Методическая разработка. «День русского языка»

Автор: Щепетнова Ирина Николаевна

                           «История славянской письменности»           

                                               Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

                                                                                (  Народная мудрость)

Введение.

С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Что вообще мы знаем о начале письменности? Как возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Узнать это очень трудно, но интересно! В ходе работы над проектом мне предстоит разгадать тайну славянской азбуки: изучить историю развития письменности, узнать имена творцов славянского письма, совершить виртуальное путешествие по святым местам, познакомиться с древними и современными носителями информации. Путешествие в историю письменности будет интересным и увлекательным. Не будьте «Иванами родства не помнящими» — изучайте историю родного письма!

  В ходе реализации проекта я знакомилась с культурно-историческими событиями, на фоне которых происходит развитие письменности; изучала древнерусскую азбуку, сопоставляя её с современным русским алфавитом. Исследовательский этап работы предполагает поиск и сбор материала из разных источников, в том числе  и использование  ресурсов Интернета.

Задачи:

 -способствовать развитию эрудиции и общей культуры учащихся;

-развивать исследовательские и творческие навыки;

-использовать межпредметные связи  истории, русского языка для повышения мотивации в изучении названных предметов;

-продолжить формирование навыков защиты проектов и публичных выступлений,                          

                                                          3

-использовать исторический материал для осознания языка, как формы выражения национальной культуры.

Показатель результативности:

— вызвать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство  патриотизма.

-представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия современного мирового сообщества.

 -познакомить учащихся с миссией просветителей Кирилла и Мефодия.

— проследить основные этапы становления и развития славянской азбуки.

-показать особенности возникновения отечественного книгопечатания.

-развивать у школьников умение анализировать, систематизировать и сопоставлять фактический материал.

  Свою проектную деятельность я начала с анкетирования. Ребятам был предложен ряд вопросов, на которые они должны были ответить.

Вопросы  по теме: «История славянской  письменности».

1.Как назывались славянские азбуки?

2.Кто создал славянский алфавит?

3.Когда отмечается праздник «День славянской письменности и культуры».

4.Что лежит в основе названий  азбуки и алфавита?

5.В каком источнике впервые было написано о нужности создания славянского алфавита?

В результате анализа вопросов  я  получила следующие результаты:
—  многие вопросы вызвали затруднение;

—  тема возникновения славянской письменности в современном мире неактуальна;
— некоторые не понимают значимости появления письменности для славян.
Я решила провести исследовательскую работу,  для того чтобы изучить и

 

 

                                                        4

 рассказать  насколько важным, судьбоносным было создание своей азбуки для славянских   народов, познакомиться с создателями азбуки Кириллом и Мефодием, узнать более подробно о их жизни, рассказать, как развивалась славянская письменность, рассказать о буквах славянского алфавита. Предлагаю вашему вниманию опыт своей работы.

 Работа включила  3 этапа.

1 этап:

Предложила ребятам поразмышлять, над темой: « Для чего же славянам нужна была письменность?» и обсудить этот вопрос на классном часе, посвященном ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА.

Вот примеры некоторых ответов:

1.  Письменность — это средство связи между людьми. Письменность дала нам много интересных книг, знание истории и возможность быть образованными.

2. Если бы Кирилл и Мефодий не придумали славянскую азбуку, то наши предки не смогли бы перевести поучительные и церковные книги, не услышали бы церковных служб на славянском языке.

 3. Если бы не было письменности, не было бы и известных русских поэтов и писателей. Ведь не зная азбуки, они не смогли бы написать свои повести, рассказы и стихотворения.

4.  Люди не могли бы писать друг другу письма, ни бумажные, ни электронные. Без «аз» и «буки» не было бы ни «а» ни «б».

Есть такая пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь».Когда мы учимся в школе, читаем учебники, мы «пожинаем» то, что посеяли первые славянские учителя — Кирилл и Мефодий.

На 2 этапе  я приступила к серьезному изучению  темы: «Создатели славянской письменности», подготовила  сообщение  на тему: «От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем». Подготовила презентацию  на эту тему, а также написала сценарий к внеклассному мероприятию.           

                                                              5                              

3 этап:

24 мая  празднуется День славянской письменности. Мы провели праздник, приуроченный к этой дате, на котором творческая группа прочитала стихи, посвященные русскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        6

Основная часть                    

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например, в английском или французском.
Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские).
В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям… «

В  1992 г в такой праздник — День славянской письменности и культуры в Москве был открыт памятник Кириллу и Мефодию. Это официальная, всем известная, одобренная на государственном уровне история возникновения славянской письменности. Но на самом деле вопрос обретения славянами письменности вовсе не так прост. 

                                                                 7                                                      

Ученые до сих пор исследуют эту тему, находят в ней «белые пятна», спорят и выдвигают разные версии.

 «Аз да Буки — вот и все науки».

За историю развития алфавита русского языка часть букв утеряна  полностью (написание и произношение), а часть букв (написание) осталась в современной азбуке, приобретя более краткое звучание. Первая буква с которой мы вас познакомим это буква Аз.

Азъ – это начальная буква славянского алфавита, которая обозначает местоимение Я. Однако ее коренным смыслом является слово «изначально», «начинать» или «начало», хотя в быту славяне чаще всего употребляли Азъ в контексте местоимения. Тем не менее в некоторых старославянских письменах можно найти Азъ, который обозначал «один», например, «поеду азъ к Владимиру». Или же «начинать с азов» обозначало «начинать с начала».  Кроме того не стоит забывать о том, что Азъ имеет числовое значение, которое выражается цифрой 1. У древних славян цифра 1 была началом всего прекрасного.

 

 

 

 

 

 

 

 

Старославянское звучание  буквы сохранилось в пословицах и поговорках. Мы считаем целесообразным сделать выборку пословиц и поговорок, в которых используются не только утраченные фонетически и графически буквы древнеславянской азбуки, но и старославянские названия букв, не дошедшие до нашего времени.     

                                                             8

Аз, да всему горазд.
Писать азы (т.е. буквы).
Аз не без глаз, про себя вижу.
 Аз пью квас.               
Прописным азом ноги растопырил.             
Аз да увяз, да не выдрахся.           
Сидеть на азах (начинать какую-нибудь науку).              
Сперва аз да буки, а там и науки.                        
За аз да буки, так и указку в руки.        
Я – последнее слово в азбуке, да аз – первое.         
Аз да буки не избавят от муки.        
Аз да буки – и все науки.        
Не суйтесь, буки, поперёк аза.

  Аз и Буки, две первые буквы кириллицы, из которых сложилось привычное нам слово АЗБУКА, обозначали двух персонажей, двух действующих лиц. Аз — хороший, рожденный «быть первым», «светлым князем». Буки — плохой, пустой человек, бессмысленное существо.

  Буки (Букы) – вторая буква-слово в азбуке. Она не имеет цифрового значения, однако имеет не менее глубокое философское значении, нежели Азъ. Буки – значит «быть», «будет» чаще всего использовалась при оборотах в будущей форме. По большому счету она обозначает будущее, которое каждый человек представляет для себя в радужном свете, но с другой стороны это слово также обозначает неизбежность наказания за совершенные низкие поступки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    9

.

Заключение.

Я убеждена, что тема истории возникновения письменности на Руси актуальна, так как мы должны не только знать истоки своей культуры и письменности, но и развивать, совершенствовать наш язык на основе славянского языка, бережно сохранять его. Мы должны отчетливо понимать, что правильная речь, грамотное письмо – это составляющие нашего движения вперёд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           10

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Интернет-ресурсы

2. Аксенова Е.П. Из истории советской славистики в 1930-е годы //Советское славяноведение, — 1991. -№5.

3. Бернштейн С.Б. Константин — философ и Мефодий: Начальные главы из истории славянской письменности. // С.Б.Бернштейн. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

4. Бирилло А. Из глубины веков:

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              11

    «От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем»      

×
×