8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Статья – обзор «Здоровьесберегающая технология «пальминг» в работе учителя — дефектолога ДОУ с детьми с задержкой психического развития»

Автор: Чвирова Виорика Николаевна

Работа учителя — дефектолога ДОУ с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоциональной, неутомительной и разнообразной.  Это подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных приемов в коррекционно-оздоровительной работе с детьми.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения не один год является предметом обсуждения. Сегодня детский сад и школа сталкиваются с двумя серьезными проблемами: трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, и постоянно ухудшающееся состояние здоровья детей, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания. Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей в условиях дошкольного учреждения недостаточны для желаемого результата.

Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий — это их влияние на развитие личности ребенка, увеличения резервов его здоровья и, как следствие, легкая степень адаптации к школьным нагрузкам.

Роль учителя-дефектолога  дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста. Необходимо сформировать у дошкольников с задержкой психического развития основы здорового образа жизни и осознанное выполнение элементарных правил здоровьесбережения.

В своей работе я применяю различные группы средств, чтобы создать благоприятный психологический климат в процессе обучения. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей, являются необходимым условием психического здоровья.

В настоящее время коррекционно-образовательный процесс в ДОУ оснащен различными техническими средствами: ноутбук, настенная интерактивная панель, интерактивная доска, интерактивный стол и другие. 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Она проводится в игровой форме.

Пальминг (автор У.Бейтс) является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод используется после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время можно включить спокойную музыку или прочитать стихотворение.

***

Разотрем свои ладошки,

Разогреем их немножко.  (Растирают ладони.)

Пальчики плотно друг к другу прижмем,

Свету проникнуть сквозь них не даем. (Делают лодочки.)

Ладошки – это лодочки у нас:

Одной закроем левый глаз,

Другой закроем правый глаз. (Закрывают глаза.)

О хорошем подумать сейчас в самый раз.

Глаза закрыты, ладоней не касаются…

Сейчас с них напряжение снимается.

(Думают о хорошем. Педагог  может давать разного рода установки типа: «Глазки наши хорошие, глазки отдыхают» и т.д.)

Тихонько уберем ладони,

Медленно глаза откроем.

То, что стало четче видно,

Мы от вас, друзья, не скроем.

Также обучение « пальмингу» в детском саду может проходить через следующие игры: «Темно – светло», «Сделай, как было», «Глазки уснули».

Первые техники восстановления работы органов зрения с помощью расслабления использовались еще в древних йогических практиках. Опираясь на эти учения, а также свой опыт, Уильям Бейтс разработал простую и эффективную методику под названием «пальминг», которая комбинирует в себе как физический, так и психологический подходы к релаксации органов зрения.

Суть гимнастики заключается в изоляции глаз от источника света на определенное количество времени. Для этого автор предлагает закрыть их ладонями.

Может показаться, что данная гимнастика не имеет научного обоснования. Однако это не так. Согласно исследованиям, при нахождении органов зрения в полной темноте динамичные электрические разряды в коре головного мозга (бета-волны) сменяются более спокойными (альфа-волнами). Такое состояние покоя способствует последующему восстановлению органов зрения.

Перед тем как приступить к занятиям, нужно выпрямить пальцы рук так, чтобы ладони приняли плоскую форму. Затем следует растереть их до появления приятного тепла и скруглить в форме чаши. При этом пальцы одной руки нужно скрестить с пальцами другой. Получившуюся конструкцию приложить к верхней части лица, чтобы нос оказался между мизинцами и свободно дышал, а глаза находились посреди импровизированных чаш из ладоней, изолированными от света.

Проиллюстрируем это на рис.1.

Рис.1. Пальминг

Выполнять упражнение можно сидя на стуле либо лежа, расположившись на полу. Каждый должен выбрать подходящую позу для расслабления. При этом следует исключить напряжение в области рук — можно положить на колени мягкие подушки или выбрать удобное кресло с подлокотниками, чтобы комфортно расположить локти. Не следует чрезмерно давить на глаза, они должны легко открываться и закрываться, чтобы ресницы не задевали кожу рук.

Не менее важной составляющей методики является психологический настрой. Для этого рекомендуется подумать о чем-то отвлеченном и приятном, например, о планах на будущее, ярких воспоминаниях, приятных событиях и пр.

Далее необходимо убрать ладони от лица и через несколько секунд открыть глаза, чтобы зрительный аппарат постепенно привык к свету.

Психологи советуют проводить с детьми релаксацию в виде игры, например, вы можете предложить ребенку отправиться ненадолго в волшебную страну, закрыв глаза ладошками, и мысленно нарисовать любимое животное или персонажа из мультфильма. Будет здорово, если на протяжении занятия в комнате будет играть спокойная и приятная музыка.

Таким образом, правильно организованная образовательная деятельность учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья  и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

 

Литература:

1.      Использование здоровьесберегающих технологий учителем-дефектологом на занятиях с детьми с ЗПР (infourok.ru)

2.      Картотека глазной гимнастики | Картотека (старшая группа) на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

3.      Опыт работы «Использование инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ЗПР». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру (maam.ru)

4.      Пальминг — упражнение для глаз! | Физическая культура | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (1urok.ru)

5.      https://www.ochkov.net/informaciya/stati/chto-takoe-palming.htm?ysclid=l871zuvx97466937125

×
×