Автор: Василенко Марина Григорьевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45»
630136, г. Новосибирск, ул. Киевская, 15а
тел/факс 350-07-10; e-mail: s_45@edu54.ru
ПРИНЯТО решением ШМО учителей начальных классов протокол № от «___» ___202__ г.
|
|
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР _______________________ «___» ___202__ г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Основы религиозных культур и Светской этики ОРК и СЭ»
Срок освоения программы 1 год (4 класс)
Составитель: Василенко Марина Григорьевна
учитель высшей категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся
представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию
коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей
(законных представителей);
— развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной
методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре
традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе.
Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят пра—вославные христиане. Добро и зло в православной традиции. Зо—лотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Пра—вославие в России. Православный храм и другие святыни. Сим—волический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), пра—вославный календарь. Праздники. Христианская семья и её цен—ности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ—ного и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители пре—дания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Рели—гии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религи—ях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в ре—лигиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответ—ственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаи—мопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ—ного и многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
— понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
— формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
— понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
— понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорб‐ляющих других людей;
— понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
— ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
— использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
— применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;
— признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
— воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
— использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
— находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
— анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
— использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;
— создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
— проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
— проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
— анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
— выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
— проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
— выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
— владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
— рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
— высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
— раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и
особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
— рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
— раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
— распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
— рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
— рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
— раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
— объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
— называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
Критерии оценивания по курсу ОРКСЭ
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
По данному курсу предполагается: безотметочный принцип обучения.
Безотметочная система позволяет составить обобучающихся объективное представление, более полно раскрыть их способности. Обучающиеся должны:
— иметь элементарные представления об основных нравственных ценностях мировых религиозных культур, понятиях благочестия, добра, зла, чести, совести, послушания, любви к родителям, Родине и последствиях нарушения моральных норм;
— иметь первичные сведения из истории традиционных религий России, знать главные события истории религий и их отражение в произведениях искусства (устном народном творчестве, литературе, музыке, иконописи, памятниках архитектуры, живописи), календарных праздниках;
— уметь применять духовно-нравственные правила в общении с окружающими людьми (в семье, в школе).
Безотметочная система обучения обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. Итоговым контролем безотметочной системы может быть творческий проект.Проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Учитель не ограничивает в выборе тем: каждый ученик должен выбрать то, что по-настоящему будет ему интересно. Главным этапом в проектной деятельности является защита проекта, которая может проходить в форме праздника, конференции или в рабочей обстановке, на уроке. Традиционно оценивает работу над проектом учитель, используя критерии и показатели подготовки, результатов и презентации проекта. Можно предложить ученикам оценить работу своих одноклассников, существенно упростив критерии оценивания. Творческие работы могут быть представлены в виде проектов, презентаций, издания газет, журналов и т.д. Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих работ.
Тематическое планирование модуль Светская этика
№ урока по порядку |
№ урока в разделе |
Тема раздела, урока |
Практические/лабораторные |
ЭОР по разделу, теме |
|
|
Россия наша Родина. |
|
|
1 |
1.1 |
Знакомство с понятиями «Отечество», «Родина» |
|
Российская |
2 |
1.2 |
Формирование представления о Российской Федерации. |
|
|
|
|
Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали. |
|
|
3 |
2.1 |
Введение понятия «светская этика» |
|
|
4 |
2.2 |
Знакомство с современными правилами поведения. |
|
|
5 |
2.3 |
Формирование духовной культуры, идей, ценностей, традиций, и обычаев народов России. |
|
|
6 |
2.4 |
Знакомство с понятиями «вежливость, уважение, тактичность» |
|
|
7 |
2.5 |
Введение понятий «добро» и «зло». |
|
|
8 |
2.6 |
Формирование понятий добро и зло на примерах русских пословиц. |
|
|
9 |
2.7 |
Формирование внутренней установки на добрые поступки. |
|
|
10 |
2.8 |
Знакомство с понятиями «дружба, доверие». |
|
|
11 |
2.9 |
Формирование доброжелательного отношения к окружающим людям. |
|
|
12 |
2.10 |
Введение понятий «честность и искренность» |
|
|
13 |
2.11 |
Формирование умения давать честную оценку своих поступков. |
|
|
14 |
2.12 |
Знакомство с понятиями «гордость и гордыня». |
|
|
15 |
2.13 |
Формирование умения различать понятия «гордость и гордыня». Человечность и тщеславие. |
|
|
|
|
Обычаи и обряды русского народа. Семья. |
|
|
16 |
3.1 |
Знакомство с обычаями и обрядами русского народа. |
|
|
17 |
3.2 |
Знакомство с особенностями обряда бракосочетания. |
|
|
18 |
3.3 |
Знакомство со значением повседневного труда обучающихся. |
|
|
19 |
3.4 |
Раскрытие сочетания роли умственного и физического. |
|
|
20 |
3.5 |
Формирование представления о семье как части общества. |
|
|
21 |
3.6 |
Знакомство с ролью семьи в жизни человека. |
|
|
22 |
3.7 |
Изучение семейных традиций. |
|
|
23 |
3.8 |
Знакомство с разнообразием традиций, создание собственных семейных традиций. |
|
|
24 |
3.9 |
Знакомство с ролью матери в жизни человека. |
|
|
25 |
3.10 |
Введение понятия «материнская любовь» |
|
|
26 |
3.11 |
Знакомство с правилами жизни с позиции морали. |
|
|
27 |
3.12 |
Формирование культуры общения сверстников. |
|
|
|
|
Праздники как одна из форм исторической памяти. |
|
|
28 |
4.1 |
Знакомство с праздниками народов России. |
|
|
|
|
Толерантное отношение к религиям разных народов. Патриоты Отечественных войн. |
|
|
29 |
5.1 |
Формирование толерантного отношения к религиям разных народов. |
|
|
30 |
5.2 |
Знакомство с понятиями «защитник, патриот, воин». |
|
|
31 |
5.3 |
Знакомство с патриотами Отечественных войн 1812, 1941-1945 годов. |
|
|
|
|
Повторение изученного. Защита проектов. |
|
|
32 |
6.1 |
Подготовка проектов по теме: «Моя семья – моя опора». |
|
|
33 |
6.2 |
Обобщение знаний по теме: «Моя Родина – Россия». |
|
|
34 |
6.3 |
Урок – викторина. |
|
Тематическое планирование модуль Основы православной культуры
№ урока по порядку |
№ урока в разделе |
Тема раздела, урока |
Практические/лабораторные |
ЭОР по разделу, теме |
Россия. Родина. Отечество. |
||||
1 |
1.1 |
Россия- наша Родина. |
|
Электронная форма учебника, библиотека РЭШ. Единая коллекция цифровых образовател ьных ресурсов (schoolcollection .ed u .ru). http:// experimentopk.pravolimp .ru/lessons http:// www.proshkol u.ru/club/opk/ list/1-11112- 70096/ https:// easyen.ru/ load/orkseh/ 294 http:// orkce.apkpro. ru/doc/ religiya/ orkce1.pdf https:// media.prosv.r u/ http:// |
2 |
1.2 |
Любовь и уважение к Отечеству. |
|
|
3 |
1.3 |
Защита отечества. |
|
|
|
|
Культура и религия |
|
|
4 |
2.1 |
Православная культура. |
|
|
|
|
Введение в православие. |
|
|
5 |
3.1 |
Библия и Евангелие. |
|
|
6 |
3.2 |
Православие о Божьем суде. |
|
|
|
|
Во что верят православные христиане |
|
|
7 |
4.1 |
Человек и Бог в православии. |
|
|
8 |
4.2 |
Православное учение о человеке. |
|
|
|
|
Иисус Христос – Бог и человек. |
|
|
9 |
5.1 |
Проповедь Христа. Христос и его крест. |
|
|
10 |
5.2 |
Золотое правило этики. |
|
|
11 |
5.3 |
Чудо в жизни христианина. |
|
|
|
|
Отношение христианина к жизни. |
|
|
12 |
6.1 |
Православная молитва. |
|
|
13 |
6.2 |
Отношение к природе. Христианин в труде. |
|
|
14 |
6.3 |
Контрольная работа за 1 полугодие. |
|
|
|
|
Праздники в православной культуре. |
|
|
15 |
7.1 |
Православный календарь. |
|
|
16 |
7.2 |
Великие праздники. |
|
|
17 |
7.3 |
Пасха. |
|
|
|
|
Добро и зло в православной традиции. |
|
|
18 |
8.1 |
Совесть и раскаяние. |
|
|
19 |
8.2 |
Зачем творить добро. |
|
|
|
|
Христианское учение о нравственности. |
|
|
20 |
9.1 |
Заповеди. |
|
|
21 |
9.2 |
Заповеди блаженств. |
|
|
|
|
Милосердие и сострадание. |
|
|
22 |
10.1 |
Милосердие и сострадание. |
|
|
|
|
Православный храм. |
|
|
23 |
11.1 |
Как выглядит православный храм. |
|
|
24 |
11.2 |
Икона. |
|
|
25 |
11.3 |
Таинство причастия. |
|
|
|
|
Символический язык православной культуры. |
|
|
26 |
12.1 |
Храм. |
|
|
27 |
12.2 |
Икона. |
|
|
|
|
Православие в России. |
|
|
28 |
13.1 |
Как христианство на Русь пришло. |
|
|
29 |
13.2 |
Подвиг. |
|
|
30 |
13.3 |
Православие в российской истории. |
|
|
|
|
Христианская семья и её ценности. |
|
|
31 |
14.1 |
Христианская семья: устои и традиции. |
|
|
|
|
Долг и ответственность. |
|
|
32 |
15.1 |
Долг и ответственность. |
|
|
|
|
Повторение изученного. Защита проектов. |
|
|
33 |
16.1 |
Повторение. Подготовка к защите проектных работ. |
|
|
34 |
16.2 |
Защита проектных работ. Промежуточная аттестация. |
|
Тематическое планирование модуль Основы мировых религиозных культур
№ урока по порядку |
№ урока в разделе |
Тема раздела, урока |
Практические/лабараторные работы |
ЭОР по разделу, теме |
|
|
Россия – наша Россия. |
|
|
1 |
1.1 |
Россия – наша Россия. |
|
Электронное приложение к учебнику ysclid=l4gxr3klg128140329 |
|
|
Культура и религия. Возникновение религий. Мировые религии и иудаизм. Основатели религий мира |
|
|
2 |
2.1 |
Культура и религия. Какие бывают религии. |
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-orkse-modul-osnovi-mirovih-religioznih-kultur-na-temu-kultura-i-religiya-kl-3352084.html https://nsportal.ru/nachalnaya- https://uchitelya.com/orkse/62630-prezentaciya-vozniknovenie-religiy-4-klass.html videouroki.net › vozniknovieniie-rielighii-rielighii-mira-i-ikh-osnovatieli |
3 |
2.2 |
Культура и религия. Влияние религии на культуру. |
|
videouroki.net › tests › sviashchiennyie-knighi-rielighii-mira https://nsportal.ru/nachalnaya- |
4 |
2.3 |
Возникновение религий. |
|
https://videouroki.net/tests/orkse.html |
5 |
2.4 |
Религии мира и их основатели. |
|
Электронное приложение к учебнику |
|
|
Священные книги религий мира: Буддизма, Иудаизма (Христианства), Ислама. |
|
|
6 |
3.1 |
Священные книги религий мира: Буддизма, Иудаизма (Христианства), Ислама. |
|
Электронное приложение к учебнику https://nsportal.ru/nachalnaya- |
7 |
3.2 |
Священные книги религий мира: Ветхий завет, Новый завет. |
|
Электронное приложение к учебнику |
|
|
Хранители предания в религиях мира. |
|
|
8 |
4.1 |
Хранители предания в религиях мира. |
|
Электронное приложение к учебнику |
|
|
Добро и зло. |
|
|
9 |
5.1 |
Добро и зло. |
|
Электронное приложение к учебнику |
10 |
5.2 |
Понятие греха, раскаяние и воздаяния. |
|
Электронное приложение к учебнику |
|
|
Человек в религиозных традициях мира. |
|
|
11 |
6.1 |
Человек в религиозных традициях мира. |
|
https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/72799-prezentaciya-religioznye-ritualy-obychai-i-obryady-4-klass.html https://infourok.ru/urok-i-prezentaciya-po-orkse-palomnichestva-i-svyatini-3782777.html? электронное приложение к учебнику |
|
|
Священные сооружения |
|
|
12 |
7.1 |
Священные сооружения : синагоги, православные храмы. |
|
https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/72799-prezentaciya-religioznye-ritualy-obychai-i-obryady-4-klass.html https://infourok.ru/urok-i-prezentaciya-po-orkse-palomnichestva-i-svyatini-3782777.html? электронное приложение к учебнику |
13 |
7.2 |
Священные сооружения : мечети, буддийские храмы. |
|
Электронное приложение к учебнику |
|
|
Искусство в религиозной культуре |
|
|
14 |
8.1 |
Искусство в религиозной культуре: христианства, ислама. |
|
Электронное приложение к учебнику |
15 |
8.2 |
Искусство в религиозной культуре: буддизме, иудаизме. |
|
Электронное приложение к учебнику |
|
|
Творческие работы детей. |
|
|
16 |
9.1 |
Творческие работы детей. |
|
|
17 |
9.2 |
Презентации детей. |
|
|
|
|
История религий в России |
|
|
18 |
10.1 |
История религий в России: православное христианство в истории России. |
|
Электронное приложение к учебнику |
19 |
10.2 |
История религий в России: другие христианские исповедания. |
|
Электронное приложение к учебнику |
20 |
10.3 |
История религий в России: ислам, иудаизм, буддизм. |
|
Электронное приложение к учебнику |
|
|
Религиозные ритуалы. |
|
|
21 |
11.1 |
Религиозные ритуалы. |
|
Электронное приложение к учебнику |
22 |
11.2 |
Обычаи и обряды. |
|
Электронное приложение к учебнику |
23 |
11.3 |
Паломничества и святыни. |
|
https://rutube.ru/video/97047be2020daaf900cfd88dfdc86b32/ |
|
|
Праздники и календари |
|
|
24 |
12.1 |
Праздники и календари. |
|
https://rutube.ru/video/97047be2020daaf900cfd88dfdc86b32/ |
25 |
12.2 |
Праздники и календари. |
|
https://rutube.ru/video/97047be2020daaf900cfd88dfdc86b32/ |
|
|
Религия и мораль. |
|
|
26 |
13.1 |
Религия и мораль. |
|
Электронное приложение к учебнику |
27 |
13.2 |
Нравственные заповеди в религиях мира. |
|
Электронное приложение к учебнику |
|
|
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь |
|
|
28 |
14.1 |
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. |
|
Электронное приложение к учебнику |
|
|
Семья. |
|
|
29 |
15.1 |
Семья. |
|
Электронное приложение к учебнику |
30 |
15.2 |
Семья. Презентация. |
|
Электронное приложение к учебнику |
|
|
Долг, свобода, ответственность, труд |
|
|
31 |
16.1 |
Долг, свобода, ответственность, труд. |
|
Электронное приложение к учебнику |
|
|
Любовь и уважение к Отечеству. |
|
|
32 |
17.1 |
Любовь и уважение к Отечеству. |
|
Электронное приложение к учебнику |
33 |
17.2 |
Моя малая Родина. |
|
Электронное приложение к учебнику |
|
|
Повторение изученного. Защита проектов. |
|
|
34 |
18.1 |
Итоговый урок. |
|
|
Содержание учебного предмета/учебного курса
|
|
МОДУЛЬ «Основы мировых религиозных культур» 34 ч
Тема |
Основное содержание |
Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания |
Россия — наша Родина (1 ч) |
Россия—многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности |
-Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; -побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; |
Культура и религия. Возникновение религий. Мировые религии и иудаизм. Основатели религий мира. 4 часа |
Понятие религии. Первобытные верования. Древние религии. Национальные и мировые религии. Традиционные религии России. Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Взаимосвязь культуры и религии. Влияние религии на культуру. Первые религии. Многобожие. Появление иудаизма как первой религии, основанной на вере в Единого Бога. Возникновение никновение христианства. Основы учения Иисуса Христа. Возникновение ислама. Возникновение буддизма. Основные истины буддизма |
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\\\ |
|
|
|
Священные книги христианства, ислама, иудаизма и буддизма (2 ч) |
Что такое священные книги. Священная книга буддизма — Трипитака (Три корзины мудрости). Священные книги иудаизма и христианства. Священная книга ислама — Коран. Священные книги как обяза- тельная часть любой религии |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов |
Хранители предания в религиях мира (1 ч) |
Необходимость хранителя предания для любой религии. Жрецы. Христианские священнослужители. Мусульманская община. Буддийская община Раввины в иудаизме. |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов; |
|
|
|
|
Добро и зло (2 ч) |
Представление о происхождении добра и зла в разных религиях. Понятия греха и раскаяния в разных религиях. Сходство и различия представлений о добре и зле в разных религиях |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией |
\ |
|
Человек в религиозных традициях народов России (1 ч) |
Действия верующего чело- века для общения с Богом. Христианские таинства. Со- блюдение религиозных пред- писаний в иудаизме. Формы служения Богу, предписанные в Коране. Традиции буддизма. Молитва в разных религиозных традициях |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; |
Священные сооружения (2 ч.) |
Предназначение священных сооружений. Необходимость священных сооружений для любой религии. Священные здания иудаизма. Христианские храмы. Мечети. Буддийские священные сооружения |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; |
Тема |
Основное содержание |
Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания. |
Искусство в рели гиозной культуре (2 ч) |
Связь искусства и религии. Искусство в религиозной культуре христианства. Ис- кусство в религиозной куль- туре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в рели- гиозной культуре буддизма. Взаимосвязь особенностей религиозного искусства с тра- дициями веры |
-Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; -инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся; |
Творческие работы учащихся (2 ч) |
Содержание деятельности оп- ределяется выбранными уча- щимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта. Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. |
. -Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности |
|
|
|
Презентации результатов ра- боты и их обсуждение |
|
Религиозная культура народов России (3 ч) |
Выбор веры князем Владимиром. Православное христианство в истории России. Другие христианские конфессии в России. Ислам в России. Иудеи в истории России. Распространение буддизма в России |
Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов; |
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. (3 ч) |
Понятие ритуала. Возникно- вение обрядов. Виды рели- гиозных обрядов. Основные обряды христианства. Основ- ные обряды в исламе. Основные обряды иудаизма. Основные обряды буддизма. |
Демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов; |
Тема |
Основное содержание |
Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания. |
|
Что такое паломничество. Паломничество в традиционных религиях России |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией |
Праздники и ка- лендари (2 ч) |
Что такое паломничество. Паломничество в христианстве. Паломничество в исламе. Паломничество в иудаизме. Паломничество в буддизме |
. |
|
|
|
|
|
Религия и мораль. Нравственные заповеди в хри- стианстве, исламе, буддизме и иудаиз- ме (2 ч) |
Принцип ценности человеческой жизни как основополагающий принцип всех религий. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме |
|
Тема |
Основное содержание |
Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания. |
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь (1 ч) |
Милосердие в различных религиях. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви. Формы выражения милосердия в исламе. Сострадание к живым существам как основа буддизма. Социальные проблемы общества и отношение к ним в религиозных традициях. |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией |
Семья и семейные ценности (2 ч) |
Роль семьи в жизни человека и общества. Семья как Малая Церковь, школа любви в хри- стианстве. Брак как обязанность человека в исламе. Назначение семьи в буддизме. Уважительное отношение к родителям — часть любого религиозного вероучения |
. -Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией |
|
|
|
|
|
Долг, свобода, ответственность, труд (1 ч) |
Понимание долга, свободы, ответственности, труда в разных религиях |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией |
Любовь и уваже ние к Отечеству (2 ч) |
Этапы становления духовных традиций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Консультация учителя, как готовиться к урокам 33, 34. Творческие работы (дома с родителями или законными представите- лями) на тему «Диалог куль- тур во имя граж- |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией |
Тема |
Основное содержание |
Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания. |
|
данского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.) |
|
Обобщающий урок. Подведение итогов (1 ч) |
Содержание деятельности опре- деляется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение, беседа в классе и т. д.), форматом итогового мероприятия. Презентации результатов работы и их обсуждение |
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся; |
|
|
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (34 Ч)
Тема |
Основное содержание |
Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания. |
Россия — наша Родина (2 ч) |
Россия — многонациональное государство. Культурные традиции. Культурное много- образие России. Народы и религии в России. |
-Установление доверительных отношений с обучающимисявосприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; -побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;, способствующих позитивному |
Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы. (13 ч) |
Этика в отношениях людей в обществе. Добро и зло как основные категории этики. Культура и религия. Нормы морали. «Золотое правило этики». Нравственные цен- ности, идеалы, принципы в культуре народов России. |
-Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; |
|
|
с |
|
Обычаи и обряды русского народа. Повседневный труд. Семейные традиции. Роль матери в жизни человека. |
|
-Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; |
||||
|
— |
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
(12 ч) |
|
|
||||
|
|
|||||
|
|
|||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
Праздники как |
Народные,государственные |
|
||||
одна из форм исто- |
праздники в России. Нрав- |
|
||||
рической памяти |
ственное значение праздни- |
-Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; |
||||
(1 ч) |
ка, значение праздников для |
|
||||
укрепления единства народа, |
|
|||||
|
|
|||||
|
сохранения исторической па- |
|
||||
|
мяти. |
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
Тема |
Основное содержание |
Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания. |
Толерантное отношение к религиям разных народов. Патриоты Отечественных войн.3ч |
Толерантное отношение к религиям разных народов. Патриоты Отечественных войн. |
-Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трудовая мораль. |
Труд как ценность. Уважение труда трудящихся людей в культуре народов России. Нравственные традиции предпринимательства в России, благотворительность. |
-Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; |
Нравственные |
|
|
традиции предпри- |
|
|
нимательства (3 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравствен ного самосовер- шенствования (6 ч) |
Нравственность общества и нравственность личности, человека. Нравственные требо- вания в наше время. Воспитание нравственной культуры в обществе и самовоспитание человека. Нравственный вы- бор. Нравственное самосовер- шенствование. |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; |
|
|
|
|
|
Тема |
Основное содержание |
Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания. |
|
|
|
Любовь и уваже- ние к Отечеству. Патриотизм много- национального и многоконфесси- онального народа России (2 ч) |
Служение человека обществу, Родине, Отечеству в культуре народов России. Патриотизм многонационального и мно- гоконфессионального народа России. |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; |
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» (34 Ч)
Тема |
Основное содержание |
Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания. |
Россия. Родина. Отечество.3часа |
Россия — многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции. Культурное многообразие России. Народы и религии в России. Традиционные религии народов России |
-Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному приятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; -побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;вному |
|
|
Культура и религия. Введение в православную духовную традицию (3 ч) |
Культура и религия. Что такое культура? Что такое религия? Как человек создаёт культуру. Истоки русской культуры — в православной религии |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; |
Во что верят православные христиане (2 ч) |
Бог — Творец, который создал весь мир и человеческий род. Бог есть Любовь. Бог и человек. Вера в Бога и её влияние на поступки людей. Что такое православие. Бог-Троица. Что значит молиться. Кто такие святые. Священное Предание. Священное Писание христиан — Библия. Ветхий и Новый Заветы в Библии |
-Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией |
Тема |
Основное содержание |
|
Иисус Христос – Бог и человек. Добро и зло в православной традиции. Христианское учение о нравственности. Милосердие и сострадание. 5 часов |
Добро. Зло. Грех. Работа совести. Покаяние. Десять ветхозаветных заповедей, данных Богом Моисею. Заповеди Иисуса Христа — Заповеди Блаженств, их содержание и соотношение с Десятью заповедями. Кто для христиан ближний, любовь к ближним. «Золотое правило нравственности» в православной культуре. Святость в православной традиции, святые |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов; |
Отношение христианина к жизни 3 часа |
Заповеди Творца Прародителям. Отношение к труду в Православии. Уважение к труду. Совесть. Нравственный долг и ответственность человека в православной традиции |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов; |
|
|
|
|
|
Праздники в православной культуре (3 ч) |
Милосердие и сострадание в православной христианской традиции. Особенности христианской морали, отношение к личным врагам. Христианское милосердие. Милосердие к животным. Деятельное сострадание людям, нуждающимся |
-Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; -инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся; |
Православие в России. Символический язык православной культуры (4 ч) |
Крещение Руси. Святые равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир Креститель. Развитие право- |
. -Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов; |
Христианская семья и её ценности. Долг и ответственность. 2 часа |
Христианская семья: традиции и устои. Долг и ответственность. |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов; |
Повторение изученного.2 часа |
Повторение. Подготовка к защите проектных работ. Защита проектных работ. |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов; |
|
|
Тема |
Основное содержание |
|
|
славной культуры, распространение христианства на Руси. Святая Русь. Русские святые. Православие в русской культуре, в современной России |
|
Православный храм и другие святыни (3 ч) |
Православный храм — его устройство и убранство. Алтарь, Царские врата, иконостас, притвор. Нормы поведения в православном храме. Миряне и священнослужители. Богослужение в храме. Таинства Церкви. Монастыри, монашество |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов; |
|
|
|
|
|
Праздники в православной культуре(3 ч) |
Христианская символика. Крест Христов. Православная художественная культура. Православная икона, виды икон. Церковное пение. Церковное прикладное искусство. Православный календарь. Праздники и посты в православном календаре. Двунадесятые праздники. Воскресение Христово (Пасха). Рождество Христово. Праздники святым |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов; |
Христианская семья и её ценности (1 ч) |
Семья в православной тра- диции — Малая Церковь. Таинство Венчания. Любовь в отношениях родителей, членов семьи. Взаимное прощение и терпение членов семьи. Семейные традиции, |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов; |
|
Тема |
Основное содержание |
|
|
|
праздники. Образцы право- славной семьи, отношений в семье |
|
|
Любовь и уважение к Отечеству. Патри- отизм многонацио- нального и много- конфессионального народа России (2 ч) |
Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Война справедливая — оборонительная. Святые защитники Отечества |
-Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; -демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов; |