8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Интернет — публикация «Активизация познавательной деятельности обучающихся младших классов на уроке в рамках требований ФГОС»

Автор: Шаяхметова Альбина Рависовна

Активизация познавательной деятельности обучающихся младших классов на уроке в рамках требований ФГОС
“Обучение и воспитание должно развивать разум ребенка, должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою”. К.Д. Ушинский С первого дня обучения необходимо изучить характер и поведение ребенка. Как он сходится со своими сверстниками? Умеет ли запоминать задания, ладить с незнакомыми людьми? Детям младшего школьного возраста трудно привыкать к жестким рамкам школьной жизни, когда приходится быстро переходить от одного вида занятий к другому. Учителю необходимо помочь таким учащимся справиться с растерянностью, несобранностью, помочь ученику пользоваться расписанием уроков, читать и правильно выполнять задания к упражнениям. Очень часто говорят: “Он совсем не умеет учиться”. Ничего удивительного, ведь он только начинает свою трудовую деятельность. Используя разнообразные виды работ на уроках, учитель помогает, ученику переключаться с одного вида работ на другой, внимательно и старательно работать весь урок. Для этого надо часто использовать похвалу: “Молодец, ты пишешь, или решаешь лучше, чем неделю назад” или “Как ты повзрослел, став школьником”. Это может быть и улыбка учителя, учитель погладил по голове, аплодисменты товарищей, ласковый взгляд учителя, пожатие руки … Словесные
:
Умница! Молодец! Солнышко! Прекрасно! Звездочка! Материализованные – благодарность в дневнике, различные грамоты, значки. Поощрение развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес и т.д. Это прибавит ребенку уверенности в себе. Не стоит упрекать его за неважный результат. Похвалите за старание и только потом объясните, как важно доводить дело до конца. Не следует в погоне за лучшими отметками увеличивать объем знаний. Ребенок будет уставать, а его интерес к учебе снижаться. Наблюдения показывают, что в настоящее время появляется все больше учеников, изначально не желающих учиться. Как педагог может добиться того, чтобы учебная деятельность стала личностно значимой для школьников? Может быть через разъяснения о ценности, смысле учения, роли познания в жизни общества и отдельного человека? А может , ребенок должен убедиться в значимости результатов своей учебы для родителей и учителя? Или надо сделать акцент на чувстве радости за добросовестно выполненную работу? Наверное, важно всё. Важно отметить, что учителю необходимо развивать правильную мотивацию учебной деятельности: не подкреплять эгоистическую направленность в учёбе, отмечать в развитии учеников не только учебные достижения, но и личностные качества. Ведь примерный отличник может быть грубияном и эгоистом, а слабо-
успевающий – честным человеком, хорошим другом. Целью обучения должна стать не отметка, а знания. Порой на уроке редко увидишь внимательные глаза. Такое чувство, что в современных детях нет жизненных сил, они двигаются по жизни не задумываясь, находятся во власти своего, хочу. Между тем, в учебной деятельности как раз необходимы усидчивость, трудолюбие, настойчивость, мыслительная активность. Поступая в школу, почти все первоклассники выражают желание учиться, но после того, как они сталкиваются с первыми трудностями ( соблюдение режима дня, отказ от игры на определенное время, необходимость добиваться аккуратности при написании букв и цифр и т.д.) у многих пропадает это желание. Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Во-первых, меняется социальная позиция ребёнка. Из дошкольника он превращается в школьника. У него появляются новые обязанности: делать уроки, быть внимательным, дисциплинированным. Во-вторых, у ребёнка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу школьники должны «научиться учиться», т.е. запоминать учебный материал, решать задачи. Человеческое отношение к ребенку – это не баловство и попустительство, а ежедневный труд, осознанный, целенаправленный, исключающий жесткость, труд, развивающий в ребенке чувство радости перед школой, чтобы школа стала прочной основой в его жизни. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических качеств личности, среди которых ведущими являются мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества, а это значит, перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих возможностей. Современный этап в образовании-
ФГО С
также предусматривает некоторые коррективы и дополнения в деятельности учителя и обучающихся. Задача учителя- формирование
«универсальных

учебных

действий»,
о б е с п е ч и в а ю щ и х
умение

учиться,

способность

к

саморазвитии и самосовершенствованию
. Ученик сегодня должен быть не столько эрудированным, сколько гибким, умеющим отбирать, перерабатывать и выстраивать информацию адекватно к конкретной ситуации. Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная познавательная деятельность.
Для активация творческой познавательной деятельности учителя используют различные методы обучения.
Методы
– это спо собы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. При выборе методов обучения педагог ориентируется на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность, расширяют у них кругозор, содействуют становлению творческой личности. Существенным компонентом познавательной деятельности в начальных классах является игра. Игровой сюжет – это такая форма организации учебной деятельности, при которой урок пронизывается от начала до конца единой игровой линией, темой высказываний. Но, применяя этот прием, надо помнить, что чрезмерное, частое использование знакомых сюжетов и героев в качестве средств и форм обучения может лишить учебный урок новизны и привлекательности. Научить детей трудиться и мыслить – основная задача школы; учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке наглядности и технических средств. Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои возможности использования – отсюда следует и комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников. Труд учителя — тяжелый труд, но труд радостный, когда видишь добрые плоды своей работы. Заложишь прочный фундамент знаний, научишь любить учиться, разовьешь мыслительные способности, значит, можно быть спокойной. Я верю, что наши дети будут всегда стремиться учиться хорошо.

×
×