«Экскурсия как средство экологического воспитания в рамках школьного лагеря на основе деятельностного подхода»

Автор: Чучалина Елена Александровна

 «Экскурсия как средство экологического воспитания на уроках и в рамках школьного лагеря на основе деятельностного подхода»

       Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления  знаний, которые будут использоваться в дальнейшем.

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся.

Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

Ведущей методической идеей экскурсий является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

Основная особенность деятельностного метода заключается в деятельности обучающихся. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель  лишь направляет эту деятельность  и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Итак,  исследования – это необходимая часть внеурочных занятий по географии. Работа с картой, атласом, на контурной карте, с приборами- всё это практика, которая надолго оставляет свой след в памяти ученика.

География – один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

 

 Занимаясь развитием  исследовательской деятельности, я решаю следующие задачи:

 -обучать  учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

— учить приемам осмысленной географической мысли

-деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного  обсуждения, умению излагать и отстаивать свою  точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;

— помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализ;

 — подкреплять знания  практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Главная задача любого исследователя — найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы — учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения

 

 Поэтому  исследовательскую работу строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе ее лежит  деятельностный способ обучения, т. е. личностное включения школьника в процесс.

Основными отличиями являются:

·         Обязательное наличие проблемной ситуации.

·         Максимальная степень самостоятельности учащихся

·         Заинтересованность учащихся в поставленной проблеме

.

При планировании исследований придерживаюсь следующих правил:

·         Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.

·         Работа должна быть адресована всему коллективу детей.

Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. Такая групповая работа даёт важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Что, безусловно, повышает познавательную активность школьников.                        

Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями своей местности.

Готовясь к экскурсии, я, прежде всего, знакомлюсь  с экскурсионным объектом и со специальной литературой. При подготовке экскурсии в природу, учитель должен предварительно сам обследовать местность, выбрать маршрут, наметить объекты работы уча­щихся и пункты остановок.

На основе знакомства с экскурсионным объектом и литературой состав­ляется план проведения экскурсии. В нём, прежде всего, определяю, какие по­лученные на уроке знания, умения и навыки закрепляются, какие вырабатыва­ются вновь, какие ставятся воспитательные задачи.

При проведении экскурсии в природу в план включаем все основные данные о маршруте (протяженность, начальный и конечный пункт маршрута, места остановок и объекты наблюдений), содержание работ учителя и учащих­ся (вводной беседы, бесед на каждом пункте, заключительной беседы, практи­ческих работ), а также предполагаемую организацию экскурсии (сроки и место сбора, разбивка учащихся на звенья, распределение обязанностей между звень­ями, необходимое оборудование и т.д.)

.

При изложении нового материала на последующих уроках учитель гео­графии постоянно опирается на знания, полученные учащимися на экскурсии. По материалу, связанному с темой экскурсии, учитель в процессе беседы ставит учащимся вопросы, на которые они отвечают, используя полученные на экскурсии знания. Во время объяснения учитель ссылается на известные учащимся экскурсионные объекты, демонстрируя собранный на экскурсии материал (на­пример, образцы горных пород, гербарий местных растений).

Можно поручить некоторым учащимся подготовить ответы на отдельные вопросы, чтобы они сделали краткие сообщения по ходу изложения нового ма­териала.

 При непосредст­венном изучении местности учащиеся убеждаются, что природные компоненты существуют не изолированно друг от друга, а образуют природные территори­альные единства (комплексы), как простые (склон реки, прирусловый вал), так и более сложные (овраги, балки, долины рек), которые состоят, в свою очередь, из более простых генетически и динамически связанных между собой комплек­сов. Изучение взаимосвязей между слагающими природный комплекс компо­нентами подводит учащихся к пониманию того, что основной закономерностью природно-территориальных комплексов является их целостность. Изменение одного из компонентов неизбежно вызывает изменение всех остальных; при этом могут возникнуть необратимые процессы. Познание закономерностей раз­вития природных комплексов и процессов, происходящих в них, способствует формированию диалектико-материалистической убежденности учащихся и осознанию необходимости бережного отношения к природе, к естественным ресурсам. Экскурсии открывают широкие возможности для экологического об­разования учащихся на местном материале.

Таким образом, учебные экскурсии составляют важное звено в системе географического образования школьников.

Выполнение заданий, включенных в экскурсии, способст­вует последовательному формированию понятия о природно-территориальном комплексе, взаимосвязей и взаимозависимости между компонентами природы.

Подготовка учащихся к учебной экскурсии проводится на уроке. Школь­ники должны быть подготовлены теоретически, практически и организационно.

Теоретическая подготовка учащихся состоит в повторении тех физико-географических понятий, которые они должны применить на экскурсии, в озна­комлении с особенностями природы экскурсии, без знания которых невозмож­но усвоение нового материала в полевых условиях.

Практическая подготовка заключается в обучении школьников тем прие­мам работы, без овладения которыми не могут быть выполнены задания, пре­дусмотренные содержанием экскурсии.

Важно, чтобы каждый участник экскурсии вымерил длину своего шага, т.к. измерение расстояний в основном проводится подсчетом ша­гов или парой шагов.

Успех проведения экскурсии в значительной мере обеспечивается четко­стью ее разработки.

Порядок работы на каждой экскурсии обычно такой:

а) вводная беседа учителя;

б) выполнение учащимися задания при работе на местности во время экскурсии;

 в) заключительная беседа.

Первый конкурс можно провести еще до выхода. Это конкурс на знание правил поведения в природе. 

            Во время учебного года планируем маршруты для исследования небольшие по времени, с небольшой удаленностью от школы и с привязкой к  сезонам года.

Весенние явления в природе. В ходе этих экскурсий дети наблюдают цветение деревьев и кустов, знакомятся с раннецветущими растениями, наблюдают за поведением животных. Приложение 1

В октябре использовали близость реки, высокого левого берега с  геологическими обнажениями. Одна экскурсия с заданиями для исследования и одно занятие для камеральной обработки.

Нам встретились отдельные образцы плитчатого песчаника примерно на глубине 11 метров, с прослойками глины и известняка. У самого уреза воды мы обнаружили слои чередующихся белых и красных глин.

Ребята брали флакон наполненный слабым раствором соляной кислоты (обязательно под руководством учителя). Раствор нужен для определения присутствия извести в горных породах. От действия этих кислот горные породы вскипают и шипят, выделяя углекислый газ. Это лучший способ отличить известняк от других полезных ископаемых.

Затем  изучили геолого-технические данные буровой скважины на воду д.Селино, выполненную объединением «Кировмелиорация». Ее нам предоставила администрация поселения.  Это подтвердило правильность наших определений горных пород.

Ноябрь, декабрь — время изучение снежного покрова.

Рассматриваем  исторически сложившиеся взаимосвязи между неблагоприятными условиями зимы и приспособлениями растений к их перенесению и эстетическое восприятие зимних пейзажей; формируем культуру поведения в природе.

Так же выходим для изучения форм снежинок. Фотографируем их, а затем в кабинете обрабатываем собранный материал. С помощью интернет ресурсов дети находят ответы на возникающие вопросы. Форма и рост снежинок зависят от температуры и влажности воздуха. По мере того как снежинка растет, она становится тяжелее и падает на землю, при этом ее форма изменяется. Если снежинка при падении вращается, как волчок, то ее форма идеально симметрична. Если же она падает боком или иначе, то и форма ее будет несимметричной. Чем большее расстояние пролетит снежинка от облака до земли, тем крупнее она будет и т.д.

            Летняя смена лагеря более продолжительная. И возможно спланировать более длительные и дальние экспедиции.

Так у нас есть разработанный маршрут на велосипедах в деревню Ключи, расположенную на правобережье небольшой речки,  5 км от школы.

Ребята проходят инструктаж участника велопохода, получают маршрутные листы.

1.Описание природного комплекса.

2.Взаимодействие компонентов ПК, воздействие на них человека.

3. Происхождение названия деревни Ключи.

 

Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы на экскурсиях и в рамках летнего лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа летнего лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной исследовательской деятельности.

      Стенды, коллекции и другие подготовительные материа­лы должны в дальнейшем использоваться на уроке.

×
×