Автор: Екатерина Юрьевна Будко
Будко Екатерина Юрьевна;
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31» города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края,
музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория
Проблемы певческого воспитания
в ДОО.
В данной методической разработке освещены проблемы певческого воспитания детей дошкольного возраста, даны рекомендации по охране детского голосового аппарата в соответствии с его возрастными особенностями.
Пение является важнейшей основой для развития «музыкально – слуховых представлений», которые обусловливают развитие всех музыкальных способностей.
Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
Проблемы певческого воспитания дошкольника
Маленькие дети чаще всего показывают не плохой слух, а плохую координацию слуха и голоса, то есть – неправильное голосообразование. Если ребенок не проявляет ярких музыкальных способностей, это не только не должно становиться основанием для отлучения его от занятий музыкой, но, напротив, именно таким детям музыкальные занятия – и в первую очередь занятия пением – более всего нужны и приносят пользу!
Однако в сегодняшней практике музыкального воспитания в детском саду педагоги не занимаются постановкой детских певческих голосов. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии голосом. Родители же больше внимания отводят развитию речи детей, не понимая определенной связи между этими проблемами.
Проблемы, с которыми сталкивается музыкальный руководитель:
· дети не владеют знаниями о музыкальной культуре и не заинтересованы в развитии своих музыкальных способностей;
· дети не научены фальцетному голосообразованию, не показывают необходимых навыков слухо-вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены и т.д., в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно;
· предлагаемый музыкальный материал не соответствует тисситурным возможностям детей.
Особенно плохо обстоят дела с пением мальчиков. Во многих детских садах музыкальные работники относятся к мальчикам как к заведомо непоющему контингенту, часто даже не подозревая о том, что эти так называемые «гудошники» при правильном обучении показывают и прекрасные голоса, и хороший музыкальный слух.
Ключевая проблема состоит в том, что многие музыкальные руководители отказываются от глубокой и целенаправленной работы по постановке голоса и слуха, испытывая большие затруднения в этой области музицирования, при наличии неверных, устаревших методик по пению и постановке голоса, неумению грамотно и правильно подобрать для этой работы музыкальный материал и, чувствуя незаинтересованное отношение родителей к развитию детей в этом направлении,
Между тем именно в детских садах на музыкальных занятиях, в которых пение занимает до 50 – 70% всего времени, а само обучение длится 3-4 года, дети к семи годам, то есть к первому классу школы, могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь! Подтверждением тому служит пение малолетних артистов во всевозможных телевизионных шоу, а также опыт работы с шестилетками в студиях, когда за год занятий все они развиваются в музыкально – певческом отношении заметно выше общего детсадовского уровня.
Работа над формированием певческо-голосового аппарата, создание методической базы и выбор исполнительского репертуара, художественное воплощение его в пении, необходимая работа по культуре речи – всё это объективные условия для накопления новых знаний, формирования высокого уровня развития умственных способностей, развития художественного вкуса детей.
Цель: создать атмосферу для раскрытия творческого потенциала детей.
Задачи:
· Развивать интерес к различным способам и этапам развития голоса (в том числе и игровым);
· Развивать музыкальный слух, дыхательную систему ребенка, оказывающую влияние на оздоровление организма;
· Развивать привычку к длительному сосредоточению внимания;
· Вызвать чувство эстетического удовольствия при пении;
· Исполнять песни на должном художественном уровне.
Стремясь реализовать основную цель, музыкальному руководителю необходимо:
1. Изучить все существующие на сегодняшний день методические разработки в области развития и охраны детского голоса.
2. Привлечь родителей к формированию у детей интереса к музицированию, эмоциональной отзывчивости, и овладению природным музыкальным инструментом – голосом.
Охрана детского голоса при обучении пению
Детский голосовой аппарат сильно отличается от взрослого человека. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет, изменяется, и чрезмерное напряжение может помешать его нормальному росту. Он должен развиваться в полном соответствии с развитием всего организма ребенка.
Поэтому заниматься с детьми пением надо осторожно, и материал для обучения — песни (упражнения) надо подбирать для них по возрасту, удобные по тесситуре, ограниченного диапазона и состоящие из небольших музыкальных фраз. Текст песен должен быть доступен пониманию детей и опираться на имеющиеся у них представления и образы. Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. В результате этого вырабатывается активное слуховое внимание, т.е. слуховая чувствительность, которая имеет большое значение для развития голоса.
Детский возраст характеризуется вегетативной лабильностью и понижением устойчивости нервной системы к внешним воздействиям. Перенапряжение мышц голосового аппарата, крик, бесконтрольное пение, особенно после перенесенных воспалительных заболеваний, как у мальчиков, так и у девочек могут привести к значительным функциональным и органическим нарушениям голоса.
Дети с повышенным темпераментом, со склонностью к командованию общительны, много разговаривают и кричат, и к вечеру голос у них «садится», иногда полностью исчезает, вследствие чего общение с окружающими затруднено, отмечается напряжение и спазмы шейных мышц, набухание вен шеи, возможна отдышка.
Необходимо не допускать у детей крика. Привыкнув кричать, они и петь начинают крикливо, грубо, хриплыми голосами, что приносит им только вред. Конечно, громкая речь и даже крик во время игр – явление в значительной мере естественное для детей. Поэтому, если подходить к голосовому режиму детей с точки зрения охраны их голоса, надо иметь в виду не насильственное ограничение детей или сковывание их надуманным регламентом, а главным образом доведение до их сознания представления о вреде чрезвычайного злоупотребления голосом и о возможных последствиях. Так же можно провести беседу с родителями о важности наблюдения над голосовым поведением в быту, оформить консультации в информационном родительском уголке.
Еще одно из основных правил гигиены и охраны голоса детей и подростков – систематические занятия пением, способствующие более интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата. При этом не только укрепляются голосовые складки, формируются их функциональные особенности, но и тренируется музыкальная память, развивается интеллект. Пение, при соблюдении правил охраны голоса является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы и прививает ребенку художественно-эстетические навыки. Но нужно помнить, что продолжительное пение утомляет голос.
Учитывая анатомо-физиологические особенности голосового аппарата в период роста, необходимо как можно больше внимания уделять укреплению организма детей и подростков. При этом одной из важных мер является закаливание, которое следует рассматривать, как важнейшую составную часть физического воспитания детей и подростков. Это особенно касается детей-вокалистов. Лучшими средствами закаливания являются воздух, солнце и вода. К методам закаливания следует отнести активное пребывание детей на воздухе в любую погоду, спортивные игры, катание на санках, коньках, лыжах, физическую работу на открытом воздухе (сгребание снега, постройка снежных сооружений и т.д.).
Музыкальные руководители, вокальные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений всегда должны помнить о чрезвычайной хрупкости и малой выносливости детских голосов. Профилактика стойких нарушений голоса у детей должна предусматривать соблюдение ими гигиены голоса, санацию (оздоровление) патологических очагов верхних дыхательных путей, своевременную диагностику изменений в голосовом аппарате на ранних стадиях, когда они обратимы. (Приложение 1)
Список источников:
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М., 2005-192c.
2. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой в 2-х частях ч.2 — М., 1988 — 280с.
3. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса — М., 1961-51c.
4. Пекерская Е. М. Вокальный букварь — М., 1996 — 126с.
1. Glorify.ru http://glorify.ru/dlya-shkolnika/srednyaya-shkola/statia-na-temu-problemy-pevcheskogo-vospitaniia-v-doshkolnom-vozraste/