Автор: Романова Марина Анатольевна
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих понятий и умений.
Ребенок, в первый раз взявший в руки учебник математики, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
Самостоятельность трактуется как готовность учащегося своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность. Воспитание, формирование познавательной самостоятельности занимает важное место среди мотивов учения.
Формирование познавательной самостоятельности младшего школьника является одним из важных путей повышения эффективности обучения в современной начальной школе.
Среди всех сфер познавательной деятельности наиболее актуальна на сегодняшний день математическая. Необходимость её изучения определяется прежде всего той огромной ролью и важным положением, которое занимает математический материал в обучении и воспитании младших школьников. Этот материал придаёт мировоззренческую направленность содержанию учебных материалов, значительно усиливает развивающую и воспитательную функции начального обучения в целом. Познавательная самостоятельность может рассматриваться как черта деятельности ученика. Она проявляется в умении анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенное, в умении осуществлять перенос знаний и навыков в новую ситуацию, т. е. проявляется в умении использовать имеющиеся знания, навыки для приобретения новых знаний и опыта.
Важным условием формирования познавательной самостоятельности на уроках математики является высокий уровень обучения, предполагающий научность его содержания, целесообразную организацию активного и самостоятельного познания. Трудность самого процесса формирования познавательной самостоятельности заключается в том, что на различных этапах обучения приходится идти различными путями, использовать разнообразные методы и приемы воспитания и обучения.
Обучение школьников математике осуществляется через задачи. А значит, развитие познавательной самостоятельности достигается через задачи, так как на различных этапах ее решения организуется своего рода деятельность и разного уровня самостоятельность. Это такой процесс, выражающий активное отношение обучаемых к овладению знаниями, а также активное использование приобретенных знаний в практической деятельности или ситуации. Как любой новый вид деятельности, он требует от учителя организации действий, направленных на обучение и развитие такого качества деятельности, как самостоятельность. В процессе обучения ученики переходят от копирующей самостоятельности к воспроизводящей и творческой.
Говоря о познавательной самостоятельности, подразумевают деятельность, способствующую расширению знаний. Ребенок самостоятельно или под руководством учителя не только применяет, но и пополняет свой запас знаний о том или ином объекте, процессе.
Особую ценность на уроках имеют дидактические игры, направленные на формирование потребности в новых знаниях. Главное свойство дидактических игр состоит в том, что в них познавательные задачи выступают перед ребёнком не прямо, а маскируются. Большой интерес для организаций игровых моментов на уроке представляют дидактические игры с карточками, которые можно использовать практически на всех этапах урока, а в особенности, при закреплении, повторении и проверке учебного материала. Эти игры могут иметь различные варианты. Игровая деятельность помогает младшим школьникам учиться, удовлетворяет их потребности, укрепляет моральные и физические нагрузки на ребёнка,- игра в учебном процессе снижает их. Дидактические игры представляют возможность развивать у школьников произвольность таких процессов как память и внимание, также в процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, стремление к знаниям.