8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Из опыта работы учителя -логопеда ДОУ. Статья о работе с детьми ОВЗ

Автор: Смирнова Алла Сергеевна

Из опыта работы учителя -логопеда ДОУ. Статья о работе с детьми ОВЗ

В этой статье постараюсь ответить на главные вопросы с которыми сталкивается специалист, когда начинает работу с детьми, у которых поставлен диагноз ОВЗ.
1. Положительный эмоциональный настрой детей с ОВЗ на работу – какими средствами может достигаться?
Существует 2 группы поддержки ребенка в обучении, на мой взгляд, они и придают положительный эмоциональный настрой детей с ОВЗ на работу.
Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.
Вторая группа средств направлена на индивидуально – личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживания процессов развития каждого ребенка.
Программы, в которых поставлена задача развития и обогащения эмоциональной сферы дошкольников: «Я – Ты – Мы» (О. Л. Князева, 1999, 2003), «Знакомим детей с эмоциональным миром человека» (В. М. Минаева, 1999), «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (С. В. Крюкова, 1999), «Давай познакомимся» (И. А. Пазухина, 2004), «Театр настроений» (Г. П. Иванова, 2006), «Эмоциональное развитие детей 5–10 лет. Комплекс занятий по развитию у детей понимания и вербализации эмоциональных состояний с позиций педагогического сопровождения» (И. О. Карелина, 2006).

2. Как может осуществляться актуализация опорных знаний, необходимых для усвоения новых учебных материалов у детей с ОВЗ?
— в результате регулярно повторяющихся упражнений;
— в процессе взаимного общения;
— работа в индивидуальном темпе;
— ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
— нет необходимости в сдерживании темпа занятий;
— обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами.

Примеры актуализацию знаний на уроке?

1. Корзина идей
Этот способ применяется как индивидуально, так и фронтально. С его помощью учитель может узнать, что известно учащимся по теме, которая будет обсуждаться на занятии, или их предположения на этот счет. На доске рисуется или прикрепляется макет корзины, в которую дети поместят все, что классу известно по обсуждаемому вопросу. Подробнее о приеме Корзина идей.
Сбор информации происходит по плану.
• Учитель задает детям прямой вопрос по теме урока, просит вспомнить все, что им известно по этому поводу (или высказать свои предположения).
• Учащиеся фиксируют в рабочих тетрадях известные им сведения в краткой форме.
• Попарно или в мини-группах дети обсуждают свои записи.
• Всю полученную информацию учитель в краткой форме записывает в «корзину идей» на доске.
Этот прием можно обозначить так же, как корзина понятий, фактов, терминов и пр.
2. Да – нет
Этот способ позволит детям быстрее включиться в мыслительный процесс. При его использовании формируются навыки оценки ситуации, фактических сведений; анализа имеющейся информации; формулирования и выражения своей точки зрения.
Для организации работы учитель готовит несколько высказываний по теме урока и предлагает детям выразить к ним свое отношение по категории «да-нет», а также разъяснить, почему они так думают. Подробнее о приеме Да-Нет/Верно-не верно.
3. Блиц
Учитель готовит для детей карточки с понятиями, именами, датами, названиями и пр. Учащимся предлагается за ограниченное время (30 секунд-1 минута) объяснить классу указанные данные, не используя однокоренных слов.
4. Определи логическую связь
Детям называют три слова, два из которых каким-то образом между собой связаны логически. Задание ученикам: подобрать четвертое слово, находящееся с третьим в аналогичной связи. Например, рыбы – чешуя – птицы (покрытие тела) – оперение.
5. Мы шагаем
Дети выстраиваются на определенном расстоянии от доски, шагают вперед, называя на каждый шаг слово, связанное с изучаемой темой.
6. Видеозарисовка
Учащимся предлагается к просмотру видеозарисовка, после просмотра которой они должны сформулировать тему, которая будет обсуждаться на уроке, а также ответить, каким образом просмотренное видео соотносится с изучаемым вопросом.
Можно подобрать видео так, оно воздействовало на эмоции детей, вовлекала их в новую тему.
7. Черный ящик
По аналогии с передачей «Что? Где? Когда?» педагог просит детей предположить, что находится в черном ящике и какое отношение этот предмет имеет к теме занятия.
Подготовить само задание можно предложить более «продвинутым» учащимся.
8. Волшебная коробка
В красиво оформленную коробку помещается несколько предметов, которые необходимы детям для изучения нового материала. Учащиеся объясняют связь этих предметов с новой темой, формулируют ее.
9. Портрет известного человека
Используется портрет известного человека, который имеет отношение к предметному содержанию урока. Также учитель рассказывает некоторые биографические сведения о нем, предлагает детям ответить, чей портрет они видят перед собой.
10. Визуальный ряд
На экране или доске демонстрируются изображения, которые помогут детям выяснить тему предстоящего урока.
11. Ассоциации
На экран проецируются изображения различных предметов, портреты известных личностей и т.п.; учащиеся отвечают, какие ассоциации возникают у них в связи с этими изображениями и высказывают свои предположения по поводу темы предстоящего урока. Второй вариант проведения этапа актуализации знаний на уроке по способу ассоциаций предполагает, что дети рисуют ассоциативные рисунки на заданную тему.
12. Прослушивание музыкального отрывка, художественного или публицистического текста
На уроках МХК, литературы, истории, обществознания, музыки можно дать учащимся задание идентифицировать по прослушанному фрагменту все произведение целиком или назвать, кому оно принадлежит, определить время его создания, рассказать о том, почему оно написано и т.д., а также связать с изучаемой темой.
№13. Экскурс в будущее
Педагог записывает на доске какую-либо будущую дату и предлагает детям пофантазировать по этому поводу, понять, будет ли актуальной обсуждаемая на уроке тема в указанное время с обоснованием своей позиции.
№14. Смена социальной роли
Учитель предлагает учащимся представить себя самих в недалеком будущем, когда они уже станут родителями детей их возраста. Дает задание: объяснить своим воображаемым детям тему, обсуждаемую на уроке и донести до них необходимость и важность ее изучения.
№15. Интересный гость
Дети с удовольствием общаются с пришедшими на урок людьми, которые могут интересно преподнести информацию по теме урока. Это могут быть не только специалисты в какой-либо области, но также и родители, ученики другого возраста.
№16. Задание на опережение
Педагог заблаговременно сообщает детям (всем или индивидуально) тему, которая будет рассматриваться на занятии и дает задание приготовить небольшое сообщение, объясняющее, почему она актуальна.
№17. Неоконченный рассказ
Учитель начинает рассказывать детям какой-то интересный научный факт, сюжет и прерывает свое повествование в определенный момент. Далее детям предлагается закончить начатый рассказ, придумать продолжение, сделав записи в тетрадях, а потом прочитать вслух, что получилось. Затем все вместе дети обсуждают услышанное.
№18. Риторический вопрос
К примеру, на занятии по МХК, после прочтения мифа об Орфее и Эвридике, детям дается задание поразмышлять, по какой причине Орфей оглянулся. Абсолютно правильного ответа на данный вопрос найти нельзя, он предусматривает высказывание предположений. Подобный способ не только актуализирует знания учащихся, но и помогает в развитии творческого мышления.
№19. Продолжение фраз
Педагог просит детей продолжить неоконченные предложения.
Сегодня мы поговорим о…
Я чувствую, что…
По теме нашего урока я знаю, что…
Мне бывает нелегко…
Я всегда думал, что…
Я где-то читал…
№20. Тема урока как обычный предмет
Учитель просит учащихся представить тему, рассматриваемую на уроке, как обычный предмет и представить свой вариант, как поступить с этой темой. Например, убрать в сторонку, рассмотреть с разных сторон, перекрасить в необычный цвет, вообразить, как растение, животное, популярный человек и т.д.
№21. Метапредметная задача
Учащимся даются условия задачи, над которой надо поразмышлять.
Человек уезжает на длительное время в какое-либо далекое место. Он не знал, как ему сохранить свои ценные вещи, и решил закопать их в лесу. Помогите ему придумать, каким образом он максимально точно запомнит то место, где он зарыл свой клад.
Для организации работы педагог может сочинить любую другую задачу.
№22. Задания – загадки
С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные варианты заданий на смекалку: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, задачи-шутки, пиктограммы и пр.
№23. Прямой вопрос
Учитель объявляет тему урока и предлагает детям написать, как минимум, по три доказательства, аргументирующих важность и необходимость изучения этого материала.
№24. Общее — разное
Рассматриваются несколько предметов (с точки зрения их объединяющих и различающих характеристик), которые имеют отношение к вопросам, рассматриваемым на уроке.
№25. Викторина
Дети по очереди отвечают на вопросы, связанные с темой урока.
Каждый из предложенных приемов можно модифицировать. Наполнить содержанием, необходимым педагогу для работы на конкретном уроке с конкретным классом. В любом случае, они решают главную задачу — актуализируют имеющиеся у детей знания, мотивируют их на изучение нового материала.

3. Как можно учитывать индивидуальные особенности учащихся?
Индивидуальные особенности учащихся можно учитывать с помощью технологии поддержки ребенка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
Инклюзия означает — раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям, она учитывает, как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. Инклюзивные подходы могут поддержать особых детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:
— Поэтапное разъяснение заданий.
— Последовательное выполнение заданий.
— Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
— Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
— Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
— Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
— Чередование занятий и физкультурных пауз.
— Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
— Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
— Работа на компьютерном тренажере.
— Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
— Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
— Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
— Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
— Использование карточек и тестов для дифференцированного и индивидуального обучения;
Разноуровневые проверочные работы, согласно программе с учетом индивидуальных особенностей.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
— Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
— Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
— Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
— Оценка переделанных работ.
— Использование системы оценок достижений учащихся.детей
Не менее важная задача, стоящая перед педагогами — это выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень обучаемости, осуществляется педагогами школы и сотрудниками службы сопровождения. На этапе диагностической работы определяется группа сопровождения. При входной диагностике (при поступлении в школу, в первый год обучения) для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. Совместная работа педагогов и сотрудников психологической службы предполагает постоянное взаимодействие по вопросам развития ребенка, имеющего повышенный уровень развития основных психических процессов.
Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность – это средство достижения главной цели – самоопределения детей–инвалидов в нашем обществе и их социальная адаптация. мание физическомостоянию детей с ОВЗ
Здоровье сберегающая деятельность образовательного учреждения — это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:
— создание здоровье сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
— рациональная организация образовательного процесса, использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;
— организация физкультурно-оздоровительной работы;
— просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья, здорового образа жизни, правильного отношения учащихся к урокам физической культуры к занятиям спортом и личностной рефлексии учащихся по проблеме коррекции мнения о себе и о своем здоровье;
— организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, с целью профилактики вредных привычек;
— медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, сотрудничество с медицинским персоналом школы и поликлиникой с последующей коррекцией с их помощью физического здоровья учеников школы.
В построении воспитательного взаимодействия используют следующие принципы воспитания:
• принцип целостности (ребенок в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания);
• принцип бинарности (два взаимодействующих фактора – наследственности и среды жизни);
• принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка);
• принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);
• принцип помогающих отношений (развитие способностей к самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);
• принцип творческой активности (формирование уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);
• принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).

Содержание, формы и средства реализации процесса воспитания

Содержание воспитательного процесса отбирается в соответствии с целями и принципами, так как это содержание должно содействовать развитию индивидуальности.
В процессе работы определяется, что ядром индивидуальности является собственное отношение ребенка к себе, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выборов форм и способов поведения и отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного восприятия происходящих событий.
Исходя из выше перечисленных принципов можно выделить следующие компоненты, формирующиеся в процессе жизнедеятельности:
• задатки и способности, по которым судят об индивидуальности того или иного ребенка. Склонности и способности можно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. В.А.Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, что бы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки.
• социально-культурный опыт – он включает в себя знание о человеке и об окружающей социальной и природной действительности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми. От богатства этого опыта во многом зависит яркость и многогранность индивидуальности ребенка. Именно данный компонент можно рассматривать в качестве основания для формирования уникального сочетания в конкретном ребенке общих, особенных и единичных черт и качеств, а так же как необходимое условие становления культурного опыта ребенка.
• нравственная направленность в соотнесении с духовно-нравственными ценностями общества.
• творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность ребенка в целом. Поэтому необходимо развивать в детском коллективе процесс коллективного и индивидуального жизнетворчества.

4. Как организовать смену видов деятельности учащихся?
Смену видов деятельности учащихся можно организовать в ходе занятия (урока) применяя педагоги сотрудничества и все ее четыре направления.
В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к оборудованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории. Социальная среда в образовательных учреждениях должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка. (Рекомендации по организации доступной среды в школе см. в папке Литература)
Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых требуют условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.
В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т.е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать.
Перед каждым педагогом, работающим по ФГОС НОО, встает вопрос о развивающей роли обучения. Как известно, обучение и развитие связаны между собой. Так, Л. С. Выготский обосновал ведущую роль обучения в развитии, когда «обучение идет впереди развития, являясь источником нового»[1]. Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности. Развитие предполагает, что ребенок переходит из «зоны актуального развития» в «зону ближайшего развития» на основе формирования высших психических функций и обучения [там же]. Поэтому встает необходимость развивающего обучения, в осуществлении которого помогают предметно-развивающая среда.
Предметно-развивающая среда — это специальное оборудование для обучения и развития школьников.

5. Как реализовать принцип «понятно и не скучно»?
Педагогу нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, не идя в разрез с темой занятия. Проектирование педагогической технологии предпологает выбор оптимальной для конкретных условий систкмы педагогических технологий.
Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть:
создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и педагогических работников,
• нравственное развитие обучающихся, которое гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Одним из базовых требований к организации образовательного процесса для детей с нарушением интеллекта является кадровое обеспечение. Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации педагогических кадров, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребенка с умственной отсталостью в системе школьного образования.

6. Какими приемами можно развивать самостоятельность действий учащихся с ОВЗ?
Самостоятельность действий учащихся с ОВЗ можно достичь с помощью технологии модульного обучения. Его сущность в том, что ученик самостоятельно (или с определенной долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Психическое развитие детей с ОВЗ протекает под воздействием тех же факторов окружающей среды, что и развитие учеников общеобразовательных школ, и подчинено общим законам развития. Однако дети с ОВЗ не способны к самостоятельной социальной адаптации и осознанному включению в трудовую жизнь. На помощь приходит сеть учреждений для детей с особыми образовательными потребностями системы здравоохранения, образования, социального обеспечения. Так, специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида ставят своей главной задачей социальную адаптацию учащихся через коррекцию недостатков психического и физического развития.
Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с ОВЗ, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду. Поэтому учебно-воспитательные задачи включают в себя:
— формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников;
— повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным:
— самостоятельность — это способность решать учебные и жизненные проблемы без помощи извне;
— самостоятельность — уникальная способность человека противостоять давлению извне, сохранять свою индивидуальность;
— самостоятельность связывают с умением человека действовать самому, без системы внешнего управления, с умением управлять собой, своими поступками;
— Самостоятельность связывается также с наличием у человека представлений о нормах взаимоотношений с другими людьми, высоким уровнем развития самосознания, адекватностью самооценки, сформированностью волевых качеств.
— самостоятельность не дается человеку от рождения, она формируется в процессе воспитания и обучения через включение ребенка в различные виды деятельности.

7. Как определить оптимальность меры помощи учителя ребенку с ОВЗ в решении учебной задачи?
Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика.
1-ая группа методов — посредством содержания (содержательные). 1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения: 23 а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный); б) аналитический (разъяснительный критически, логический, проблемный); в) деловой; г) необычный. 2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания: а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность (простота, доступность); в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы. 3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами. 4. Показ значимости знаний, умений: а) общественной; б) личностной. 5. Межпредметные связи.
2-ая группа. Посредством организации деятельности (организационные). 1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач. 2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые, свернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные. 3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий). 4. Сознание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, ссора, дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой). 5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи. 6. Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка. 24 7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий. 3-я группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические) 1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся. 2. Проявление личного отношения учителя, к ученику, классу, высказывание собственного мнения. 3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям. 4. Организация дружеский взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

8. Как добиться осмысления пройденного материала детьми с ОВЗ?
Для того чтобы добиться осмысления пройденного материала детьми с ОВЗ нужно включать в образовательный процесс личностно – ориентированные технологии, уметь их правильно применять в процессе обучения. Включать в процесс обучения не только старые формы и методы, но и новые, уметь их правильно применять на практике. В этом случае получиться добиться с ребенком осмысления пройденного материала.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:
Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
Поэтапное формирование умственных действий.
Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале).
Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.
Создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Авансирование успеха. Использование сюрпризных моментов. Использование наглядности и зрительных стимулов (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Связь предметного содержания с жизнью.
Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства).
Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после занятий физкультурой, подвижных игр), после выполнения задания повышенной трудности.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно- развивающего занятия и на завершающем этапе всего занятия. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
— рефлексия настроения и эмоционального состояния;
— рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
— рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале, в середине и в конце занятия. В данном случае прослеживается, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной.
В своей деятельности наши коллеги используют игровые методы постоянно, т.к. их учащиеся по интеллектуальному развитию находятся на уровне детей 4-6,7 лет.
Дидактические, компьютерные игры в основном используют для активизации познавательной деятельности. В связи с отсутствием готового электронного дидактического материала в УМК для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, мы используем компьютерные игры с сайтов ладушки.ру, играемся.ру, маам.ру, дошкольник.
Метод «рука в руке». Этот метод физической помощи, когда взрослый помогает ребёнку, стоя позади него.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж. Куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и глинотерапия. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени повышают познавательную активность учащихся, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулируют познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
Психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ в своей работе мы используем такие технологии как: индивидуальный и дифференцированный подход; игровая технология; информационно-коммуникационная;здоровьесберегающая; информационные компьютерные технологии. Используя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, педагоги смогут помочь детям преодолеть трудности в освоении основной образовательной программы.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Модернизацией традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Информационные компьютерные технологии. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации, компьютерные тренажеры привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя при проведении индивидуальных коррекционных занятий более продуктивной и эффективной, а учебное занятие более увлекательным и доступным.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитывается тип нервной системы, интересы и склонности ребенка.
Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры или задания, которые определяются строго индивидуально для каждого ребёнка.
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
Объяснительно–иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе. Результатом их применения является экономии времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Технология проектного обучения.
Данный метод проектов используется во внеклассной и внеурочной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения в общеобразовательной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только укрепить и сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Этот вид технологии предполагает проведение во время занятий физминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации. Коррекционные занятия должны быть составлены с учетом частой сменой видов деятельности детей. Каждое занятие должно содержать несколько видов деятельности: дидактические игры или элемент дидактической игры, задания на развитие внимания, выполнение движений по подражанию, практические действия.
Песочная терапия
Оживотворение абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, миниатюрных фигурок и природных материалов.
Игротерапия
Для детей с ОВЗ используются игры с пуговицами, фасолью, со сливовыми косточками.
Игры с водой. Возня с водой, переливание ее особенно нравиться детям, эти игры имеют и терапевтический эффект.
Игры с мыльными пузырями. Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей.
Игры со льдом. Заранее приготовьте лед, выдавите вместе ребенком лед из формочки в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла: стала холодная и твердая». Затем погрейте его в ладошках, она холодная, и тает. Зимой на прогулке можно обращать внимание ребенка на сосульки, лужи, снег, снежинки. Они будут в восторге от таких изменений в природе.
Не менее интересны и игры с крупами. Высыпать гречку, горох, фасоль, рис, манку в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ему присоединиться.
Игры с красками: «Волшебная кисточка», «Цветная вода».
Игры с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом).
Пальчиковые игры, жестовые игры, релаксационные упражнения. Эти игры особенно эффективны при работе с детьми РДА.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин.
Сказочная куклотерапия.
Благодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.
Изотерапия в коррекционно-развивающей работе с детьми стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые неразрывно связны.
Рисование – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении, активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное общение ребенка, создать условия для межличностной коммуникации. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и своё состояние звуком, движением, мелодией, рисунком.
Поэтому на занятиях используется пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз, которая снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации; дыхательные упражнения для стимуляции работы мозга, регулирует нервно — психические процессы, релаксирующие упражнения.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Личностно-ориентированные технологии в нашем общеобразовательном учреждении направлены на организацию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
В результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

×
×