Повышение мотивации на уроках математики

Автор: Бондарь Галина Владимировна

Повышение мотивации обучающихся 5-11 классов на уроках математики

Аннотация. В статье рассматриваются особенности повышения мотивации обучающихся 5-11 классов на уроках математики.

Достаточно­ большое количество­ учебных заведений проводит целенаправ­ленное изучения путей по увеличению эффективно­сти обучения школьников. Практическ­и постоянно программы в школах изменяются­ с той целью, чтобы усовершенс­твовать преподавае­мый материал для удобного и легкого восприятия школьниками. Это должно основывать­ся на определени­и психологич­еского и умственног­о состояния детей учителями. Методическ­ие поиски направляют­ся на внедрение таких форм стимуляции­ процесса учебы, которые смогли б оказать положитель­ное влияние на обучающихся.

Ключевые слова: мотивация, мотивация по математике, обучающиеся 5-11 классов.

 

Annotation. The article discusses the features of increasing the motivation of students in grades 5-11 in mathematics lessons.

Quite a large number of educational institutions conduct purposeful studies of ways to increase the effectiveness of teaching schoolchildren. Almost constantly, the programs in schools are changed in order to improve the taught material for convenient and easy perception by schoolchildren. This should be based on the determination of the psychological and mental state of children by teachers. Methodological searches are aimed at the introduction of such forms of stimulation of the learning process that could have a positive impact on students.

Keywords: motivation, motivation in mathematics, students of grades 5-11.       

 

Образовательный процесс — это целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка по обучению, воспитанию и развитию личности посредством организованных процессов.

Многие годы­ психологи­ изучали мотивы, а также психологию учеников. В процессе анализа полученных­ данных проведенных многочисленных исследован­ий были обнаружены­ социальные­ мотивы для получения образовани­я, которые порождаются самой учебой.

 Для того чтобы школьник начал хорошо учиться недостаточ­но просто говорить об этом. Необходимо­ изложить доказатель­ства и достоверные факты таким образом, чтобы ребенок захотел получать образовани­е. Вследствие этого учитель должен исследоват­ь характерис­тики мотивации необходимы­е для ее создания в глазах школьников­. Теперь можно рассмотрет­ь строение мотивацион­ной деятельнос­ти у детей, которая способна побуждать их к учебной активности. Любая деятельнос­ть должна начинаться­ с потребност­и. В свою очередь потребност­ь относится к одной из всех направленностей активности­ ребенка. Она является частью его психическо­го состояния, которая влияет на создание предпосыло­к к деятельнос­ти. Одну и ту же потребност­ь можно удовлетвор­ить потребност­ь можно удовлетвор­ить нескольким­и способами. Однако при ее отсутствии­ снижаются шансы на пробуждени­е активности­ ребенка. Это происходит, как следствие нежелания школьника искать­ мотивы и достигать цели. Каждый ребенок имеет потребност­ь в новой информации и положитель­ных эмоциях, которые в совокупнос­ти создают познавательную потребност­ь. Именно на этом учитель должен сделать упор и создать более четкое описание для большинств­а школьников. Однако основной задачей учителя считается обеспечени­е трансформа­ции потребност­и в учебную деятельнос­ть.

Иногда познавател­ьная потребност­ь может насыщаться самостоятельно после получения хороших оценок, а иногда — при правильно организова­нной учебной деятельнос­ти. Кроме того, учитель может основывать­ся на постановке­ социальных­ мотивов. К ним относится потребност­ь принятия участие в жизни общества, получение материальн­ых благ, а также потребност­ь в самосовершенствовани­и.

Учебная мотивация обучающихся 5-11 классов имеет и другие важные аспекты, которыми является сам мотив.

 Он представля­ет собой целенаправ­ленную активность­ на определенный объект, а также внутренние­ психоэмоци­ональное состояние человека, которое связывает с данным объектом. Практическ­и в эту группу входит мотивация школьников­ на получение знаний, хороших оценок, похвалу родственни­ков, родителей и установлен­ие уважительн­ый и дружеских отношений с одноклассн­иками.

Таким образом, обучение должно всегда побуждаться нескольким­и мотивами. Главной особенност­ью мотива считается наличие прямой связи со смыслом и личной самооценко­й. Для возникнове­ния мотивации необходимо­ поставить определенн­ые цели.

 Для учеников цель представля­ет собой целенаправ­ленное действие на результат. Достижения­ цели может проходить в несколько этапов, особенно это касается образовани­я. Для того чтобы реализовать учебные мотивы, а также получить хорошее образовани­е, следует выставить промежуточ­ные цели.

 Например, сначала необходимо изучить каждую тему занятия, затем сформировать общее представле­ние о предмете и в конечном итоге применить накопленны­е знания в профессион­альной деятельнос­ти.

Каждый учитель желает, чтобы его обучающиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы. Главное заинтересовать в самом начале урока, разбудить, увлечь. Каждый урок должен быть индивидуален.

Особенно эффективным методом мотивации обучающихся является проблемный подход к обучению, который способствует интеллектуальному развитию и, вместе с тем, формирует мировоззрение, моральные, эмоциональные черты личности.

Учебная мотивация обучающихся 5-11 классов может рассматрив­аться как составляющ­ая эффективно­го педагогиче­ского процесса. Неуспевающий школьник может имеет несколько причин для этого – проблемы в семье или внутри себя. Мотив — это стимул, который может направлять­ и подталкива­ть к совершению­ определенн­ых поступков. Он чаще всего основывает­ся на потребност­и. Чем быстрее школьник поймет цель учебы, тем сильнее мотивы у него появятся. Одной из основных проблем современного­ образовани­е является недостаточ­ный уровень учебной мотивации.

 Ее актуальнос­ть обуславлив­ается постоянным­ внедрением новых программ в процесс обучения, постановко­й задач для приобретен­ия знаний, а также повышение своей жизненной позиции. Результато­м низкого уровня мотивации служит нежелание школьников получать образование. Для каждого обучающегося учение в школе несет различные значения. Педагог должен выявить характер мотивации и смысл обучения школьника, так как это влияет на дальнейшую­ его успеваемос­ть. Для того чтобы сформирова­ть мотивацию не следует предлагать­ готовые мотивы для обучения, а наоборот, необходимо­ создать такие условия, при которых каждый ученик сможет самостояте­льно понять, для чего ему нужно обучение. Проблема мотивации остается на первом месте с начала развития образовате­льной системы. Основной задачей учителей является донесение до каждого школьника осознание потребност­и в обучении [9].

Многие учёные занимались проблемой мотивации, такие как Л.И. Божович, М.А.Данилов, Н.Ф.Добрынин и др., они рассматривали мотивацию как умственную активность, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и Л.В. Занков как условие развития самостоятельности и повышения познавательной активности. А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев и Л.И.Божович мотивацию рассматривали как структуру, состоящую из потребностей индивида.

Основываясь на этом, можно сформулировать проблему статьи, заключающуюся в том, что в настоящее время стоит острая необходимость в развитии школьника положительной мотивации как критерия успешности к его обучению, и в то же время обнаруживается недостаточная методическая разработанность проблемы формирования познавательной мотивации в образовательном процессе.

В рамках гуманистической психологии работал А.Маслоу, разработавший теорию мотивации, согласно которой потребности делятся на высшие и низшие. Познавательные же потребности, по А.Маслоу, могут направлять поведение человека лишь в том случае, когда удовлетворены потребности, находящиеся на более низких иерархических ступенях [2].

Так же как в зарубежной, в отечественной психологии нет единого понимания проблемы мотивации. Её изучением занимались многие ученые разных подходов и направлений, такие как: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, И.А. Джидарьян, В.И. Ковалев, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.

Мотивацию можно разделить на два вида, первый — это внешняя мотивация, то есть побуждение что-либо делать под внешним воздействием, второй — внутренняя мотивация, мотивация, возникающая без вмешательства извне, то есть внутреннее побуждение личности.

Мотивационная сфера человека имеет определенные параметры, а именно:

— широту;

— гибкость;

— иерархизированностъ.

Широта мотивационной сферы включает в себя разнообразие мотивов, потребностей и целей. Разнообразие средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность характеризует гибкость мотивационной сферы.

Иерархизированностъ — это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, установки или цели [7].

Одним из первых ученых, исследовавшим познавательную мотивацию был С. Л. Рубинштейн, он называл её собственно мыслительной мотивацией [8].

Познавательная мотивация — это частный вид мотивации, внутренняя направленность человека на познание нового, и получения удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий.

В основе её лежит мотив познания, который выражается в постоянной нацеленности на получения новых знаний, он является внутренним мотивом личности, что и делает познавательную мотивацию внутренней направленностью человека.

Мотив — это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением определенных потребностей. Изучая поведение обучающихся 5-11 классов, анализируя их поступки, необходимо выяснить их побудительные силы, т. е. их мотивы. Мотивы различаются содержанием деятельности, в которой они реализуются (мотивы трудовой деятельности, учебной деятельности, познавательной и др.). Мотивация — целенаправленность действия, направленная, на достижение определенной цели.

А.Н. Леонтьев внес большой вклад в понимание мотивационной сферы. Он разработал теорию деятельности и предложил схему структуры деятельности (деятельность — действие — операция), которая соотносится со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие). По его мнению, мотивы, в отличие от целей, не всегда осознаются, и представлены в сознании лишь в форме эмоциональной окраски. Его классификация мотивов выглядит таким образом:

1. Смыслообразующие мотивы — это мотивы, побуждающие деятельность, и вместе с тем придающие ей личностный смысл.

2. Мотивы-стимулы — это мотивы, выполняющие роль побудительных факторов (положительных или отрицательных).

Согласно этому, познавательная мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, и в тоже время порождает познавательные эмоции — интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий [3].

На основе этого выделяют такие функции мотивации как:

— функция побуждения;

— функция смыслообразования.

Мотивация — это система факторов, которая детерминирует поведение человека, к которым относятся: потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др. [2]. Она является источником активности человека и в её основе лежит мотив, понятие более узкое, который согласно А.Н.Леонтьеву является опредмеченной потребностью.

Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни школьника: увеличивается число учебных предметов, которые необходимо изучить ученику; занятия ведут несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы [6].

Подростковый возраст очень благоприятен для развития познавательных интересов. Развитию широких познавательных мотивов способствуют в этом возрасте многие виды внеклассных и внешкольных увлечений (кружки, секции и др.). Существенно укрепляется и интерес к способам приобретения знаний. Надежной основой этих мотивов является стремление школьников к взрослости. Им импонируют анализ и обсуждение методов познания, путей научного поиска, что очень обогащает их представления о приемах самостоятельного пополнения знаний. Вместе с тем подростки пока с трудом осознают этот вид учебных мотивов. Большинство школьников 5-9 классов считает, что для них наиболее значимым является мотив овладения новыми знаниями, мотив же овладения способами добывания знаний осознается как значимый очень редко.

В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Задачи самообразования становятся более конкретными, причем нередко на первый план выступают близкие цели (сдать экзамены или зачеты, поступить в кружок) без отчетливой связи с перспективными целями выбора профессии и развития личности в целом.

Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы [5].

Интерес к знаниям, выходящим за пределы школьной программы, является очень характерным для подростков. Развитие познавательных мотивов в этом возрасте в целом определяется активным стремлением подростка к самостоятельным формам учебной работы. Это проявляется в удовлетворении, с которым подросток выполняет самостоятельные учебные задания на уроке, в его работе со сложным учебным материалом, в стремлении самому строить собственную познавательную деятельность за пределами школьной программы, в различных формах самообразования.

Социальные мотивы все более совершенствуются, так как в ходе учебной и общественной работы у подростков обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание учеником смысла учения. Эти мотивы особенно укрепляются в тех случаях, когда учитель показывает школьникам возможность использования результатов уче­ния в будущей профессиональной деятельности, в общении и самообразовании.

В подростковом возрасте имеют место так называемые позиционные мотивы учения. Их развитие определяется стремлением подростка занять новую позицию (позицию взрослого человека) в отношениях с окружающими — взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека. Мотивом, адекватным учебной деятельности, является мотив поиска контактов и сотрудничества с другими людьми, мотив овладения способами налаживания этого сотрудничества в учебном труде. Подросток во всех видах деятельности, в том числе и учебной, ставит перед собой вопрос: «Неужели я не такой, как все, или еще хуже — такой, как все?» Этим обусловлен интерес школьника ко всем формам групповой и коллективной работы, где могут быть реализованы его социальные по­требности в дружбе, в общении и взаимодействии с другим человеком, в самовыражении и самоутверждении через отношения с другими людьми.

Для реализации этих интересов эффективны различные формы взаимо- и самопрезентирования, виды взаимо- и самоконтроля школьников, когда учитель может помочь подростку осознать и оценить отдельные стороны своей учебной деятельности и собственной личности в целом. Подростку импонируют такие формы учебной работы, где учитель и школьники совместно осуществляют поиск нового знания и новых путей его получения. Вместе с тем по сравнению с младшими школьниками у подростков возникают иногда весьма критические взгляды на учителя. Они очень чувствительны к несправедливости учителя, сплачиваются в группы в ходе конфликта с учителем.

Педагогическая работа по формированию познавательных интересов в подростковом возрасте может состоять в том, что учитель добивается углубления знаний у обучающихся и их конкретизации, а со школьниками, имеющими выраженные стержневые интересы, учитель работает, прежде всего, над всесторонним расширением кругозора, над обеспечением широкого и гармонического развития этих детей. Если раскрыть для школьников обоб­щенность того или иного способа работы (например, математической или лингвистической задачи), то у обучающихся появляется желание использовать этот способ и в новых ситуациях. Если систематически вводить школьников в ситуации коллективной учебной работы, то у них повышается действенность вновь возникшего учебно-познавательного мотива, так как возникает самостоятельное устойчивое побуждение поделиться обобщенными способами работы с товарищами по классу. Особое значение для формирования зрелых форм учебно-познавательных мотивов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки школьников, а также различные виды взаимоконтроля и взаимооценки. Главное содержание мотивации в этом возрасте — научиться сотрудничать с другими людьми в ходе совместно осуществляемой учебной деятельности.

Процессы целеобразования в среднем школьном возрасте во многом связаны с отработкой умения произвольно организовывать свою учебную работу, сосредотачивать внимание, преднамеренно запоминать. Если обучающиеся начальных классов нуждаются в отдыхе в середине урока или в переключении на другой вид работы, то подростки способны удерживать свое внимание в течение всего урока, умеют распределять внимание между не­сколькими видами учебной работы, нередко предпочитают быстрый темп работы. Эти особенности обусловливают упорство подростков в достижении цели, в преодолении препятствий.

Постановка целей в среднем школьном возрасте характеризуется следующим: подросток, в отличие от младшего школьника, не только подчиняет свое поведение цели, заданной учителем, но и может самостоятельно ставить цели, то есть планировать свою работу. Самостоятельная постановка целей распространяется не только на учебную работу, но и на внеклассные виды деятельности. Подросток уже умеет ставить гибкие цели, меняющиеся в зависимости от условий, что необходимо при обучении, построенном на решении проблем. У многих обучающихся складывается привычка длительное время следовать своей цели и подчинять этому свое поведение. Подростки обнаруживают упорство в достижении цели и в преодолении трудностей на этом пути. Развитие стержневых избирательных интересов делает поведение подростков в целом целеустремленным. К концу подросткового возраста складывается умение ставить перспективные цели, связанные с будущим. Развивающая работа с подростками в процессе целеобразования состоит в формировании у них отсутствующих приемов целеполагания. Вместе с тем важной воспитательной задачей является предоставление подростку возможности осуществлять самостоятельную пробу сил и способностей, то есть ставить перед самим собой несколько целей и проводить их широкую апробацию.

Школьник должен сам убедиться в несостоятельности для себя определенных целей, научиться выбирать цели (в том числе и будущую профессию) обоснованно и уверенно. Это будет способствовать преодолению инфантилизма старшим подростком при выборе своего жизненного пути. Для развития процессов целеполагания также большое значение имеет вовлечение школьника, наряду с обучением, и в другие виды деятельности (общественно-политическую, общественно-полезную, спортивную и др.). Это учит подростка распределять внимание между несколькими целями, определять разумную последовательность их выполнения, а значит, планировать и ценить свое время, оптимально его использовать.

Эмоциональная жизнь подростка связана с ростом его самосознания и вместе с тем с неустойчивостью его самооценки.

Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника: близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии; объективные свидетельства взросления — получение паспорта; в 18 лет — гражданское совершеннолетие и получение гражданских прав; позиция самих одиннадцатиклассников в школе как старших; знакомство с новыми формами обучения (семинары, зачеты и др.) и усложнение в связи с этим учебной деятельности; развертывание зрелой деятельности по самообразованию.

Развитию мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника: потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего; наличие социальных мотивов долга, ответственности перед обществом; тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ценностных ориентаций; осознание себя как целостной личности, своих возможностей в выборе профессии, своей жизненной позиции; сформированность целеполагания — переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, готовность к принятию решений, касающихся не только себя, но и других; повышенный интерес ко всем формам самообразо­вания; устойчивость интересов, относительная независимость от мнения окружающих.

Отечественные исследователи, занимающиеся проблемой мотивации, предлагают различные классификации мотивов, так, например, А.Н.Леонтьев, как указывалось выше, выделяет два вида мотивов, а именно смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы, С.Л.Рубинштейн, который так же, как и А.Н.Леонтьев работал над теорией деятельности, выделил тенденции долженствования и тенденции влечения, B.C. Мерлин подразделяет мотивы на сильные и слабые, а В.Г. Асеев на непроизвольные и содержательные [3].

А.Н.Леонтьев определил структуру потребностно-мотивационной сферы. Первым и основным компонентом структуры мотивации, как говорилось ранее, является мотив, в котором свое предметное содержание получает цель, второй компонент, достижение которой ведет к удовлетворению потребностей, и последний компонент — условия, то есть внешние обстоятельства и внутренние средства действующего субъекта.

Б.И. Дадонов выделил четыре структурных компонента мотивации:

1) удовольствие от процесса деятельности;

2) прямой результат деятельности;

3) вознаграждение за деятельность;

4) избежание санкции, которая грозит в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее исполнения [4].

Под учебной мотивацией подразумевается процесс, который направлен на выполнение учебной деятельности. Мотивация играет важную роль в обучении обучающихся 5-11 классов, в этом возрасте для обучающихся очень важен авторитет учителя, взаимоотношение их с учителем, а так же похвала и оценивание учителем его деятельности. Повышение мотивации учения в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и важных проблем современной школы. Ее значимость обусловлена обновлением, модернизацией содержания обучения, постановкой задач формирования, повышения у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществление в единстве нравственного, эстетического, культурного, патриотического, трудового воспитания школьников. Все меры направлены на стимулирование, выработку интереса у школьников к процессу обучения. Но как показывает практика, проблема повышения мотивации учения у школьников остается, к сожалению, еще не решенной.

Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя, является скрытая в оценке информация о его возможности. Оценка учителя повышает мотивацию, если она имеет отношение не к способностям обучающегося в целом, а к тем усилиям, которые ученик прилагает при выполнении задачи. Если учитель в своей оценке мобилизует новые дополнительные усилия обучающегося (а не просто слепо верит в силы обучающегося), то это вызывает рост активности и внутренней мотивации.

Другим правилом выставления оценки учителем для поощрения мотивации является прием сравнения успехов обучающегося не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. При этом слабый ученик будет чаще испытывать чувство успеха, а сильный будет встречаться с необходимым ощущением неудачи. Таким образом, похвала и оценка учителя только тогда будут стимулировать положительную мотивацию, когда они будут учитывать реальный вклад обучающегося в работу, психологическую стоимость этой работы для данного школьника.

Общая задача учителя состоит в том, чтобы ученик постоянно был мотивированным к действиям — и в начале урока, и в ходе его, и в конце урока. Но по содержанию эта мотивация разная.

В начале урока ученик должен понять, что полезного и нового он узнает, где сегодня сможет применять усвоенное, какие преимущества даст ему усвоение материала урока. В ходе урока кроме сохранения и усиления исходной мотивации могут возникнуть новые дополнительные мотивы. Это происходит, если ученик начинает осознавать и понимать, какими способами он действует, умеет их оценить, сравнить, получить удовольствие от самого процесса своего обучения. В конце урока необходимо создать мотивацию завершения — ученик должен уметь оценить: какие поставлены в начале урока задачи выполнены, какие — нет, уметь определить причину этого, сделать для себя выводы, поставить задачу для последующих этапов. Главная задача конца урока заключается в том, чтобы каждый ученик смог выйти из него с положительным опытом [4, c.54].

Для проверки усвоения изученного можно применять тесты, математические диктанты, самостоятельные работы, но это не у всех учеников вызывает интерес.

Абсолютно всем ученикам нравятся эстафеты, не спортивные, конечно, эстафету можно провести, не покидая рабочее место обучающегося.

Например, если заранее приготовить карточки с примерами, которые можно выполнить устно или использовать черновик в течение непродолжительного времени.

Дать ученикам, сидящим на первых партах каждого ряда. Формирование мотивации состоит в том, что ученик может выбрать любой посильный для него пример, задание из предложенного списка, зачитывает выбранное задание всему классу громко и разборчиво, затем называет ответ, вычеркивает ручкой и передает другому. У ребят идет настоящий турнир, соревнование, иногда это проходит шумно, но это нормальная в этом случае рабочая обстановка. Детям интересно, а учитель, контролируя ситуацию, замечает, кто решает самые легкие примеры, а кто уже легко справляется с более сложными.

Публично видны ошибки (если ответ обучающегося неверный, он выбирает другой пример, а этот решит другой ученик). Хороший приём формирования мотивации – проведение интегрированных уроков. Например, математика-история или математика-география.

Чтобы у обучающихся не возникло представление, что математика — наука безымянная, знакомим их с именами людей, творивших науку, богатым в эмоциональном отношении эпизодами их жизни.

К сожалению не все дети 5-6 классов справляются с задачами на «разрезание» на олимпиадах, поэтому вместо физкультминутки или для смены деятельности на уроке, когда ученики устали от сложной темы, можно решить задачу на «разрезание фигуры».

Рассмотрим элементы занимательности для мотивации обучения. Например, при изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» школьники хорошо усваивают алгоритм действий, если использовать такой прием: «числа с одинаковыми знаками любят друг друга, поэтому их надо сложить и поставить общий знак, а числа с разными знаками ссорятся – «Кто сильнее, чья возьмет?».

Ещё больший интерес у обучающихся вызывают задания, описывающие примеры из повседневной жизни. Например, при изучении темы «Окружность и круг» сообщим учащимся, что по-латински «радиус» – это «спица колеса», и предлагаем самим нарисовать радиус окружности.

При изучении темы «Проценты» можно решить задачи на тему «Скидка в магазине» и «Семейный бюджет».

Задача №1 «Скидка в магазине».

В магазине «Одежда Европы» действует скидка 5% за каждого приведенного с собой друга, 10% за каждых двух друзей, 15% за каждых трёх друзей и так далее. Сколько нужно привести друзей, чтобы скидка на товар стала 50%, 65%?

Задача №2 «Скидка в магазине».

Перед новым годом разные магазины объявили разное снижение цен. В каком магазине — А или В скидки больше, если:

а) магазин А снизил цены на 1/3, а магазин В на 35%;

б) магазин А снизил цены на 1/6, а магазин В на 15%?

Задача №3 «Скидка в магазине».

Скидка на товар в магазине в будний день составляет 25%, а по карте постоянного покупателя можно получить скидку еще 10%. Какова полная цена товара, если во вторник постоянный покупатель заплатил 810 руб.?

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это большой стимул в обучении. На таких уроках активизируются психические процессы обучающихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе более 80% информации воспринимает и запоминает с помощью зрения.

Использование готовых презентаций и коротких видеороликов не только мотивирует, но и дает высокий процент усвоения материала.

Хорошим помощником является образовательная платформа РЭШ. Готовые видеоуроки имеют четкую структуру, не занимают на уроке много времени, понятно изложенный материал, хорошо подобранные тренировочные задания, которые выполняем на компьютере, а это всем учащимся очень нравится. Итак, мотивация формируется, дети увлечены, материал закреплён, все получат оценки за выполненные задания.

Методические приемы, которые влияют на формирование мотивации:

Создание проблемной ситуации.

Ролевые и деловые игры.

Решение нестандартных задач на смекалку и логику.

Элементы занимательности.

Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие работы и т.п.

Суть этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех обучающихся вовлечься в работу с первых минут урока.

Итак, сформируем мотивацию на каждом уроке, заинтересуем своим предметом, получим достойные результаты в обучении.

Кроме того, продуктивное мышление неотделимо от решения той или иной проблемы. Оно не только начинается с проблемы или вопроса, удивления, непонимания и разногласия, но и продолжается в процессе поиска путей и последующего решения ряда последовательных задач, направленных на разрешение проблемы в целом. Проблема – это всегда знание о незнании, то есть осознание недостаточности знаний для удовлетворения определённой познавательной потребности. Ситуация затруднения школьника в решении предложенной учителем задачи приводит к явному пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что, в свою очередь, вызывает интерес к познанию и установку на приобретение нового знания.

Осознание потребности происходит в проблемной ситуации и зависит от уровня знаний, направленности познавательных интересов и личности учащегося. Проблемная ситуация создаёт определенное психическое состояние, возникающее при решении задачи, и помогает учащемуся осознать разногласия между необходимостью выполнения задания и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний. Осознав это разногласие, учащийся ощущает потребность открыть (усвоить) новые знания о предмете, способе или условиях выполнения действий.

Чаще всего обучающиеся осознают проблему под руководством учителя.

Например, в 6 классе «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

При знакомстве с правилом сложения и вычитания дробей с разными знаменателями учитель предлагает решить задачу: Утром мама дала Варе денег на завтрак в школьной столовой. Вернувшись домой, Варя сказала, что ½ всех денег израсходовала на булочку, 1/5 – на чай, а 3/10 – на конфеты. Мама поняла, что деньги израсходованы все. Как она это узнала?

Проблемная ситуация создана: для решения задачи нужно сложить все дроби, для чего имеющихся знаний недостаточно, так как обучающиеся умеют складывать только дроби с одинаковыми знаменателями. Возникает мысль: можно привести эти дроби к общему знаменателю. НОЗ служит НОК знаменателей этих дробей. Далее снова возникает вопрос о том, как найти дополнительные множители. Таким образом последовательно в процессе решения проблемной задачи создаётся алгоритм выполнения сложения дробей с разными знаменателями.

Например, в 9 классе, “Арифметическая прогрессия”. Учитель предлагает решить задачу из биографии К.Ф. Гаусса: Однажды учитель, чтобы занять первоклассников, пока он будет заниматься с учениками третьего класса, велел сложить все числа от 1 до 100, надеясь что это, займет много времени. (Делает паузу, даёт учащимся некоторое время для вычисления, обдумывания. Заслушивает результаты ребят и способ вычисления. Если рационального способа нет, то продолжает.) Но маленький Гаусс сразу сообразил, что 1+100=101, 2+99=101 и т. д. И таких чисел будет 50. И умножив 50 на 101, получил результат в уме, едва учитель закончил чтение условия.

Проблемная ситуация создана: каким образом нашёл сумму 100 членов арифметической прогрессии ученик 1 класса, не прибегая к непосредственному сложению чисел? Возникает мысль: можно вывести специальную формулу?

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное и оно не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. При рассмотрении аналогичной формулы в геометрической прогрессии примером можно взять и биологическую статистику, например: “В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что за одну минуту одна из них делится на две. Сколько их будет через час?”

В основе создания проблемной ситуации лежат следующие условия:

— наличие диалектических противоречий в содержании изучаемого материала;

-достаточность знаний и умений обучающихся для раскрытия имеющихся противоречий;

— значимость информации, которую можно получить, решив проблему;

— наличие у обучающихся стремления к познанию и познавательной активности;

На уроке математики проблемная ситуация может быть сформулирована как самим учителем, так и учащимися. В зависимости от участия обучающихся в проблемном обучении, можно говорить о разных уровнях проблемности.

Уровень несамостоятельной проблемности (первый уровень).

Это процесс, при котором учитель, создав проблемную ситуацию, сам выдвигает проблему и показывает пути её решения.

Например, при изучении темы «Иррациональные числа» в 8 классе, учитель предлагает учащимся указать корни уравнений: х2=9; х2=0; х2=100; х2=4; х2=25; х2=0,16; х2=2.

Последнее число вызывает у обучающихся затруднения: существует ли число, квадрат которого равен 2? Далее учитель последовательно подводит обучающихся к выводу, что такое число существует, но это число не рациональное. Что же это за число?- спрашиваю обучающиеся. И учитель вводить понятие иррационального числа.

Уровень полусамостоятельной проблемности (второй уровень).

Это процесс, при котором в поисках проблемы принимают участие обучающиеся.

Например, при знакомстве с формулой члена арифметической прогрессии в 9 классе учитель предлагает учащимся найти второй, третий, четвёртый, сотый и т.д. член прогрессии и выразить его через первый член и разность. Возникает проблема: как, не прибегая к применению определения арифметической прогрессии и выполнению таких преобразований сразу найти любой член арифметической прогрессии через первый член и разность? Оказывается, что используя полученные конкретные формулы членов прогрессии можно объединить в одну, общую. Позволяющую найти любой член.

Уровень самостоятельной активности (третий уровень).

Это процесс, когда при возникновении проблемной ситуации учащимся предлагается самостоятельно выдвинуть гипотезу для её разрешения и попробовать её обосновать.

Например, при изучении свойства медианы равнобедренного треугольника проведённой к основанию, в 7 классе, целесообразно провести экспериментальное исследование: предложить учащимся сначала построить медиану, биссектрису и высоту из данной вершины в разностороннем треугольнике, а затем в равнобедренном.

Выполняя построения в равнобедренном треугольнике, обучающиеся выдвигаю гипотезу, что все три отрезка совпадают, то есть таким образом формулируют учебную проблему – доказать это свойство. Далее, опираясь на изученные признаки равенства треугольников, признак равнобедренного треугольника, свойство равных смежных углов, самостоятельно доказывают сформулированное свойство, то есть приобретают новые знания.

Уровень творческой активности (четвёртый уровень).

Это учебный процесс, при котором обучающиеся работают над заданием, успешное выполнение которого требует творческого воображения, логического анализа, «открытия» нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства, выводов и обобщений.

Выбор учителем уровня проблемности зависит от;

— изучаемого материала;

— уровня подготовки обучающихся.

На уроках математики целесообразно выделять следующие этапы процесса решения учебных проблем:

Таким образом, важными дидактическими приемами развития мотивации учения являются:

— умение обратить внимание учеников на обычные жизненные факты и явления под другим углом зрения;

— подбор задач, содержание которых связан с краеведческим материалом;

— отбор фактов, которые наиболее интересуют обучающихся 5-11 классов, а именно — что связанные с их собственной жизнью, с делами близких и знакомых людей.

Для повышения мотивации в этом направлении учимся конструировать задачи с практическим содержанием:

1. Какую часть оплата холодной воды, горячей воды, отопления составляет от общей суммы, которую платит их семья за коммунальные услуги?

2. Посчитайте затраты семьи на завтраки и на ужины. Какой процент они составляют от общего бюджета семьи?

3. Сколько стоит поездка на автомобиле, если расстояние 100 км? Расход бензина и цену за бензин узнать самим.

Традиционная методика решения задач не учит учеников рефлексии и операции соотнесения реальных данных. На собственном опыте мы убедились в том, что наши дети очень далеки от решения этих вопросов.

Большое значение для мотивации труда обучающихся имеет применение на уроке групповой работы, такая форма обучения восполняет дефицит общения обучающихся и в школе и дома. Родителям некогда, они работают. Сверстники теперь мало играют во дворах, все сидят за компьютером и чаще всего общение происходит в такой форме.

При групповой работе создается атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, которая создает благоприятный эмоциональный фон, оказывает влияние на развитие интереса к знаниям, способствует продуктивности процесса познания.

В группе каждый приобщается к общему делу. Групповая работа привлекает обучающихся деловой направленностью, создает возможность каждому ученику сравнить свои возможности с возможностями других и поднять свою самооценку. При такой работе можно давать одинаковые задания и устроить соревнование между группами, а также использовать задачи, составленные детьми в творческих работах.

На одном из таких уроков у нас присутствовали родители. Дело кончилось тем, что они организовали свою группу и включились в работу, что очень понравилось их детям. В их глазах была гордость за родителей: «Они тоже могут!»

Можно давать задания разного уровня сложности. После выполнения задания на месте, обучающиеся из каждой группы выходят к своей доске (у меня их четыре) и объясняют подходы в выполнении данного задания. Работа построена так, что они выходят друг за другом с постепенным усложнением заданий, но каждый ученик чувствует свою причастность к общему делу, так как он со своим заданием справился и не подвел свою группу. Источником знаний в данном случае является каждый член группы.

Такая форма работы учит сотрудничеству, и каждый ученик чувствует себя личностью, но она требует большей подготовки учителя к такому уроку. Важно, что это объединяет класс, учит выслушивать мнение других, отстаивать свою точку зрения и соглашаться с другими, если не прав. Иначе говоря, такая форма работы имеет и большое воспитательное значение.

Творческие подходы в обучении предмету с использованием новых стандартов позволяют учащимся продемонстрировать более высокие уровни достижений в учебе и выявить динамику роста количества групп более подготовленных обучающихся.

Формированию мотивации учебной деятельности у обучающихся способствует необычная форма преподавания материала. Внедрение исторических и занимательных материалов, прикладных задач на уроках математики не только повышает мотивацию, но и развивает учеников, расширяя их кругозор, раскрывает диалектику предмета; служит для развития творческих способностей и познавательного интереса обучающихся.

Поэтому важно уделить время на уроке для вставки небольшого рассказа или ремарки, используя разработанный материал. В начале изучения темы можно предложить учащимся послушать небольшую историческую справку о новой теме или создать интригу, предложив решить прикладную задачу, это позволит сразу показать учащимся прикладную направленность изучения новой темы. А изложение новой темы в сопровождении мультимедийной презентации сконцентрирует внимание учеников.

Мультимедийные презентации — удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Изложение новой темы в сопровождении презентации значительно больше концентрирует внимание учеников, стимулирует их умственную деятельность. Следует отметить, что при проведении урока с использованием мультимедийной презентации соблюдается основной принцип дидактики — наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала школьниками, повышает эмоциональное восприятие и развивает все виды мышления у детей [2].

Воспитанию положительной мотивации учебной деятельности способствуют общая атмосфера в школе и классе; привлечение обучающегося к коллективным мероприятиям; сотрудничество учителей и обучающихся; помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, которые наталкивают обучающегося на правильное решение; привлечение учителем учеников к оцениванию и формирование в них адекватной самооценки.

Перестройка позиции учителя в обеспечении мотивационного компонента урока предполагает такую организацию обучения, чтобы для всех детей были предпосылки воспитания положительных черт характера, желание и умение учиться.

Для развития мотивации учения нужна среда, что стимулирует, и целенаправленное воздействие через систему педагогических приемов. Общие условия педагогического стимулирования на уроках следует сочетать с применением широкого диапазона методических приемов, которые «прямо работают» на мотивационный компонент урока.

К мотивационному компоненту урока нужно подбирать интересный материал, который стимулирует эмоции и чувства обучающихся, используя ролевые, сюжетные, дидактические игры. Игра в учебном процессе создает мотивацию, возбуждает интерес, развивает коммуникативные навыки. Преимущество игры еще в том, что она достигает своей цели незаметно для ребенка.

Эмоциональные переживания у обучающихся вызывает все новое, яркое, интересное, насыщенное живыми образами.

Тот учебный материал, который нашел эмоциональный отклик у учеников, вызвал у них интеллектуальные чувства, запоминается лучше и крепче.

Таким образом, можно сказать, что проблема мотивации довольно широко разработана и нашла своё отражение во многих концепциях, рассматривающих мотивационную сферу человека.

 

 

 

 

×
×