Развивающая предметно-пространственная среда

Автор: Милиева Елена Владимировна

Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок безопасности.

Название практики: «Уголок безопасности»

Направление практики: Развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая максимальную реализацию образовательного потенциала образовательной организации.

Обоснование актуальности

 К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

 Современная наука совершила переворот в культурно-историческом бытие людей, меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте, так как у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы понятия о собственной безопасности, как в социуме, так и в окружающем мире.

 Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ. Усвоение социальной действительности ребёнком — процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным. В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения. Безопасность жизнедеятельности — это наука о комфортном и травма безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

 Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома. Именно поэтому изучение ОБЖ актуально в современном дошкольном образовании.

 Содержание направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

-развитие игровой деятельности детей;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

-формирование положительного отношения к себе;

-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

 

 Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

           На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

  Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят. Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Моя задача и родителей состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

           Содержание практики

          1. Использование дидактических игр, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

          2. Знакомство и выборочное разучивание стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.

          3. Подбор стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.

          4. Создание выставки книг о безопасном поведении.

           Подготовка

          1. Подобрана методическая, художественная, детская литература, иллюстративные материалы, дидактические игры.

          2. Оформление уголков для родителей: «Правила на всю жизнь».

          3. Составление анкет для родителей на тему: «Азбука безопасности».

          4. Проведено анкетирование родителей.

          5. Составлен перспективный план мероприятий.

          6. Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг, детских энциклопедий:  К.Чуковский «Путаница», С.Я. Маршак «Кошкин дом», С.Я. Маршак «Мойдодыр», Шарль Перро «Красная шапочка», Чуковский «Доктор Айболит», С. Михалков «Дядя Степа», А. Дмитриев «Бездомная кошка».

          7. Рассказы детям об интересных фактах и событиях; свободное общение.

          8. Решение проблемных ситуаций, занимательных задач; отгадывание и создание загадок, ребусов.

          9. Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг и детских иллюстрированных энциклопедий (индивидуальная деятельность).

          10. Поиск ответов на вопросы в детских иллюстрированных энциклопедиях.

          11. Оснащение бросовым материалом.

           Подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.

           Проведены мероприятия по профилактике основ безопасности, подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.

           1. Тематические занятия, тематические дни, встречи-беседы, организация экскурсий, досугов.

           2. Оформление уголка безопасности:

— собрание пословиц, поговорок о безопасном поведении в разных местах на тему: «Огонь — наш друг и враг».

— изготовление атрибутов для настольно – дидактической  игры «Моя улица»

(изготовление из бросового материала «Светофор», «Дорожные знаки»).

— изготовление  атрибутов для наглядного пособия «Пожарный щит».

           3. Художественное творчество по теме безопасность:

Выставка творческих работ «Моя безопасность».

           4. Разработка сюжетно-ролевых игр:

— «Вызов пожарного»,

— «Семья»,

— «Вызов врача»,

— «МЧС — приходит на помощь»,

— «Водитель-пешеход»

           5. Отображение жизненного опыта в сюжетно-ролевых играх:

«Больница», «Спасатели», «Автобус», «Одеваемся на прогулку», «Вызов пожарного», «Семья», «Вызов врача», «МЧС — приходит на помощь», «Водитель-пешеход».

           Обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

КВН, продуктивная деятельность, участие в районных, всероссийских конкурсах.

1. Проведение семинаров для родителей и детей по противопожарной безопасности.

2. Участие во всероссийских детских конкурсах.

3. Подготовка и проведение досугов «Мы едим на автобусе».

           Результаты практики.

           1. Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

           2. Развитие основ экологической культуры ребенка и становления у него ценностей бережного отношения к природе.

           3. Развитие представлений о строении человеческого организма и формирование ценностей здорового образа жизни.

           4. Формирование представлений о безопасном поведении во дворе, на улице, в общественном транспорте.

           У детей повысился интерес к сохранению и укреплению своего здоровья. Увеличился уровень усвоения знаний правил поведения

           У родителей повысился интерес к сохранению и укреплению здоровья .

           Родители с детьми с интересом создавали книжки – малышки «Азбука безопасности».

           Создана картотека правил безопасного поведения.

×
×