Автор: Ольга Александровна Коченевских
Пояснительная записка
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
В системе дошкольного образования детей,а так же в начальной школе особый акцент ставится на развитие творческих способностей каждого ребёнка. Во всех образовательных программах развития дошкольников предусмотрены занятия по рисованию, аппликации, лепке и конструированию. Дети в силу своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей имеют количество знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейших занятий при обучении в школе.
Многие дети имеют огромное желание «мастерить» что-либо своими руками, особенно если несложная поделка, по окончании процесса изготовления выглядит красиво и привлекательно или её можно использовать в дальнейшем.Самый простой, недорогой, доступный всем, и взрослым, и детям, материал – бумага, бросовый материал. Эти материалы легки в обработке, что очень привлекает работать с ними детей. Но такая деятельность требует от них точных, мелких движений пальцев. Работа с бумагой и бросовым материалом способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти.
Все эти знания, умения и навыки, относящиеся к процессу развития личности ребёнка в процессе творчества необходимо продолжать развивать и в начальной школе.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет творческо-практическую направленность. Для детей младшего школьного возраста, работа с бумагой обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона и другого разнообразного поделочного материала (проволока, баночки, коробочки, ткани) с использованием техник ( мозаика, аппликация, оригами ).
С помощью этой методики развиваются мышление, речь, воображение и творческие способности, а также развивается мелкая моторика рук ребенка. Кроме того в процессе работы
ребенок становится более спокойнее, терпеливее, уравновешеннее. Он видит свои результаты труда и радуется им.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации, а также, развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора у детей с ТМНР.
Цель данной программы:
— содействовать развитию у детей младшего школьного возраста способностей к творчеству, создать оптимальные организационно-педагогические условия для самовыражения, самоопределения ребенка, усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности, развитие сотрудничества детей при создании композиций, вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность.
Задачи: Коррекционно — обучающие:
§ формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
§ отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
§ формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении изделий,
§ осваивать навыки организации и планирования работы
Коррекционно-развивающие:
· развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
· формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
· развивать мелкую моторику пальцев кистей рук;
· развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
· развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;
· предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;
· развивать навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности;
Коррекционно- воспитательные:
· формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,
· развивать терпение и упорство, необходимое при работе с бумагой;
· заложить основы культуры труда;
· привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
· прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы.
· формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
· создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Важно научить детей не впадать в уныние при неудачах, воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. Способ изготовления изделия должен быть понятен, а результат творческой деятельности привлекателен. У младших школьников в отличие от других возрастных групп личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.
Одной из основных целей деятельности педагога должна являться деятельность по обеспечению эмоционального благополучия ребенка в школе. Для этого необходимо:
— обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классе, создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности, принадлежности и признании;
— совершенствовать способы взаимодействия с окружающим миром, достижение взаимопонимания;
— поддерживать творческое самовыражение учащихся;
— объединять усилия родителей, учителя и ребенка в обеспечении благоприятных условий для развития.
Задачей педагога является также поддержка и стимулирование обретения ребенком собственного стиля и способа творчества. Младший школьный возраст — это сензитивный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но у детей еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, они не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги — ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.
Особенности содержания программы.
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка).
Основные плюсы программы:
-доступность используемых материалов.
-Одновременное развитие мелко моторики, речи, пространственного мышления, математических представлений
-Возможность выполнения работы в несколько этапов( если ребенок устал, можно продолжить работу в следующий раз).
-Уникальность итогового результата
-Возможность изменить замысел в процессе работы (подбирая различные семена, крупы, меняя цвета и формы)
-Мотивация (возможность сделать кому-либо подарок, украшение в комнату, класс)
-Возможность исправлять и корректировать свои работы (стекой, пальцами)
-Воспитание трудолюбия.
-Возможность сотворчества педагога и ребенка
-Формирование сенсорного восприятия окружающего мира.
-Возможность чередовать одни темы в различных видах изодеятельности
-Развитие художественного вкуса.
-Совершенствование технических навыков, полученных на занятиях по лепке.
Используемые инструменты и материалы
Для реализации успешной работы необходимы инструменты: карандаши цветные , простой, линейка, ножницы, ластик, материалы: цветная и белая бумага,белый и цветной картон, клей, фломастеры, гуашь, пластилин. Кроме того, нам понадобятся: семена арбуза, тыквы, дыни, лимона, апельсина, мандарина, яблок, скорлупа, фисташек, косточки слив и др., а также крупы: рис (круглый и длинный), горох, гречка, фасоль, пшено, овес, зерна кофе, различные виды, цветной макаронной продукции. Работать планируется по шаблонам, трафаретам. С отдельными детьми, исходя из их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей, с помощью приема «рука в руке»
Организационные требования
Программа предназначена для работы с детьми с нарушением интеллекта младшего школьного возраста. Планируется начать реализацию данной программы с 18 сентября 2019 года (т.к. группа для занятий сформировалась во второй декаде сентября).
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 7 – 12 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут . Форма проведения занятий комбинированная (теоретическая часть+практическая часть + игровая деятельность).
Содержание, формы и методы работы.
Содержание программы «Умелые ручки» рассчитано на постепенное вхождение ребенка в образовательный процесс и ориентировано не столько на усвоение знаний, умений и навыков, сколько на накопление детьми опыта познавательной, продуктивной деятельности и общения. Базовым основанием для отбора и структурирования содержания, стали следующие принципы:
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
— занимательность;
— практическая и прикладная направленность;
— обеспечение внутрипредметных и межпредметных связей
— последовательность в усложнении учебного материала.
Обучение в детском объединении строится на основе саморазвития ребенка, связанного с появлением у него стимула к работе над собой. Источником такого развития выступает заинтересованность детей к познанию. Механизм саморазвития базируется на выявлении природных задатков и способностей детей и на активизации таких личностных характеристик, как самолюбие, самооценка, стремление к состязательности. Педагог выступает как деловой партнер, помогающий ребенку выработать навыки саморегулирования. Основная роль в развитии личности принадлежит самому ребенку. При этом педагог не навязывает детям технологию развития и не определяет ее границы, а помогает выбрать каждому индивидуальные формы. Процесс обучения в детском объединении состоит из трех этапов:
• Обучение на репродуктивном уровне;
• Обучение на репродуктивном уровне, но с элементами творчества;
• Творческая деятельность под руководством педагога.
Этому способствует комплексное использование следующих методов:
• Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха; поощрение и порицание в обучении; использование игр и игровых форм.
• Метод создание творческого поиска.
• Метод организации взаимодействия обучающихся друг с другом (диалоговый).
• Методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся: создание проблемной ситуации; создание креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень.
• Метод (гуманно-личностной педагогики).
• Метод формирования обязательности и ответственности.
Предполагаемый результат реализации программы
«Умелые ручки»:
В силу потенциальных возможностей детей:
— овладеть практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги;
— уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;
— работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопасности.
— уметь четко работать с ножницами, линейкой, и другими подручными материалами;
— стараться эстетично оформить творческую работу;
— уметь продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.
В силу своих потенциальных возможностей ребенок должен знать:
— названия геометрических фигур
— основные свойства бумаги
— название инструментов для разметки и вырезания деталей
— формы оригами (простое из цветной бумаги, с элементами аппликации)
— виды аппликаций.
В силу своих потенциальных возможностей ребенок должен уметь
— соблюдать технику безопасности при работе с колющими инструментами
— работать по шаблонам и без них;
— умение рационально использовать применяемые материалы;
— по назначению применять инструменты и материалы;
— выполнять технику «Оригами» с элементами аппликации;
— изготавливать изделия моделей транспорта;
— оказывать помощь в оформлении выставки творческих работ;
Исходя из потенциальных возможностей каждого ребенка, темы могут меняться по уровню сложности выполнения детьми, поделок.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов, презентаций.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют развитию личности ребенка. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, решение кроссвордов, внутри кружковые соревнования, тематические вопросы, также помогают при творческой работе.