Статья: «Роль русских народных сказок в жизни дошкольника»

Автор: Евсеева Лариса Фаритовна

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Аленький цветочек» г.Туапсе муниципального образования Туапсинский район

 

Статья: «Роль русских народных сказок в жизни дошкольника»

Автор: Л.Ф.Евсеева

воспитатель

oia120473@mail.ru

Краснодарский край

Туапсинский район

352812 с.Дзеберкой, Гизель-Дере ,Лагуна 27

 

 

Проблема использования художественной литературы и устного народного творчества, в частности сказки, в целях воспитания детей дошкольного возраста рассматривается многими педагогами и психологами. Опыт показывает, что эффективность образовательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве. Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения и выступает сказка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании. Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.

 

Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, потому  что нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах. Когда дети освоили сказки, пересказывали их, мы перешли к их театрализации – к третьему этапу. Дети любят брать на себя роль и выполнять действия героев. Ведь на первом и втором этапе мы формировали представления о нравственных качествах и формировали чувства, а опыт поведения дети больше приобретали на заключительном этапе. Мы предлагаем детям разыграть отдельно маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. В повседневной жизни используются те же методы и игры по воспитанию нравственных качеств у детей средствами сказки. Через интересные игры ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. Родители являются участниками образовательного процесса. Поэтому так важно установление сотрудничества, доверительного делового контакта взаимодействия с родителями для успешного воспитания детей средствами сказки.

Для этого используется такая форма работы как конкурсы семейного опыта. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла. Анализируя проведенную работу по проблеме воспитания нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок были сделаны следующие выводы :

У детей сформировалось представление о добре и зле, красоте добрых поступков и их необходимости в жизни людей.

Дети научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.

 В группе созданы условия для знакомства с народными сказками.

 Родители понимают ценность сказки в нравственном воспитании детей.

 Дети бережно относятся к книгам.

 Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

 

Литература:

1.Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Уч.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПБ: Детство-Пресс, 2000. – 304с.

2. Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание от 5 до 7 лет» Конспекты занятий/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева – М.: Айрис-пресс, 2009. – 208с.

3.Интернет-портал https://razvivashka.online/chtenie/chemu-uchat-russkie-narodnye-skazki-detey

4.Киракосян, К. Э. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей / К. Э. Киракосян, Т. М. Савенко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6864/ (дата обращения: 01.10.2022).

 

 

 

 

 

 

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Аленький цветочек» г.Туапсе муниципального образования Туапсинский район

 

Статья: «Роль русских народных сказок в жизни дошкольника»

Автор: Л.Ф.Евсеева

воспитатель

oia120473@mail.ru

Краснодарский край

Туапсинский район

352812 с.Дзеберкой, Гизель-Дере ,Лагуна 27

 

 

Проблема использования художественной литературы и устного народного творчества, в частности сказки, в целях воспитания детей дошкольного возраста рассматривается многими педагогами и психологами. Опыт показывает, что эффективность образовательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве. Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения и выступает сказка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании. Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.

 

Формирование дружеских взаимоотношений возможно через все виды русских народных сказок, потому  что нравственность и дружелюбность изначально заложена в их сюжетах. Когда дети освоили сказки, пересказывали их, мы перешли к их театрализации – к третьему этапу. Дети любят брать на себя роль и выполнять действия героев. Ведь на первом и втором этапе мы формировали представления о нравственных качествах и формировали чувства, а опыт поведения дети больше приобретали на заключительном этапе. Мы предлагаем детям разыграть отдельно маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. В повседневной жизни используются те же методы и игры по воспитанию нравственных качеств у детей средствами сказки. Через интересные игры ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. Родители являются участниками образовательного процесса. Поэтому так важно установление сотрудничества, доверительного делового контакта взаимодействия с родителями для успешного воспитания детей средствами сказки.

Для этого используется такая форма работы как конкурсы семейного опыта. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла. Анализируя проведенную работу по проблеме воспитания нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок были сделаны следующие выводы :

У детей сформировалось представление о добре и зле, красоте добрых поступков и их необходимости в жизни людей.

Дети научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.

 В группе созданы условия для знакомства с народными сказками.

 Родители понимают ценность сказки в нравственном воспитании детей.

 Дети бережно относятся к книгам.

 Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

 

Литература:

1.Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Уч.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПБ: Детство-Пресс, 2000. – 304с.

2. Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание от 5 до 7 лет» Конспекты занятий/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева – М.: Айрис-пресс, 2009. – 208с.

3.Интернет-портал https://razvivashka.online/chtenie/chemu-uchat-russkie-narodnye-skazki-detey

4.Киракосян, К. Э. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей / К. Э. Киракосян, Т. М. Савенко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6864/ (дата обращения: 01.10.2022).

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

×
×