Автор: Галина Викторовна Серкова
Разработка урока ОБЖ в 5 классе
Глава 1
МОДУЛЬ : Человек и его безопасность.
Тема урока: № 3
«Разновидности чрезвычайных ситуаций»
подготовила преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ «СОШ №4 с. Правокумского Советского района» Ставропольского края
Серкова Галина Викторовна
Цели урока:
— Виды чрезвычайных ситуаций. Главное правило безопасности.
— Познакомить учащихся с понятием «чрезвычайная ситуация природного характера», а также с природными явлениями, которые могут вызвать возникновение чрезвычайной ситуации природного характера.
— Познакомить учащихся с общим понятием «чрезвычайная ситуация техногенного характера», показать основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, дать краткую характеристику объектов экономики, на которых аварии могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера.
-Познакомить учащихся с общим понятием «чрезвычайная ситуация социального характера», умение предвидеть опасность и правильно повести себя.
Изучаемые вопросы
1. Общие понятия о природных явлениях, которые могут вызвать чрезвычайную ситуацию природного характера.
2. Чрезвычайные ситуации природного характера.
3.Общие рекомендации по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
4.Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
5.Основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
6.Характеристика основных объектов экономики, аварии на которых могут привести к чрезвычайной ситуации техногенного характера.
7.Общие понятия о чрезвычайных ситуациях социального характера.
Оборудование:
— учебник Б.О.Хренников, Н.В.Гололобов, Л.И.Льняная, М.В.Маслов, под редакцией С.Н.Егорова «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 кл.
— компьютер;
— телевизор;
— презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята, скажите мне в классе все или кто то отсутствует?
— Друзья мои, сегодня мы завершаем изучение 1 главы и темой нашего урока будет: «Разновидности Чрезвычайных ситуаций».(записывают в тетрадь)
— А начать урок я хочу с определения:
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, а также ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.(записывают в тетрадь)
Рекомендации по изложению учебного материала
Рассказать учащимся чем могут быть вызваны ЧС природного, техногенного и социального характера.
1. Обратить внимание учащихся на то, что возникновение
чрезвычайных ситуаций природного характера связано с различными природными явлениями, происходящими в оболочках Земли (литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере).
Сказать учащимся, что различные природные явления, оказывающие влияние на возникновение чрезвычайных ситуаций природного характера, по месту их возникновения можно подразделить на:
— геологические, возникающие в земной коре (землетрясения, извержение вулканов, оползни, обвалы и снежные лавины);
— метеорологические, связанные с различными процессами, происходящими в атмосфере (ураганы, бури, смерчи);
— гидрологические, возникающие в гидросфере (наводнение, сели, цунами);
— биологические, происходящие в биосфере (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии).
Отметить, что на территории России, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. Наиболее разрушительными из них являются: землетрясения, цунами, наводнения, оползни и обвалы, лесные пожары, снежные лавины, ураганы, штормовые ветры, смерчи.
2. Дать определение чем вызваны чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации природного характера могут быть вызваны землетрясением, наводнением, ураганами, бурей, смерчем, оползнем, селем, цунами, извержением вулкана, циклоном, засухой, природными пожарами.(Записывают в тетрадь)
Отметить, что чрезвычайные ситуации природного характера в зависимости от причин их возникновения, так же как и опасные природные явления, их вызвавшие, подразделяются на:
• геологические, возникающие в литосфере; главные — землетрясения, извержение вулканов, оползни, обвалы;
• метеорологические, возникающие в атмосфере; главные — ураганы, бури, смерчи;
• гидрологические, возникающие в гидросфере; главные — наводнения, сели, цунами;
• биологические, возникающие в биосфере; главные — лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
3. Отметить, что с точки зрения проведения профилактических мероприятий опасные природные процессы как источники чрезвычайных ситуаций трудно прогнозируются. Человек не в состоянии предотвратить природные процессы, вызывающие опасные ситуации, поэтому он должен быть готовым к встрече с ними.
Каждый человек должен владеть определенным комплексом личных мероприятий по обеспечению личной безопасности в различной чрезвычайной ситуации.
4. Обратить внимание учащихся на тот факт, что чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.
Для удовлетворения жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства (производство — это процесс создания материальных благ и услуг), развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности в техносфере возникают с различные опасные явления техногенного характера (аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Дать учащимся понятия «авария», «катастрофа», «чрезвычайная ситуация техногенного характера».
5.Обратить внимание учащихся на тот факт, что в настоящее
время опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обусловливается наличием в промышленности и
энергетике большого количества радиационно-опасных, химически опасных и взрыво- пожароопасных производств и технологий. Существует большое количество объектов экономики, на которых производственные аварии могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. К таким объектам относятся:
-радиационно-опасные объекты;
-химически опасные объекты;
-взрыво- и пожароопасные объекты;
-газо- и нефтепроводы;
-транспорт;
-гидротехнические сооружения;
-объекты коммунального хозяйства, в основном жилые и общественные здания.
Подчеркнуть, что основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются аварии и катастрофы на объектах экономики, которые происходят по вине человека в процессе его производственной деятельности.
6.Дать краткую характеристику объектов экономики, на которых аварии могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера.
7.Дать определение чрезвычайной ситуации социального характера :
Чрезвычайная ситуация социального характера- это опасная обстановка на определённой территории, вызванная негативной деятельностью человека, которая может нанести ущерб жизни и здоровью людей или природной среде, привести к значительным материальным потерям( записывают в тетрадь)
8. Дать учащимся понятие возникновения чрезвычайных ситуаций социального характера, что они возникают вследствии войн, террористических актов, массовых беспорядков, поджогов, разгула преступности ,наркомании.
Подчеркнуть что социальные опасности очень разновидные и многочисленные. Например , к социальным опасностям относятся все противоправные формы физического насилия (хулиганство, разбой, бандитизм, террор, изнасилование, убийство), употребление психотропных веществ, разрушающих организм человека(наркомания, алкоголизм, табококурение, токсикомания,), и другие социальные явления, способные нанести ущерб здоровью людей. Ущерб здоровью может выррожаться в форме заболевания, получения увечий.
Контрольные вопросы
1. Какие природные явления могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации природного характера?
2. По каким признакам чрезвычайная ситуация отличается от опасного природного явления?
3. Какие природные явления наиболее характерны для региона вашего проживания?
4. Что такое чрезвычайная ситуация техногенного характера?
5. Какие объекты называются радиационно-опасными?
6. Какие объекты называются химически опасными?
7. Какие чрезвычайные ситуации социального характера вы знаете?
8. При каких ситуациях возникают чрезвычайные ситуации социального характера?
Рефлексия (2 мин)
1. Что, из того что вы узнали на уроке было для вас знакомым?
2. Что, из того что вы узнали на уроке оказалось новым?
3. Что, из того что вы узнали на уроке запомнилось больше всего?
4. Что понравилось на уроке?
5. Что не понравилось на уроке?
6. Что бы вы хотели изменить, провести по-другому?
Оценки за сегодняшний урок.
Домашнее задание
1. Изучите § 3 учебника стр14-19.
2.В дневник безопасности запишите, как в вашем городе оповещают о возможности возникновения чрезвычайной ситуации.
Конец урока
Спасибо за хорошую работу. До свидания.