Автор: Галина Анатольевна Прокопенко
УРОК КАК ПРОСТРАНСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Прокопенко Галина Анатольевна
МОУ «Тимоновская СОШ» Валуйского района Белгородской области
Следуя за научно-техническим прогрессом, школа непрерывно развивается, что приводит к наращиванию объёма информации, увеличению физических и психических нагрузок на ребенка. Это не может не вызывать тревоги, ни у родителей, ни у врачей. Но особенно остро эта проблема волнует учителей, так как практика жизни ежедневно убеждает нас в том, что только здоровые дети могут эффективно учиться в школе. В противном случае учебная деятельность вызывает напряжение, утомление, снижение работоспособности и в конечном итоге приводит к увеличению заболеваемости. О неблагополучии в данной сфере знали и говорили давно, однако в последние годы проблема стоит особенно остро. Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество детей, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья, постоянно растет, достигая уже 70%.
Здоровье школьников в соответствии с Законом РФ «Об образовании» отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.[1]
Здоровье детей — это общая проблема медиков, педагогов и родителей и решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Педагог в школе в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Важную роль в сохранении здоровья играет соблюдение гигиенических условий обучения школьников: световой режим, оформление класса, мебель и другие предметы оборудования.
Но особая роль в укреплении здоровья детей отводится совершенствованию содержания и организации урока, направленного на сохранение, укрепление и формирование здоровья учеников. Урок в школе является основной формой учебного процесса и перед учителем стоит проблема: как организовать здоровьесберегающий процесс обучения на уроке?
С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». [2]
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. Урок – зона психологического комфорта. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Главный упор, который мы делаем на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. Рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности (4-7), частоту их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смену позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки. Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным. Правильная организация урока, разнообразные формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На многих уроках ОБЖ, физической культуры, биологии, химии, географии содержание некоторых тем позволяют вклинить в образовательный процесс беседы о здоровом образе жизни, которые могут быть использованы для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.
Информационные технологии стремительно проникают во все сферы жизни и деятельности современного общества. Но, как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой новые проблемы. Применение ТСО в современном образовательном учреждении создает специфический микроклимат окружающей среды, характеризующийся такими физическими факторами, как шум, вибрация, электромагнитное поле, статическое электричество.
Восприятие информации с экрана или монитора компьютера значительно увеличивает зрительную нагрузку. Поэтому использование компьютера должно быть рациональным: 15-20 минут на уроке.
Неотъемлемой частью урока, направленного на укрепление здоровья учащихся должны стать динамические паузы, физкультурные минутки, упражнения для тренировки мышц глаз, для снижения утомления глаз, которые обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаз, повышают силу, эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимают переутомление зрительного аппарата. Очень хорошими тренажерами для глаз являются тренажеры В.Ф. Базарного. Смена динамических поз по технологии Базарного, использование конторок при обучении также обеспечивает снятие усталости во время урока. Физкультурные минутки и упражнения для улучшения мозгового кровообращения, которые снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха и зрения, восстанавливают эмоционально-положительное состояние [3].
В школе активно идет освоение и внедрение технологий, способных решить проблему существующей организации обучения на уроке, наносящей ущерб здоровью школьников. Организация образовательного процесса с учетом здоровьесберегающих технологий – залог успешности обучения.
Список источников
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ. М., 2013
2. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М.: Изд-во Дрофа, 2005
3. Ирхин В.Н. Эксперимент в школе здоровья. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006