Автор: Кончаковская Елена Владимировна
Общая характеристика учебного предмета
Программа преднозначина для общеобразовательных школ. количество часов: 2 ч. Объем : 68 ч
Предмет «Адаптированная физическая культура» является основой физического воспитания, включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности и формирует физическую культуру личности.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей и коррекционной направленностью. В процессе овладения этой деятельностью корригируются психофизические качества, укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Освоение физической культуры в школе направлено на реализацию следующих задач:
— укрепление здоровья, профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата, содействие гармоническому физическому развитию;
— освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности,
— развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
— формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня, установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
— приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
— воспитание морально-волевых качеств;
— воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
— обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями; развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.
Коррекционные задачи физической культуры заключаются в формировании жизненных компетенций:
— исправление недостатков физического и психического развития посредством специальных упражнений;
— формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
— овладение ребёнком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации;
— формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью; — овладение умениями включаться в занятия, дозировать физическую нагрузку.
Организация творческой деятельности учащихся на уроках физической культуры позволяет увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. Соблюдение принципов спортивно-творческой направленности для детей с задержкой психического развития создаёт основу «коррекционно-развивающей» и «развивающейся» деятельности, обеспечивает широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей и формирует базу для физического совершенствования.
Важнейшим требованием проведения урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.