Автор: Трухина Елена Валерьевна
Развитие базовых компетенций обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Трухина Е.В., учитель английского языка
МБОУ СОШ с УИОП №51 г.Кирова
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образовательного процесса произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, способности успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В основе умения учиться лежат базовые компетенции (учебно-познавательная, коммуникативная, общекультурная). Изучая иностранный язык, некоторые дети испытывают такие затруднения как неумение осмысленно читать (извлекать смысл из прочитанного), самостоятельно строить высказывания (в монологической и в диалогической форме), неспособность удерживать цели своих речевых действий, неумение адекватно оценить свою деятельность по овладению иноязычной речью. Это можно объяснить тем, что обучающийся не умеет самостоятельно учиться: планировать свою деятельность, ставить цели и целеустремленно двигаться к их достижению, оценивать процесс и результаты своей деятельности по овладению иноязычной речью.
Способность к самостоятельной продуктивной иноязычной деятельности означает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая мотивы, учебную цель, учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Речь идет о способности обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта.
На своих уроках и во внеурочной деятельности для развития ключевых компетенций стремлюсь вовлекать каждого обучающегося в активный познавательный процесс, развивать умение и способность работать самостоятельно, развивать интерес к предмету, творческие способности, воображение, формировать навыки исследовательской деятельности, формировать умение самостоятельной работы с литературой и Интернет-ресурсами, расширять кругозор, эрудицию, воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение работы.
Формирование и развитие базовых компетенций, а следовательно, и системы универсальных учебных действий, является инструментом обеспечения самостоятельности учебной деятельности школьников при овладении иностранным языком как средством межкультурного взаимодействия и коммуникации.