Автор: Бондаренко Людмила Викторовна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
5 класс
УМК Е.А. Быстровой
Учителя: Бондаренко Людмила Викторовна, г.Армавир, МБОУ СОШ №19.
Тема урока: Подготовка к сочинению по картине И. Грабаря «Зимнее утро»
Цели урока: формирование понятия об основных признаках текста-описания; роли определений в описании; ведущей роли эпитета в сочинении-описании; возможности использования сравнений в тексте-описании;
развитие представлений о композиции сочинения-описания; введение в активный словарь понятий «художественные тропы», «Эпитет», «Сравнение»; орфографической и пунктуационной грамотности; мыслительных операций (наблюдение, анализ, обобщение).
Необходимое оборудование: авторская мультимедийная презентация, видеопроектор, раздаточный материал для групповой работы, учебник.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные – высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему, проблему урока, искать пути ее решения, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы.
Познавательные – выделять главное, свертывать информацию до словосочетания и предложения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные – анализировать текст, языковые приемы, осуществлять осознанный выбор предлагаемых художественных тропов, делить целое на композиционные части, соблюдать речевые нормы.
Личностные – понимание значимости отечественной культуры, соблюдение норм общения.
Ожидаемые результаты – сформировано представление о написании сочинения-описания по картине, написание сочинения.
№ урока |
Дата |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Средства обучения |
УУД |
Регламент |
Примечание |
32 |
07.10 |
1. Мотивация к учебной деятельности |
Приветствует класс, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха. |
Отвечают на приветствие учителя, определяют свою готовность к уроку, включаются в деловой ритм. |
Слово учителя |
Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку. |
2 минуты |
|
|
|
2. Введение в тему |
Создает условия для проблемной ситуации «Как можно описать зимнее утро?». |
Смотрят презентацию, отвечают на вопросы; обмениваются впечатлениями от картин И.Грабаря, читают стихотворные строки Б.Ахмадулиной, В.Брюсова |
Авторская мультимедийная презентация, видеопроектор, иллюстрация в учебнике (с. 105) |
Высказывают предположения на основе наблюдений, формулируют тему урока |
7 минут |
|
|
|
3.Физкультминутка |
Предупреждает общее утомление учащихся. |
В соответствии с буквой, которую надо писать в корне, хлопают в ладоши ( а – один хлопок, о – два хлопка, е – три хлопка, и – четыре хлопка). |
Слова зима, страна, снежинка, холодный, морозный, далекий, скрипучий, удивительная, сиреневые, дорожки, пейзаж. |
|
2 минуты |
|
|
|
4. Поиск решения. |
Организует наблюдение в группах над предметами: зимнее утро, деревья, снег, солнечные лучи. |
Собирают материал к описанию: словосочетания, предложения, определяют, какие художественные тропы при этом следует использовать (эпитеты, сравнения).
|
Иллюстрация картины «Зимнее утро» |
Ищут пути решения проблемы, группируют слова, словосочетания, предложения по данным основаниям (предмет – его признаки – художественный троп) |
10 минут |
|
|
|
5. Реализация найденного решения |
Организует заполнение таблицы «План – материал — дополнение». |
Заполняют таблицу материалами, собранными в группах, дополняют его своими примерами. |
Таблица |
Осуществляют личностную и познавательную рефлексию |
15 минут |
|
|
|
6. Физкультминутка |
Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз. |
Выполняют упражнения. |
Музыкальное сопровождение |
|
1 минута |
|
|
|
7. Рефлексия |
Организовывает оценивание личной готовности к написанию сочинения. |
Высказываются по предложенным вопросам: в чем особенность текста-описания? Какова его композиция? В чем особенности языка текста-описания? Какое впечатление произвела картина И. Грабаря «Зимнее утро»? Достаточно ли собранного материала для написания сочинения? |
Слово учителя, слово ученика |
Соотносят цели урока и достигнутые результаты, определяют степень успешности работы |
3 минуты |
|
|
|
8. Домашнее задание дифференцированное |
|
Подготовиться к написанию классного сочинения по картине И. Грабаря «Зимнее утро», выбрав одну из тем: 1. Мои впечатления от картины И. Грабаря «Зимнее утро». 2. И. Грабарь – мастер зимнего пейзажа. (По картине «Зимнее утро».)
|
|
|
|
|
Приложение к уроку
Рабочая таблица
№ группы |
План |
Собранный в группах материал |
Дополнение |
1 |
Зимнее утро |
Раннее утро морозное, тихое, неслышное. Удивительная, пронзительная тишина, которую страшно вспугнуть. Сказочное безмолвие. |
|
2 |
Деревья |
Деревья припорошены снегом, он словно прилип к веткам. От снега елочки изменили свой цвет, стали кружевными. |
|
3 |
Снег |
Снег рыхлый, пористый, тяжелый, влажный. Таким он бывает в конце зимы. |
|
4 |
Солнечные лучи |
Солнечные лучи холодные, неспешные, они будто пронизывают деревья, отчего разбегаются сиреневые дорожки по насту. |
|
5 |
Впечатление от картины |
Великолепный зимний пейзаж! Ощущаешь дыхание уходящей зимы. Хочется своими глазами увидеть февральский лес. |
|