РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Савченко Татьяна Анатольевна

Реализация творческого потенциала педагога в профессиональной деятельности
Аннотация. В статье рассматриваются значение и возможности театрального искусства для развития творческой активности ребенка, раскрывается методика работы с младшими дошкольниками в условиях дошкольного кукольного музыкального театра.
Ключевые слова: театральное искусство, творческая активность, младшие дошкольники, классическая музыка, эстетическое развитие, нравственное воспитание, музыкальный театр.
Проблема развития творческой активности младших дошкольников в процессе их эстетического воспитания является достаточно сложной в силу ряда причин (сложность современной социокультурной ситуации, нехватка высокопрофессиональных педагогов, особенности морального сознания детей дошкольного возраста), и обеспечение основной задачи воспитания – создание для каждого ребенка равного старта развития – традиционными методиками не осуществляется. Поэтому мы пришли к пониманию возможности и необходимости эстетического развития детей младшего дошкольного возраста средствами музыкального театра. Выбор был продиктован:
— усложнением современной социокультурной ситуации, при которой прежние методы эстетического развития оказываются недостаточно эффективными;
— основной задачей музыкально – эстетического воспитания – научить детей слышать, любить и понимать музыку;
— особенностями психофизиологического развития младших дошкольников;
Мы предположили, что использование средств музыкального театра будет эффективно по следующим причинам.
Особенности развития познавательных процессов в младшем дошкольном возрасте.
Участие профессиональных артистов, яркость и эмоциональность игры которых позволяет решать важнейшие эстетические задачи, от которых в значительной степени зависит развитие младших дошкольников.
Возможность развития искусства переживания, которое, воздействуя через эмоции на подсознание детей, предоставляет наилучшие возможности для усвоения ими этических норм: идентификация в форме сочувствия отождествление себя с любимым героем и обособление по отношению к отрицательным персонажам превращают ребенка из пассивного зрителя в активного участника событий. При этом формируется эмоциональное отношение к духовно – нравственным нормам, чему способствует также использование классической музыки, оказывающей сильное эмоциональное воздействие и являющейся средством духовного воспитания человека, его эстетических качеств.
Возможность развития через сопереживание личностной сферы общения, преодолению эгоцентризма детей, развитию важнейшего качества – эмпатии, то есть способности личности сопереживать, сочувствовать другим людям. Развитие эмпатии в этом возрасте облегчается благодаря особой эмоциональной восприимчивости детей, развитию в этом возрасте механизмов идентификации и обособления.
Искусство переживания и классическая музыка, способствуя осмыслению общечеловеческих ценностей – духовных и нравственных, делают их достоянием индивидуального сознания, помогают формированию собственного ценностно – смыслового пространства, на основе которого ребенок сможет развивать свои возможности и способности, формировать свой жизненный путь.
Спектакли, в которых добро побеждает зло, вместе с тщательно подобранной классической музыкой способны помочь в реализации главной личностной задачи этого возрастного периода – формирования «базового доверия к жизни», являющегося основной жизненного оптимизма взрослого. При этом классическая музыка, глубокого и ярко воплощающая красоту и гармонию мира, цельность общественного и личного сознания, воспевающая красоту и могущество человека, становится одной из позитивных образно – понятийных опор, создавая свою модель этого мира, в котором ему предстоит самоопределяться. Отметим, что помогая формированию у ребенка с помощью таких спектаклей жизнеутверждающей, оптимистичной модели мира.
Яркость и сила впечатлений, оставленных искусством переживания, могут создать в дальнейшем мощный толчок к самовоспитанию. Напомним, что характерной особенностью непроизвольного запоминания в этот период является то, что оно может быть прочным и точным. Если события имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю жизнь. Положительный настрой, создаваемый спектаклем, радость от общения с любимыми героями и классической музыкой создают предпосылки для потребности дальнейшего общения с музыкой и театром.
Важная роль педагога в процессе личностного становления ребенка требует от него сочетания качеств хорошего артиста. Он первым показывает детям театрализованные нравственно – эстетические представления. От яркости его показа и качеств личности педагога зависит, будут ли дети в дальнейшем разыгрывать сами эти мини – спектакли.
Большой вклад в теорию и практику театра для детей внес А.А. Брянцев, длительное время возглавлявший ленинградский театр юного зрителя. Он считал, что театр для детей, прежде всего, должен соответствовать законам подлинного искусства; призывал играть для детей так же, как и для взрослых, только гораздо лучше. Кроме того, детский театр он считал «театром особого назначения», художественно – педагогическим, где объединены художники сцены, умеющие мыслить так, как художники. Это было обусловлено главной целью такого театра – формированием будущего гражданина, выработкой его мировоззрения.
Кукольный дошкольный театр интенсивно формирует познавательные и театрально-созидательные способности, раскрывающиеся в создании оригинальной учебно-театральной продукции. Это воспитание уникальности восприятия мира и стремления к творчеству самовыражению.
На занятиях дошкольного кукольного театра необходимо:
— способствовать обогащению сознания учащихся познанием действительности в художественных образах;
— развивать выразительные способности перевоплощения, сценическую речь, учить общению на сцене и взаимодействию с партнером;
— пробуждать интерес к искусству музыкального театра;
— развивать творческий потенциал учащихся, укреплять веру в свои возможности, желание творить, создавать обстановку успешности.
При выборе репертуара педагог должен следовать таким критериям, как воспитательная направленность, педагогическая целесообразность, соответствие возрастным особенностям, интерес для исполнителей и зрителей. Сценарий не должен быть объёмным и сложным в исполнении.
Наиболее интересной для детской драматизации является сказка. Она является одним из элементов культуры, и, прежде всего, ее эстетического слагаемого. Базируясь на народно – этнической культуре, на фольклорных корнях, сказка обладает богатым социальным, нравственно – педагогическим потенциалом. Она, как продукт творчества определенного народа, содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определенного этноса. Поэтому, работая над ролью в сказке, ребенок лучше постигает культуру, особенности речи, быт, традиции народа.
Обратимся к методике работы на занятиях музыкального кукольного театра.
— одним из основных элементов на занятиях является развитие способности внимания. С упражнений на внимание начинается любое занятие по мастерству актера.
— по усмотрению педагога целесообразно проводить упражнения так же с поэтапным усложнением.
— занятия по актерскому мастерству в музыкальном кукольном театре включают в себя целый комплекс упражнений по ритмике, координации, гимнастике.
— занятие по развитию речи состоят из упражнений на дыхание, начинаются с артикуляционной гимнастики.
— работу над сценическим движением следует начинать по принципу «от простого к сложному».
— учитывая эмоциональную впечатлительность детей младшего дошкольного возраста, необходимо проводить занятия, направленные на развитие способности сопереживания, проявляющуюся в эмоциональном заражении и идентификации.
Занятия планируются с учетом всех видов работ (пение, сценическая речь, и движение), а также сочетание коллективной и индивидуальной формы занятий.
Список литературы
1. Концепция художественного образования в Российской Федерации: Акт Министерства образования РФ // Искусство в школе. – 2002.
2. Станиславский К. С. Об искусстве театра: Избранное. – М.: ВТО, 1982. – 512 с.
3. Таиров А. А. Записки режиссера. – М.: Изд-во ГИТИС, 2000. – 160 с.
4. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучении дошкольников – М., 1990.
5. Деммени Е. С. Призвание – кукольник. – Л.: Искусство, 1986 – 199 с.

×
×