Автор: Стрельченко Ирина Викторовна
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я работаю по теме «Развитие речи и активизация словаря детей в рамках ФГОС ДО». По то теме я работаю второй год. В прошлом году моя работа в основном была направлена на развитие речи и обогащение словарного запаса у детей, т.к. я набрала новую группу. В процессе адаптации выяснилось, что 22 % детей оказались не говорящими, у 39 % был не достаточно развит словарный запас согласно возрасту, поэтому я поняла, что без расширения словарного запаса детей невозможно совершенствование их речевого общения. Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В ФГОС ДО речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и включает в себя владение речью, как средством общения и культуры. Потому моей главной задачей как педагога было помочь им в освоении разговорной речи, усвоении родного языка.
По итогам этой работы были получены следующие результаты:
1.Сократился процент плохоговорящих детей (11%)
2.Расширился словарный запас у детей
В этом году я изменила форму организации в работе по теме. Хочу поделиться своей культурной практикой «Развитие речи и читательского вкуса детей через проведение литературно-творческой гостиной».
Мы с вами живем в век нанотехнологий, компьютерных технологий, современных гаждетов. Средства массовой информации почти вытеснили из жизни такую традиционную форму общения, как чтение. Дети все больше времени проводят у экранов телевизоров или играя в игрушки на смартфонах, планшетах. В семьях стали мало разговаривать с детьми, мало читать, потому обедняется словарный запас и как следствие понижается уровень интеллектуальных возможностей.
У детей нарушается процесс социализации, вхождение в общество. Не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей. Формально люди грамотны, они читают, но уметь читать не значит складывать из букв слова, а уметь читать — это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.
Проанализировав все это, я поняла, что воспитатель должен участвовать в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношение к книге, как явлению культуры. Потому в своей работе я стала использовать такую культурную практику, как проведение «Литературной-творческой гостиной». Для этого я определила цель и выделила задачи.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности к детской литературе (чтение книг, заучивание стихов, пересказ, инсенирование)
Задачи:
— Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;
— Расширить социальное партнёрство, привлечь родителей к чтению;
— Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
— Воспитывать у детей бережное отношение к книге;
— Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
— Расширять представление родителей о детской литературе;
— Оказать семье информационную помощь.
Литературно-творческая гостиная – это гибкая форма организованного общения, которая импонирует ребенку, потом я решила использовать эту форму организации в своей работе. Привлекательность её состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме, которая определена календарно-тематическим планированием ДОУ или какой-то знаменательной дате, используя различные формы и атрибуты. Литератрная гостиная может быть тематической, мемориальной или жанровой. В рамках гостиной, мною были организованы книжные выставки: «Знакомство с творчество А. Барто», «Сказки В. Степанова», «Зимушка-Зима» и тематические: «Новый год – пора чудес», «Наша Армия» и др. Очень любят мои дети сказки и много книг приносят из дома и расположившись в литературной гостиной, я им читаю, а они с довольствием слушают…
Чтобы организовать детей на чтение, использую прием – волшебный стул. Когда я накинув на плечи шаль, сажусь на расписной стул, дети уже знают, будет сказка. Именно сказка помогает детям стать умными, любознательными, сообразительными. После прочтения сказки, обязательно обсудим ее: кто был добрым, кто был плохим, чей поступок хороший, а чей не очень, тем самым помогая ребенку сформировать морально-нравственные качества, понять что хорошо, а что плохо. Иногда предлагая детям придумать новый конец в знакомой сказке. Дети с довольствием включаются в этот процесс. Это может занимать несколько дней. Такой прием развивает воображение, мышление…
В дальнейшем знакомые сказки дети могут рассказывать друг другу применяя «Магнитный театр». Я изготовила магнитный театр по сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три поросенка». Дети выбирают себе персонажа и действуют от его имени, подражая интонационно. Могут что-то добавлять от себя, придумывать новое. Сейчас я работаю с детьми среднего возраста, а вот со своими старшими дошкольниками мы вместе придумывали сказки. Это очень увлекало их: они придумывали имена своим персонажам, черты характера. Обсуждали сюжет, спорили. Рисовали рисунки по сказкам, а потом с удовольствием предъявляли продукт своего творчества родителям. Сочиняя сказку или рассказывая ее, ребенок развивает свою речь и обогащает ее своей фантазией. Сказки помогут предупредить у ребенка проявления черствости, жестокости, недоброжелательности.
Если обратиться к непосредственно – образовательно деятельности, то я отметила, что заучивая программные стихи, дети с трудом их запоминают, а через некоторое время забывают. Потому я стала использовать прием инсценирования стихотворения. А для этого мы вместе с детьми изготавливаем атрибуты, несложные декорации. Это также работает на сплочение ребят, они становятся более самостоятельными, активными. Стремятся помочь друг другу в затруднительных ситуациях.
Хотелось бы сделать традицией встречи в литературно-творческой гостиной, проведение викторин, конкурсы чтецов. Такого рода мероприятия предусматривают большую подготовительную работу, поэтому обращаюсь за помощью к родителям. Они становятся участниками педагогического процесса, помогают организовывать тематические выставки, конкурсы чтения стихов. Принимают непосредственное участие в создании собственной библиотеки в группе. Также совместно с родителями и коллегами провели акцию «Прочитал книгу – передай ее другому». Участники акции приносят свои любимые книги, для того чтобы передать другим и выбирают книги для себя. Отдавая ценную для себя вещь другому человеку, дети учатся с уважением относиться и к чужим книгам.
Литературно-творческая гостиная — удобная форма организации совместной деятельности с детьми. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, литературную игру, диалог со зрителем и даже дискуссию на любом возрастном этапе. В «Литературно-творческой гостиной» я стараюсь привлечь к участию всех воспитанников группы. Каждый ребенок находит здесь дело по душе: кто-то рассматривает книги, кто-то рисует знакомых героев, кто-то вместе со мной изготавливает атрибуты и т.д…. Особенность гостиной заключается в том, что она может объединить детей разных возрастов и разного уровня подготовки. Это способствует у детей такому важному качеству, как самостоятельность и инициативность. В ней могут участвовать и родители, выпускники ДОУ – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения.
В итоге, применение такой нетрадиционной формы обучения позволил значительно расширить поле моей деятельности, помогло отойти от строгих рамок непосредственно-образовательной деятельности с ее неизменной структурой: беседа; ответы на вопросы; выполнение заданий, анализ. Для детей такие встречи с литературой становятся «трудом и творчеством, приобщением к культурно-нравственным ценностям русского народа, идеалам добра и красоты». У них активизируется и обогащается словарный запас. Появляется желание узнавать новое и интересное при помощи книги. Родители отметили возникший интерес детей к книгам и поддержали его. Из опроса родителей я выяснила, что они стали чаще читать дома по просьбе детей, т.е. я смею утверждать, что возрождаются традиции семейного чтения. В будущем планирую продолжить эту работу.