8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Педагогическая поддержка старшеклассников в выборе будущей профессии в условиях профильного обучения

Автор: Тарабан Елена Владимировна

Социально-экономические изменения в стране, переход командно-административной системы к рыночной настолько качественно меняют все параметры в социальной жизни российского общества, что эффективная социализация, социально-профессиональная адаптация выпускника школы возможна только на основе целенаправленной подготовки к жизнедеятельности.

Анализ практики общеобразовательных учреждений  показывает, что старшеклассники испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессиональной ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе: появление новых видов образовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, реализация профильного обучения, вариативности образования и пр. В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации в новых экономических и социокультурных условиях.

Следовательно, необходимой является специальная образовательная среда, позволяющая оптимизировать процесс жизненного и профессионального самоопределения школьников в системе профильного обучении, и включающая в себя:

— предоставление знаний о закономерностях и тенденциях социально-экономических изменений в стране; обучение проектированию определенного, положительно эмоционально окрашенного жизненного и профессионального плана;

— формирование способности самопрезентации; развитие профессионально важных качеств личности, способствующих успешной карьере в условиях конкуренции на рынке труда (самоуправление, мобильность, коммуникабельность, направленность на саморазвитие, самообразование и др.).

Проблема формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается в трудах А.Е. Голомштока, JI.A. Иовайши, Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова, К.К. Платонова, В.А. Полякова, H.H. Чистякова, С.Н. Чистяковой, определяющих концептуальные положения, условия и педагогические технологии подготовки обучающихся к жизни и выбору профессии. Разработка теоретических и методологических основ профориентации представлена в работах П.П. Блонского, С.И. Вершинина, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, H.H. Чистякова, С.Т. Шацкого и др.

Гуманистические идеи развития личности и формирования готовности растущего человека к принятию решения о профессиональном выборе нашли отражение в работах А.Г. Асмолова, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. Пути профессиональной ориентации учащихся в условиях общеобразовательной школы раскрыты в исследованиях М.А. Добрынина, H.K. Н.К. Елаева, В.В. Кревневича, В.Р. Ленгвинаса, П.Т. Магмузова, Г.П. Никова, А.П. Сейштева и др., в которых определены содержание, формы и методы профориентационной работы.

Возможности профильного обучения, направленного на личностно-ориентированную подготовку учащихся к выбору будущей профессии, рассматриваются в работах JIM. Аболина, Э.А. Аксеновой, JI.K. Артемовой, И.С. Артюховой, JI.B. Байбродовой, А.И. Влазнева, Б.С. Гершунского, М.И. Губановой, В.Г. Каташева, B.C. Леднева, П.С. Лернера, Н.Ф. Родичева, М.М. Фирсовой, A.B. Хуторского, И.Д. Чечель, С.Н. Чистяковой и др.

Однако исследований, посвященных выбору профессии как результату многоэтапного профессионального самоопределения старших школьников, недостаточно, поскольку данный процесс в современных условиях общеобразовательной школы является малоэффективным. Так, исследования Центра социально-профессионального самоопределения молодежи РАО позволяют констатировать, что 67% выпускников средней школы не имеют представления ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей профессиональной деятельности, 27% считают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере должны позаботиться родители, и лишь 4% опрошенных оговаривают, что в решении этих важных вопросов им может помочь школа .

Проведенное нами исследование показало, что в условиях современного образования возникла необходимость разрешения следующих противоречий:

— между потребностью старших школьников в выборе профессии и недостаточным уровнем или даже полным отсутствием необходимых знаний о профессии, о себе, о мире профессионального труда в целом; между профессиональным выбором старшеклассников и невостребованностью выбираемых ими профессий на современном рынке труда;

— между потребностью старших школьников в выборе профиля обучения, соответствующего будущей профессии, и отсутствием в образовательном учреждении кадрового и материально-технического потенциала для обеспечения этого профиля;

— между потребностью профильных школ в научных и учебно-методических исследованиях и практических рекомендациях по поддержке старшеклассников на этапе выбора профессии и слабой разработанностью этой проблемы в современной педагогике.

Эти противоречия обуславливают необходимость целенаправленного исследования педагогической поддержки старшеклассников в выборе ими будущей профессии в условиях профильного обучения.

×
×