8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Урок по ОРКСЭ 4 класс

Автор: Валиева Светлана Рафитовна

Тема урока: Умение понять и простить.

Цель: расширение представления о прощении как ценности. 

Задачи:

– раскрыть значение понятий «прощение», «обида»;

– развивать способность понимать и умение прощать;

     –  воспитывать великодушие, терпение в общении с другими людьми.

Планируемые результаты:

Личностные:

-положительное отношение к изучению человека, к родителям;

-способность к самооценке;

-знание основных правил поведения в семье и обществе и ориентация на их выполнение.

Регулятивные:

— принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Познавательные:

-понимать информацию, представленную в виде текста, делать обобщения

Коммуникативные:

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку.

.

 

Ход урока.

1.Приветствие. Орг.момент.

 

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Мы рады видеть каждого из Вас!

И пусть весна прохладой  в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

 

 

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

— На протяжении всей жизни мы чему-то учимся, узнаём что-то новое. Но есть такие понятия, о которых лучше узнать, как можно раньше. Это значительно облегчит нашу жизнь, и она станет радостней. И вот об одном из таких понятий мы сегодня узнаем на уроке.

— Я предлагаю вам собрать воедино пословицы, которые разложены у вас на партах (каждая пословица разбита на две части).

·       Была вина, да прощена               

·       Прощают обиду, но не позор.

·       Понять – значит простить.

·       Прощай, да не стращай.

·       Тому тяжело, кто помнит зло.

— Как вы думаете, о каком понятии мы будем сегодня говорить?

— На какие вопросы будем искать ответы? (Что такое прощение? Что прощение приносит человеку? Как простить обиду?)

2. Актуализация.

— Сегодняшний урок ОРКСЭ хотелось бы начать с притчи. Внимательно посмотрите и проанализируйте её.  (Чтение притчи об обиде)

 

  Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь  в столб забора.
    В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
   Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
    Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда и подвёл к забору:
         — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

— Какое же чувство беспокоило душу ученика? (Гнев,Обида)

-Хорошее это чувство или плохое?

Ребята, давайте представим нашу душу такую же большую и светлую, как ткань, которую я вам сегодня принесла. А иголка пусть будет обида, которую нанесли вам. Обида – это как ткань, которую пронизывают иголкой. Посмотрите, на ткани остался след от иголки, вот так и в нашей душе остаётся след от обиды. Но он незаметен для окружающих, только для нас! Это душевная боль. А вот давайте я попробую уколоть иголкой ладошку одному из вас (пробую). Больно? Конечно, да! Но как вы думаете, эта боль, физическая, быстро пройдёт? (Убеждаюсь в этом минуты через три-пять)

— Да, ребята, физическая боль проходит быстро, а вот душевная остаётся надолго и гнетёт нас изнутри.

3. Открытие новых знаний. Беседа.

— А как вы думаете, есть ли средство, которое поможет восстановить душевное равновесие, если тебя обидели или ты кого-то обидел? (Нужно помириться, перестать обижаться друг на друга, нужно извиниться, попросить прощение)

— Обида похожа на камень, который мы носим в сердце. Единственный способ избавиться от камня внутри – простить и не обидеть в ответ.

— Ребята, а что значит, простить человека? (Предположения детей)

— «Простить человека – значит перестать винить его, не держать на него зла, восстановить с ним хорошие отношения».  Ожегов.

— Самое главное, важное для человека  – научиться прощать.

— С чего начать? С себя. Перестать обижать других! Вспомним «золотое правило этики»!

Работа по книге ( разбор ситуаций) стр.111.

Физминутка.

Учитель просит детей встать лицом к друг другу и выполнять команды. Плечи наклонены вперед, губы ладони – сжаты, живот напряжен, голова опущена, лицо хмурое.

— Вот так мы выглядим, когда обижаемся.

— А теперь, расправьте плечи, губы улыбаются, ладони — свободны, живот мягкий, голова высоко поднята, лицо веселое — такие мы бываем, когда мы умеем прощать! 

— Скажите, в каком случае мы выглядим счастливее?

 

Работа в парах. Тренинг «Оживи цветок».  

— Как вы думаете, какими качествами нужно обладать для умения прощать и умения признавать свои ошибки своим родителям? Обсудите в группах.

Затем ребята пишут качества на лепестках. (Любовь, доброжелательность, милосердие, искренность, справедливость, честность, терпение, мудрость, сострадание, откровенность, великодушие).

— Как вы просите прощение? Покажите. Затем показываю слайд о детских «мирилках».

Наедине с собой. 

Учитель просит детей удобно сесть, расслабиться и вспомнить ситуацию, когда они обижались на кого-то.

– А теперь представьте легкое, красивое облако, на него приятно смотреть, «посадите» свою обиду на облако, и пусть она уплывает вместе с ним.

Представьте, что с вами происходит что-то хорошее. Вы чувствуете себя счастливым. Вы освободились от обиды. Вам стало легко и весело.

Дети делают вывод о том, что обиды надо прощать и  забывать!

Можно обиды мысленно «отпускать» на ветер или «пускать» по воде, представлять, как они исчезают, растворяясь как соль или сахар в воде. Каждый может этому научиться.

т по-мужски руку, девочки могут прикоснуться рукой к другому человеку.

 

— А вы знаете, почему при прощении люди подают друг другу руку?

История рукопожатия. Рукопожатие уходит своими корнями в глубокое прошлое. Когда первобытные люди встречались в мирной обстановке, они демонстрировали ладони друг другу, чтобы показать, что не прячут никакого оружия в знак примирения и приветствия. Принято считать, что рука отражает душу человека. Таким образом, рукопожатие означает, что ваши чувства исходят от чистого сердца.

Прощённое воскресенье.  История праздника уходит вглубь веков, когда монахи Египта по одному покидали обители для переживания Великого поста среди песков знойной пустыне. Там они усердно молились, подготавливая себя к Пасхе. Это было очень опасно, и не было гарантий, что к празднованию Воскресения Христова все вернутся в монастырь. Кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне. Потому монахи просили друг у друга прощения и сами от души прощали всех. Каждый понимал, что эта встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения, чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и благодаря этому — с самим Богом. С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

Как научиться уходить от обиды? Упражнение «мусорное ведро». Раздаю листочки, на которых они пишут обиды или представляют свои обиды в виде чёрточек, палочек…. Затем собирают всю обиду, злость и все негативные чувства, связанные с этой обидой     и комкают этот листок. После этого выбрасывают его в портфель.

— Есть много упражнений и приёмов, чтобы уметь просить прощение и прощать. Это умение! Этому надо учиться! Демонстрирую приёмы на слайдах.

 

Памятка. 

  Ребята,  запомните! 

1.    Каждый  может  совершить  ошибку. 

2.    Совершив  ошибку,  умей  её  признать.

3.    Прости,  и  будешь  прощён. 

4.    Прощение  уничтожит  злобу  и  агрессию,  разъедает  ненависть,  спасает  от  одиночества. 

5.    Прости,  и  твоя  душа  будет  светлее.     

 

 

 

Итог урока.  Под спокойную мелодию (без слов) учитель читает стихотворение:

Не каждому дано уметь прощать

Врага, предателя, родного человека,

Что изворотлив и умеет лгать.

Лекарства от обиды нет в аптеках.

Не каждый сможет, скинув груз обид,

Сказать: «А я тебя прощаю».

Простить внутри, не просто сделав вид,

И зло в душе, тогда как лёд растает.

Да, сложно. Легче ненавидеть.

Мстить, обижаться, затаив свои порывы.

И многие хотели бы увидеть,

Что неприятель на краю обрыва.

Простить. Как много в слове этом.

Боимся мы тут слабость показать.

Нам не понять, что зло уйдёт с рассветом,

Лишь мы научимся людей прощать.

Учись прощать, прощать не только словом,

Но всей душой, всей сущностью своей.

Прощение рождается любовью

В терпении молитвенных ноче  

 

Вывод: ПРОЩЕНИЕ начисто смывает обиду, зло, укрепляет дружбу, очищает душу. Умение прощать сохраняет, сберегает любовь, дружбу, родственные отношения.
Нельзя обиду держать в себе, надо ПРОСТО ПРОСТИТЬ!

 

й.

 

×
×