Автор: Плебух Елена Алексеевна
Плебух Елена Алексеевна
Педагог дополнительного образования
МАОУ «Гимназия №42» подразделение
дополнительного образования
Кемерово.
Профориентация детей в музыкальном направлении в системе дополнительного образования.
(гитарное исполнительство)
В жизни человека профессиональная деятельность занимает важное место. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, родители наблюдают за интересами и склонностями своего ребенка с самого раннего возраста. Позже важную роль играют и учителя, и окружающие взрослые, и друзья, и конечно, литература. В этой статье мы говорим о подготовительном этапе профориентации в музыкальном направлении в системе дополнительного образования. Уместно обратить внимание на преимущества этой системы, которые заключаются в свободе выбора видов музыкальных направлений, в добровольности посещения кружков и студий, в отсутствии регламентации и четко определенного результата и наряду с этим развиваются творческие способности и познавательный интерес детей.
Увлечь детей музыкой в целом и вызвать желание ее исполнять на инструменте, либо петь, либо выражать в танце это одна из задач педагога. Наше творческое объединение «Основы игры на гитаре» в центре дополнительного образования формирует элементарное представление о разных профессиях, связанные с музыкой. Возраст детей от 10 лет и старше. Очевидно, что в этом возрасте помимо известных профессий детям интересно познать и менее известные. Например, концертмейстер, балетмейстер, дирижер, аранжировщик, музыкальный режиссер и т.д.
Образовательный процесс обучения игре на гитаре носит личностно‐ориентированный характер. Однако, в рамках практического блока проводятся занятия и в малых группах, где для закрепления пройденного материала применяются игровые методы. В качестве контрольных инструментов обучающиеся проходят музыкальную викторину «Вопросы и ответы о музыке», викторину «Музыкальные профессии». Некоторых ребят, возможно, это подтолкнет к выбору таких профессий как педагог по музыкальной литературе или педагог по теории музыки и пр. Надо отметить, что дети с удовольствием участвуют в музыкальных гостиных, лекциях-концертах, например, «Современные композиторы детям.
( А.Петров, Е.Дога В. Коровицын, С.Слонимский)».
Евгений Дога — Народный артист СССР учился вначале в музыкальном училище в Кишиневе на виолончели потом в консерватории. Карьере музыканта помешала беда – паралич левой руки. Он не расстался с музыкой и решил профессионально заняться композицией. Автор нескольких десятков песен для детей, которые звучат в кинофильмах, с концертной эстрады. Композитор написал и множество инструментальных пьес.
Имя Сергея Слонимского давно стало знаковым, определяющим современную российскую музыкальную культуру. Композитор, педагог, пианист-импровизатор, публицист-литератор, музыкальный деятель и музыкант-универсал. Его творчество, включает 8 опер, 32 симфонии, 3 балета, симфонические и вокально-симфонические произведения, концерты для солирующих инструментов с оркестром, множество камерно-инструментальных сочинений, хоров, романсов, музыку к театральным постановкам и кинофильмам. Музыка С. Слонимского необычайно смелая, интересная, изобретательная по выразительным приемам и звуковым краскам, позволяющая исполнителю и слушателю познакомиться со всем многообразием стилевых направлений музыки XX века, сочетанием классических и современных композиционных приемов и средств выразительности. Знакомство с биографиями современных композиторов и прослушивание их произведений позволяет детям открыть для себя примеры для подражания, идеалы, а также поверить в собственные силы и талант.
Кроме того, по результатам решений образовательных кроссвордов («Знакомство с гитарой», «Музыкальные инструменты», «Выразительные средства музыки» и пр.), а также рисуночных и графических тестов прослеживается высокий уровень усвоения пройденного материала.
Таким образом, согласно общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы игры на гитаре», учета индивидуального развития и уровня подготовленности ребенка, а также оборудования кабинета можно сказать, что на подготовительном этапе профориентации обучающихся в нашем творческом объединении позволит проявить интерес к музыкальным профессиям и продолжить обучение в школах искусств и высших учебных заведениях.
Литература:
1. Концепция развития дополнительного образования детей 2030 года.
2. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2004. – 128 с.
3. Е.А. Климов » Как выбрать профессию».
4. Г. Воробьев «Ищи свой талант».