8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

разработка урока развития речи «Подготовка к сочинению по картине»

Автор: Бондаренко Людмила Викторовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

5 класс

УМК Е.А. Быстровой

Учителя: Бондаренко Людмила Викторовна, г.Армавир, МБОУ СОШ №19.

Тема урока:     Подготовка к сочинению по картине И. Грабаря «Зимнее утро»

Цели урока: формирование  понятия об основных признаках текста-описания; роли определений в описании; ведущей роли эпитета в сочинении-описании; возможности использования сравнений в тексте-описании;

развитие  представлений о композиции сочинения-описания; введение в активный словарь понятий «художественные тропы», «Эпитет», «Сравнение»; орфографической и пунктуационной грамотности; мыслительных операций (наблюдение, анализ, обобщение).

Необходимое оборудование: авторская мультимедийная презентация, видеопроектор, раздаточный материал для групповой работы, учебник.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные – высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему, проблему урока, искать пути ее решения, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы.

Познавательные – выделять главное, свертывать информацию до словосочетания и предложения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные – анализировать текст, языковые приемы, осуществлять осознанный выбор предлагаемых художественных тропов, делить целое на композиционные части, соблюдать речевые нормы.

Личностные – понимание значимости отечественной культуры, соблюдение норм общения.

Ожидаемые результаты – сформировано представление о написании сочинения-описания по картине, написание сочинения.

 

 

 

 

№ урока

Дата

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Средства обучения

УУД

Регламент

Примечание

32

07.10

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствует класс, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.

Отвечают на приветствие учителя, определяют свою готовность к уроку, включаются в деловой ритм.

Слово учителя

Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку.

2 минуты

 

 

 

2. Введение в тему

Создает условия для проблемной ситуации «Как можно описать зимнее утро?».

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы; обмениваются впечатлениями от картин И.Грабаря, читают стихотворные строки Б.Ахмадулиной, В.Брюсова

Авторская мультимедийная презентация, видеопроектор, иллюстрация в учебнике (с. 105)

Высказывают предположения на основе наблюдений, формулируют тему урока

7 минут

 

 

 

3.Физкультминутка

Предупреждает общее утомление учащихся.

В соответствии с буквой, которую надо писать в корне, хлопают в ладоши

( а – один хлопок, о – два хлопка, е – три хлопка, и – четыре хлопка).

Слова зима, страна, снежинка, холодный, морозный, далекий, скрипучий, удивительная, сиреневые, дорожки, пейзаж.

 

2 минуты

 

 

 

4. Поиск решения.

Организует наблюдение в группах над предметами: зимнее утро, деревья, снег, солнечные лучи.

Собирают материал к описанию: словосочетания, предложения, определяют, какие художественные тропы при этом следует использовать (эпитеты, сравнения).

 

Иллюстрация картины «Зимнее утро»

Ищут пути решения проблемы, группируют слова, словосочетания, предложения по данным основаниям (предмет – его признаки – художественный троп)

10 минут

 

 

 

5. Реализация найденного решения

Организует заполнение таблицы «План – материал  — дополнение».

Заполняют таблицу материалами, собранными в группах, дополняют его своими примерами.

Таблица

Осуществляют личностную и познавательную рефлексию

15 минут

 

 

 

6. Физкультминутка

Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз.

Выполняют упражнения.

Музыкальное сопровождение

 

1 минута

 

 

 

7. Рефлексия

Организовывает оценивание личной готовности к написанию сочинения.

Высказываются по предложенным вопросам: в чем особенность текста-описания? Какова его композиция? В чем особенности языка текста-описания? Какое впечатление произвела картина И. Грабаря «Зимнее утро»? Достаточно ли собранного материала для написания сочинения?

Слово учителя, слово ученика

Соотносят цели урока и достигнутые результаты, определяют степень успешности работы

3 минуты

 

 

 

8. Домашнее задание дифференцированное

 

Подготовиться к написанию классного сочинения по картине И. Грабаря «Зимнее утро», выбрав одну из тем:

1. Мои впечатления от картины И. Грабаря «Зимнее утро».

2. И. Грабарь – мастер зимнего пейзажа. (По картине «Зимнее утро».)

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Приложение к уроку

Рабочая таблица

№ группы

План

Собранный в группах материал

Дополнение

1

Зимнее утро

Раннее утро морозное, тихое, неслышное. Удивительная, пронзительная тишина, которую страшно вспугнуть. Сказочное безмолвие.

 

2

Деревья

Деревья припорошены снегом, он словно прилип к веткам. От снега елочки изменили свой цвет, стали кружевными.

 

3

Снег

Снег рыхлый, пористый, тяжелый, влажный. Таким он бывает в конце зимы.

 

4

Солнечные лучи

Солнечные лучи холодные, неспешные, они будто пронизывают деревья, отчего разбегаются сиреневые дорожки по насту.

 

5

Впечатление от картины

Великолепный зимний пейзаж! Ощущаешь дыхание уходящей зимы. Хочется своими глазами увидеть февральский лес.

 

 

×
×