8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

роль и значение семьи в процессе социализации ребенка в отечественной педагогике

Автор: Иголкина Виктория Александровна

Данная статья посвящена актуальной теме роль и значение семьи в процессе социализации ребенка в отечественной педагогике, так как семья играет большую роль в процессе социализации ребенка, в семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. И хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.

Все воспитание в целом и в том числе семейное строится на опыте прошлых лет, в настоящее время появляется много педагогических идей и теорий в связи с чем, идеи прошлых веков начинают устаревать. Но есть идеи, которые остаются актуальными и сегодня.

Так, например, Н.И. Пирогов выделял важность, постоянного получения родителями знаний о воспитании, совершенствование этих знаний и умение их применять. Чтобы выполнить это призвание, матери необходимо постоянно стремиться к самовоспитанию и самообразованию, иметь способность ясно говорить с детьми, а главное — «постоянно трудиться над улучшением воспитания детей». Проблема образованности и компетентности  родителей в сфере воспитания детей, актуальна и на сегодняшний день. Многие родители не знают этапов развития ребенка, и того как стоит себя вести на определенном этапе его развития. Именно поэтому на сегодняшний день существует множество обучающих курсов для родителей, различных лекций и книг на тему воспитания. Также, практически в каждой школе и дошкольном учреждении есть детский психолог, к которому родители могут обратиться за консультацией, педагоги и психологи проводят с родителями беседы и дают рекомендации. Таким образом, можно сделать вывод, что идеи Н.И. Пирогова о необходимости постоянно совершенствовать знания и умения родителей в воспитании, применимы и сегодня.

Еще одним педагогом идеи, которого применимы в современной педагогике, является А. С. Макаренко, большое значение он отводит семье и личному примеру родителей. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете». Он считал, что образовательное учреждение и родители должны находиться в тесной связи, так как семья это важнейший институт, играющий роль в процессе социализации ребенка. 

На примере школы № 825 г. Москвы мы покажем, как интерпретируются идеи А. С. Макаренко в воспитательную систему В. А. Караковского. Данная воспитательная система ориентирована на гуманистическое направление. Ведущая идея системы — развитие личности школьника, его интересов и способностей. Концепция педагогического коллектива опирается на представление о системности воспитания, интеграции педагогических воздействий на творчество. Важнейшей задачей школы является приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

Основу содержания воспитания, в этой связи составляли общечеловеческие фундаментальные ценности, ориентация на которые должна рождать в учащихся добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей выделено восемь: Человек, Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир. Чтобы указанные ценности стали основой процесса воспитания, педагогам предлагаются три пути приобщения к ним учащихся: создание комплексной программы воспитания в школе, основанной на этих ценностях; формирование отдельных целевых программ: «Семья — нравственная ценность человека», «Наша малая Родина»; «Молодые граждане России»; разработка совместно с учащимися общественных договоров, фиксирующих в каждом коллективе нормы общения и отношения, основой которых являются нравственные ценности. Раскрывая отношения между учениками и учителями в школе В.А.Караковского, нельзя не коснуться вопроса о самоуправлении, которое опирается не на особые права, а на авторитет опыта. В школе В.А.Караковского считают, что школа по типу отношений в ней должна быть ближе к семье. В этой связи велика связь классного руководителя с родителями.

На примере школы № 825, можно заметить применение идеи о важности семьи и примера взрослых, так как в этой школе вводятся программы, полностью повешенные семье и отношения в классе по типу ближе к семье.

Также, на сегодняшний день применимы идеи П.Ф. Каптерева  о необходимости тесного взаимодействия семьи и школы. « Семья есть самое главное и самое лучшее педагогическое учреждение, воспитывающее живым делом, а не словом», указывал П.Ф. Каптерев. Именно поэтому он считал, что взаимодействие школы и семьи должно быть очень тесным. На сегодняшний день мы видим тенденцию к развитию взаимодействия образовательных учреждений и родителей. Это проявляется в увеличении внеклассных мероприятий с привлечением семьи ребенка, введение открытых уроков на которые могут прийти родители. Также, взаимодействие педагога и родителей, беседы, классные часы на определенные темы и многое другое. Все это показывает, что идея П.Ф. Каптерева применима в современной педагогике.

×
×