпредметных связей

  последовательность в усложнении учебного материала.

Обучение в детском объединении строится на основе саморазвития ребенка, связанного с появлением у него стимула к работе над собой. Источником такого развития выступает заинтересованность детей к познанию. Механизм саморазвития базируется на выявлении природных задатков и способностей детей и на активизации таких личностных характеристик, как самолюбие, самооценка, стремление к состязательности. Педагог выступает как деловой партнер, помогающий ребенку выработать навыки саморегулирования. Основная роль в развитии личности принадлежит самому ребенку. При этом педагог не навязывает детям технологию развития и не определяет ее границы, а помогает выбрать каждому индивидуальные формы. Процесс обучения в детском объединении состоит из трех этапов:

        Обучение на репродуктивном уровне;

        Обучение на репродуктивном уровне, но с элементами творчества;

        Творческая деятельность под руководством педагога.

Этому способствует комплексное использование следующих методов:

        Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха; поощрение и порицание в обучении; использование игр и игровых форм.

        Метод создание творческого поиска.

        Метод организации взаимодействия обучающихся друг с другом (диалоговый).

        Методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся: создание проблемной ситуации; создание креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень.

        Метод (гуманно-личностной педагогики).

        Метод формирования обязательности и ответственности.

 

                                            Предполагаемый результат реализации программы

                                                                        «Умелые ручки»:

 

     В силу потенциальных возможностей детей:

     —    овладеть практическими навыками и приёма­ми художественной обработки бумаги;

        уметь планировать выполнение инди­видуальных и коллективных творческих работ;

        работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопас­ности.

        уметь четко работать с ножницами, линейкой, и другими подручными материалами;

—     стараться эстетично оформить творчес­кую работу;

        уметь продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.

                      В силу своих потенциальных возможностей ребенок должен знать:

— названия геометрических фигур

— основные свойства бумаги

— название инструментов для разметки и вырезания деталей

— формы оригами (простое из цветной бумаги, с элементами аппликации)

виды аппликаций.

 

                        В силу своих потенциальных возможностей ребенок должен  уметь

 — соблюдать технику безопасности при работе с колющими  инструментами

— работать по шаблонам и без них;

 — умение рационально использовать применяемые материалы;

 — по назначению применять инструменты и материалы;

— выполнять технику «Оригами» с элементами аппликации;

— изготавливать изделия моделей транспорта;

— оказывать помощь в оформлении выставки творческих работ;

Исходя из потенциальных возможностей каждого ребенка, темы могут меняться  по уровню сложности выполнения  детьми, поделок.

 

                   Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Для реализации программы использу­ются разнообразные формы и методы про­ведения занятий. Это беседы, практические задания для закрепления те­оретических знаний и осуществления соб­ственных незабываемых открытий, экскур­сии на выставки прикладного творчества. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов, презентаций.

Разнообразные занятия дают возмож­ность детям проявить свою индивидуаль­ность, самостоятельность, способствуют развитию лич­ности ребенка. При организации работы необходи­мо постараться соединить игру, труд и обу­чение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, решение кроссвордов, внутри кружковые соревнования, тематические воп­росы, также помогают при творческой ра­боте.

×
×