Теоретические основы адаптивного обучения среднего профессионального образования

Автор: Полывяная Лилия Анатольевна

Теоретические основы адаптивного обучения среднего профессионального образования

Адаптивное обучение — это процесс обучения с использованием специальных алгоритмов для построения индивидуальной учебной траектории с помощью подобранных ресурсов и активностей, удовлетворяющих уникальным потребностям обучающегося [1].

Адаптивность обучения выражается в приспособлении к условиям существующего уровня развития структур мозга, адаптирующих индивидуальное поведение.

Адаптивные курсы стали разрабатываться в 1950-1960 гг. такими учеными, как Б.Ф. Скиннер, А.К. Краудер, Г. Паск, которые предложили различные алгоритмы программного обучения.

Само понятие «адаптивное обучение» сформировалось в 70-ых годах благодаря набирающему в то время популярность направлению искусственного интеллекта.

В те года считалось, что компьютеры рано или поздно, как и человек, научатся адаптироваться к окружающей среде.

Главной задумкой адаптивного обучения стало предположение, что системы смогут адаптироваться к предпочтительному для обучающегося методу обучения и за счет этого можно будет добиться более качественного и эффективного обучения [2].

Главная задача адаптивного обучения – логическое выстраивание программы обучения для каждого студента, усиление его развитых сторон и контроль факторов, имеющих влияние на успех ученика [3].

Адаптивное обучение считается одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся направлений в сфере электронного обучения.

Адаптивное обучение позволяет динамически подстраивать уровень и тип курсов в зависимости от индивидуальных знаний и способностей обучающегося. Оптимизация уровня сложности обучения в свою очередь позитивно влияет на внутреннюю мотивацию обучающегося и их заинтересованность в получении новых знаний. Таким образом, обучающимся станет интересней учиться и легче осваивать новые направления.

В компании McGraw Hill Education разработали « умные учебники» (Smart Books). В умных учебниках информация о процессе продвижения каждого ученика сохраняется внутри учебной платформы [4].

Футурологи обещают нам, что в ближайшие 12 лет мир образование перевернется с ног на голову и все, с чем мы были знакомы до этого перестанет быть актуальным. Роботы будут обучать детей через интернет, наступит новый бум искусственного интеллекта (ИИ), и он станет неотъемлемой частью адаптивного обучения [5].

Одним из самых больших исследований в образовании считается работа Д. Хейди из Новой Зеландии, который решил проверить, какое из изобретений позволило бы сделать наиболее существенный скачок в сфере обучения. Исследователь проверил десятки возможных вариаций проведения обучения и использования нововведений, призванных усовершенствовать образовательный процесс.

Передовые системы сбора учебной аналитики в паре с адаптивным обучением уже научились предоставлять такую возможность инструкторам. Искусственный интеллект начал помогать людям подбирать релевантную информацию и материалы [6].

Таким образом, адаптивное образование – это современный подход, который имеет своей целью учитывать индивидуальные способности и потребности учащегося. Электронные среды обучения все больше находят свое применение в образовательный сфере, именно этот процесс делает адаптивное образование возможным на практике, когда информационные и педагогические технологии обеспечивают успешное взаимодействие субъектов образования и учебную деятельность с применением новых информационных технологий. Именно это обеспечивает адаптивность образовательного процесса [7].

 

 

Список использованных источников

 

1.        Подобеда, . В. И. Практическая андрагогика. Методическое пособие. Книга 1 Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / Под ред. д.п.н., проф. В.И.Подобеда, д.п.н., проф. А.Е.Марона. – СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2003 – 406 с.

2.        Алешина, С. А. Педагогика профессионального образования: Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Теория Профессионального образования» Для аспирантов специальности 13.00.08, С.А. Алешина, Е.С. Заир-Бек, И.А. Иваненко, А.Н. Ксенофонтова; Мин-во образования и науки РФ, Оренб.гос. пед. ун-т. Оренбург:Изд-во ОГПУ, 2013.-84 с.

3.        Маркова, С.М., Наркозиев А.К. Производственное обучение как составная часть профессиональной подготовки будущих рабочих // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1 (22). С. 4.

4.        Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 3.

5.        Быстрова, Н. В. Теоретические основы использования педагогических технологий при обучении студентов в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» 2018г.

6.        Саламатов, А. А. Профессиональное образование: методология, технологии, практика [Текст] : сборник научных статей. Вып. 11 / под. ред. А.А. Саламатова. – Челябинск : Золотой Феникс, 2018 – 180 с.

7.        Лебедева, М. Н. Педагогическая модель адаптивного дополнительного профессионального образования. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». Мир науки, культуры, образования. № 1 ( 38). 2013.

 

×
×