Медиация как средство профилактики школьного буллинга

Автор: Гайдукова Любовь Владимировна

 Медиация как средство профилактики школьного буллинга

 

Буллинг — (травля, буллинг от англ. bully — задирать, запугивать) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и сотрудников) со стороны остальных членов коллектива или его части. Как проявления буллинга специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, игнорирование, порчу вещей, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности, отказ в доверии и делегировании полномочий и т. д.

 Кен Ригби, австралийский ученый, доктор наук, один из самых известных в мире специалистов по буллингу в своей статье «Разрывая круг…» указывает на существование шести основных стратегий вмешательства в ситуацию буллинга (издевательства, насилия одних учащихся над другими) в школе:

— Традиционный дисциплинарный метод (наказания, угрозы, вызов родителей);

— Поддержка и помощь жертве буллинга;

— Медиация (решение конфликта с помощью посредника в переговорах);

— Метод восстановления;

— Метод групповой поддержки;

— Метод разделенной ответственности.

Каждый из этих методов может быть эффективным и полезным в некоторых случаях буллинга в школе.

Все ситуации школьной травли отличаются друг от друга и могут потребовать различных способов вмешательства. В основном издевательства носят умеренный характер и состоят из постоянных повторяющихся словесных оскорблений или угроз, толчков и пинков, время от времени, и частичного или временного игнорирования группой. Тем не менее, такое отношение может быть очень травмирующим для некоторых учеников и заслуживает внимания и вмешательства. Если не вмешаться вовремя, то ситуация может дойти до случаев физической расправы и последующего полного отвержения группой.

При вмешательстве в ситуацию необходимо учитывать насколько серьезными были издевательства и совершались ли они группой или в одиночку и сотрудники школы должны обладать соответствующими умениями и навыками, а вмешательство не должно противоречить общей политике школы относительно буллинга.[1] 

Зачастую для решения самых сложных вопросов без третьей стороны, нейтрального лица никак не обойтись. Речь идет о медиации.

Согласно этой стратегии, участники конфликта привлекаются к работе с подготовленным педагогом–медиатором (от лат. mediatio – посредничество), для принятия обоюдно приемлемого решения их проблемы. Суть процесса медиации заключается в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения. Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. Эффективное применение этой стратегии помогает создать в школе такую атмосферу и традицию взаимоотношений, в которой вряд ли будет процветать буллинг или любое другое агрессивное поведение.

Развитие школьной медиации основывается на принципах добровольности и равных возможностей. В работе служб задействуются все участники образовательного процесса: дети, родители, учителя.

Создание служб школьной медиации в образовательных учреждениях и процесс обучение будущих медиаторов (взрослых и детей) предполагает, не только передачу технологий и организационных схем деятельности. Чрезвычайно важную роль при этом играет трансляция ценностных представлений и концепций, которые образуют фундамент для формирования культуры коммуникации и безопасности образовательной среды.

 

Участие подростков в деятельности Службы школьной медиации создает условия для реализации их социальных, лидерских потребностей и содействует успешной социализации. Владение процедурами медиация помогает подросткам договариваться и исправить ошибки, восстанавливать отношения и самостоятельно компенсировать нанесенный ущерб, способствует повышению самооценки и самоуважения подростков, росту их способности к самоконтролю и пониманию своей ответственности.

Служба школьной медиации – это не аналог конфликтной комиссии, существующей в школах. Служба школьной медиации – это направление воспитательной работы, это массовое просвещение и учащихся, и педагогов, и родителей, это разнообразные образовательные программы, соревнования, семинары и другие мероприятия, направленные на развитие медиации ровесников[2].

Первый зампред Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева в интервью «Парламентской газете» сказала, что проблемы буллинга в образовательных организациях могут эффективно решать службы медиации. «К сожалению, не во всех школах сейчас есть психологи, поэтому должны быть комиссии, которые будут выявлять проблемы и примирять детей, не замалчивая конфликты, — сказала Ольга Окунева. — В этом большая роль принадлежит школе как образовательной организации, которая тоже должна заниматься профилактикой буллинга». Депутат предложила изучить положительный опыт работы школьных служб медиации и распространить его на другие образовательные организации[3].


[1] https://www.b17.ru/article/3330/

[2] https://psy.su/feed/5512/

[3] https://www.pnp.ru/social/okuneva-problemy-bullinga-v-shkolakh-mogut-reshat-sluzhby-mediacii.html

×
×