Автор: Чернова Алефтина Витальевна
«Формирование функциональной грамотности в рамках внеурочной деятельности по русскому языку и литературе»
Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками, правильно действовать в ситуации неопределённости. Формирование функциональной грамотности — это оптимальный уровень языкового и речевого развития, обеспечиваемый познавательной, коммуникативной, ценностносмысловой, информационной и личностной компетенциями. Естественно, средствами только урочной деятельности невозможно решить данную задачу. Необходимо использовать для формирования функциональной грамотности и внеурочную деятельность.
Традиционно выделяются следующие ключевые форматы внеурочной деятельности: духовно-нравственный, общекультурный, социальный, спортивно-оздоровительный, общеинтеллектуальный. Важно наполнять традиционные форматы внеурочной деятельности новым актуальным содержанием, развивать такие ее направления, как краеведческое, познавательное, научное, исследовательское, художественное, эстетическое, творческое направление и читательскую грамотность.
Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель, как на уроке, так и во внеурочное время.
Внеклассные занятия по русскому языку и литературе – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Организуется она для развития творческих способностей учащихся в области этих предметов. Здесь учащиеся, как и на уроке, получают новые знания о языке, литературе, работают над культурой речи.
Внеурочная работа по русскому языку и литературе имеет свои цели:
1) развить интерес к русскому языку и литературе как к учебным предмeтам;
2) привить любовь к великому русскому языку, литературе;
3) повысить общую языковую культуру.
Указанные цели определяют задачи внеклассной работы:
1)расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка и литературы;
2)научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справочниками, подбирать материал на нужную тему;
3)сформировать творческую активность учащихся (выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);
4)выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся.
Виды внеклассной работы по русскому языку и литературе необычайно многообразны:
— постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, стенная печать, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;
— эпизодические (викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии).
В последнее время появились новые эпизодические формы, которые можно использовать в ходе внеклассной работы. Они напоминают публичные формы общения – конференции, телепередачи, диалоги и основаны на формах, жанрах и методах работ, известных в общественной практике (исследование, комментарии, интервью, репортаж).
В практику внеклассной работы прочно вошло проведение различных праздников, посвященных русскому языку и литературе. Для праздников более характерны мероприятия массового, иногда даже развлекательного характера. Здесь учащиеся представляют сообщения по определенным научным темам, инсценировки, стихи.
И, наконец, следует назвать комбинированные формы внеурочной работы – день, неделя русского языка и литературы. В их состав входят обычно конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и т.д.
Цели и задачи внеклассной работы средней школы определяют выбор методов и приемов работы, ставящих ученика в позицию активного участника: решение познавательных задач, поисковые задания, рассчитанные на продолжительное время, самостоятельный подбор материалов по теме и последующее публичное выступление, занимательный материал…
На внеклассных занятиях, в основном, используются те же методы и приемы, что и на уроке. Но здесь они приобретают специфическое звучание. Например, если говорить о таком методе, как “слово учителя” (сообщение, рассказ, лекция, доклад), то он широко используется на внеклассных занятиях. Однако, это не обязательно слово учителя, это может быть лекция или сообщение приглашенного специалиста, это может быть и сообщение (доклад) ученика по какой-либо заданной учителем теме. На внеклассных занятиях ученики говорят больше, чем на уроках. Праздники, вечера, диспуты, дискуссии – формы, полностью основанные на устном слове современного ученика.
Если на уроках русского языка используется метод работы с учебником, то на внеклассных занятиях дети работают с научно-популярной литературой. Они составляют план, тезисы, пишут рефераты, доклады.
Внеклассные, внеурочные занятия играют значительную роль в формировании функциональной грамотности учащихся, позволяют им чувствовать себя уверенно в современном мире, дают возможность активно использовать полученные знания и добывать новые.
Внеурочная деятельность – это также одно из основных условий формирования читательской грамотности. Она реализуется посредством применения многообразия форм ее демонстрации: исследовательские проекты, индивидуально-групповые занятия и элективные курсы.
Одним из механизмов успешной исследовательской работы является читательская грамотность. Работая над проектом, ребята изучают текст, выделяя и извлекая нужную информацию. Основная цель такого вида деятельности — научить школьников работать самостоятельно, индивидуально, формировать умение переносить новые способы деятельности в любую другую область жизни. Читательская грамотность является фактором интеллектуального развития ученика и фактором его воспитания. Процесс обучения работе над исследовательским проектом выстраивается с учетом личного опыта школьников, происходит расширение этого опыта.
Актуальность и востребованность элективных курсов объясняется отсутствием у большей части учащихся умения осознанного чтения. Умения, которыми овладевают учащиеся на данных занятиях в процессе работы, могут впоследствии применяться на всех учебных предметах, где и будет продолжена работа по формированию и развитию основных читательских действий. Самое главное – у учащихся вырабатывается потребность в чтении как возможности постижения мира и себя. Вместе с тем совершенствуется техника чтения, формируется умение осмысленно читать и выбирать стратегию чтения разных видов текстов, исходя из поставленной задачи. На сегодняшний день проблема формирования читательской грамотности стала значимой и в социальном, и в личностном плане.
Еще одним способом развития читательской грамотности является организованное для учащихся индивидуально-групповое занятие. Под кураторством учителя систематически проводится работа по подготовке в школьников к олимпиаде по русскому языку и литературе. Например, программа подготовки к олимпиаде по литературе, предназначенная для учащихся 9-11 классов, способствует развитию умений осознанного чтения и анализа произведений художественной литературы с опорой на литературоведческие термины и факты из истории литературы. Занятия учат осознавать единство формы и содержания текста, формируют умение интерпретировать его и создавать собственный в письменной или словесной форме, находить изобразительно-выразительные средства, выявлять их значение в решении идейной задачи и в замысле писателя. Индивидуально-групповые занятия играют особую роль в повышении интереса к произведениям художественной литературы, способствуют осмысленному чтению текста, позволяют раскрыть его лексические, грамматические и синтаксические особенности, то есть помогают в формировании функционально грамотной личности.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся должны научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Таким образом, занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи развития функциональной грамотности, эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития учащегося, проблемы нравственно-этического воспитания. Внеурочная деятельность — это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.